Альтруи́зм (от лат. «alter» — другой) — бескорыстная забота о благе других, близкая к самоотверженности. Огюст Конт, введший термин, видел в нём принцип «жить для других» и основу гуманизации общества [1] . Он различал инстинктивный альтруизм животных и человеческий, развивающийся с цивилизацией [2] .

Ранее философы (Сократ, Шефтсбери, Смит, Юм, Лейбниц, Кант, Фейербах, Руссо) осмысляли альтруизм как нравственную основу, противопоставляя эгоизму [3] .

Трактовка

Научные трактовки альтруизма зависят от специфики конкретной отрасли знания. Философия и этика связывают альтруизм с выражением нравственного требования, основанного на естественной взаимной расположенности людей в сообществе. Социолог Э. Дюркгейм понимал под альтруизмом растворение индивида в социуме, отказ от личных устремлений в пользу общественных и полное принятие социальных норм [4] .

В психологии альтруизм часто определяют как осознанное, добровольное и бескорыстное служение другим, основанное на преданности, симпатии и сострадании. Альтруист может поступиться своими желаниями и благополучием, вплоть до самопожертвования. Иногда альтруизм рассматривают как просоциальное поведение или один из его аспектов [5] .

В определённом смысле альтруизм противоположен эгоизму. Некоторые исследователи отличают альтруизм от помощи, мотивированной эмпатией, поскольку эмпатическое сопереживание напрямую зависит от степени необходимости помощи. С этой точки зрения, преодоление эмпатического волнения схоже с редукцией личных переживаний и поэтому трактуется как эгоистический мотив [6] . Однако, по мнению Мартина Хоффмана, такой подход игнорирует разницу между целью и результатом действия: удовлетворение от поступка не обязательно означает, что оно было его мотивом [7] . Хайнц Хекхаузен также полагал, что чувство удовлетворения может следовать за реализацией любого намерения, поэтому его нельзя считать критерием эгоистической мотивации [8] [9] .

В христианстве альтруистическое побуждение отражено в призыве Иисуса Христа «возлюбить ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22, 39, Мк. 12, 31, Лк. 10, 27) [10] [11] .

Понимание альтруизма

  1. Классическое понимание (О. Конт): альтруизм противоположен эгоизму и подразумевает линию поведения, при которой человек приносит другим больше пользы, чем получает от них [9] .
  2. Современный взгляд (Ч.Л. Харди, М. ван Вугт, Д. Миллер, Д. Келли): альтруистические действия могут создавать долгосрочные преимущества для альтруиста, хотя и не предполагают немедленной выгоды [10][11][12] .
  3. Трактовка Дж. Сеглоу: альтруизм — это добровольный поступок, который теряет свою альтруистическую сущность, если совершается с расчётом на компенсацию [13] .
  4. Философия В. Соловьёва: альтруизм выводится из чувства жалости и рассматривается как естественное проявление человеческой природы. Соловьёв формулирует общий закон альтруизма, созвучный категорическому императиву И. Канта [14][15] .

Альтруистическое поведение может быть социально выгодным, способствуя росту репутации индивида [16] . Также оно может служить формой саморекламы (описано израильским зоологом А. Захави как «эффект потлача»).

По мнению психолога Н.В. Гришиной, альтруизм представляет собой отдельный мотив, отличный от мотивов личной выгоды. Он основан на любви и бескорыстной заботе об окружающих, готовности к самопожертвованию ради группы [17] .

  1. Этический альтруизм:
    • Основан на внутренних моральных принципах и совести.
    • Связан с идеей справедливости и правосудия.
  2. Эмоциональный альтруизм:
    • Базируется на симпатии, сочувствии, сострадании.
    • Включает филантропию — помощь за пределами личных связей.
  3. Рациональный альтруизм:
    • Альтруизм как мудрость (К. Лумер) [18] .
    • Взаимный (реципрокный) обмен.
    • Обобщённый обмен.
    • Рациональный баланс интересов (Г. Марголис) [19] .
    • Парето-альтруизм: действия, не требующие жертв.
    • Утилитарное понимание: максимизация общего блага.

Социальная психология альтруизма

Исследования показали наличие различий в альтруистическом поведении между мужчинами и женщинами. Женщины чаще склонны к долгосрочным просоциальным действиям, таким как забота о близких людях. Мужчины же в большей степени предрасположены к единовременным героическим поступкам, например, во время пожара, которые могут идти вразрез с общепринятыми социальными нормами [20] .

Эволюционная психология также предоставляет данные о том, что сотрудничество и взаимность играют ключевую роль в выживании людей. Герберт Саймон утверждал, что просоциальное поведение даёт преимущества в процессе естественного отбора, и альтруизм в определённом смысле можно считать генетически запрограммированным в человеке [21] .

Социально-психологические исследования альтруизма подчёркивают важность личной ответственности в просоциальном поведении. Принятие решения подразумевает принятие ответственности за его последствия. При групповом принятии решений ответственность распределяется между членами группы, снижая индивидуальную ответственность каждого участника. Дмитрий Леонтьев, ссылаясь на работу социальных психологов Ли Росса и Ричарда Нисбета [22] , отмечает: «Если вы оказались в беде и нуждаетесь в помощи, а мимо проходят люди, не обращайте призыв о помощи в пустоту. Выберите конкретного человека, установите с ним зрительный контакт и обратитесь к нему лично. Это многократно повысит вероятность получения помощи» [23] .

Левые политические теории, стремящиеся построить общество на основе взаимопомощи вместо конкуренции, могут апеллировать к альтруизму как поведенческой установке. Пётр Кропоткин в книге «Взаимопомощь как фактор эволюции» и Питер Сингер в работе «Дарвиновская левая» (A Darwinian Left) [24] приводят примеры альтруистического поведения животных и первобытных человеческих сообществ в качестве аргументов в пользу левой политики.

Религиозные воззрения на альтруизм

Буддийское учение

Представления об альтруизме играют значимую роль в буддийской философии. Сострадание и любовь — фундаментальные понятия всех направлений буддизма, распространяющиеся в равной степени на все живые существа. Любовь трактуется как стремление к счастью для всех, а сострадание — как желание избавления всех от страданий. Далай-лама утверждал: «Любовь и сострадание способны исцелить множество недугов. Эти качества лежат в основе человеческой природы и являются ключом к высшему счастью» [21]

Однако буддийское понимание альтруизма несколько отличается от общепринятого, так как считается, что альтруистические действия приносят счастье и самому практикующему. По словам Далай-ламы, «чем больше мы заботимся о благополучии других, тем выше становится наше собственное чувство удовлетворённости».

Буддизм учит, что поступки человека порождают карму — последствия, соразмерные моральному значению совершённых действий. Деяния, признаваемые негативными, влекут воздаяние, а позитивные — вознаграждение [22]

Джайнистское мировоззрение

Джайны проповедуют ахимсу — непричинение вреда и уважение ко всему живому, то есть абсолютное почитание жизни во всех её формах. Джайнизм также постулирует равенство всех живых существ. Ришабхадева, первый тиртханкара, ввёл идею альтруизма по отношению ко всем формам жизни, включающую передачу знаний, самопожертвование, ненасилие и сострадание.

Ахимса нацелена на сведение к минимуму карм, ограничивающих потенциал души. В джайнизме каждая душа достойна почтения, поскольку способна достичь состояния сиддхи (божественности). Ввиду наличия души у всех живых существ, любые действия требуют повышенной осознанности и осторожности. Джайнизм подчёркивает равноценность всего живого, призывая к ненанесению вреда как великим, так и малым созданиям, вплоть до микроорганизмов. При этом признаётся, что возможности следовать этим принципам различны у аскетов и мирян.

Христианский взгляд

Фома Аквинский интерпретировал заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя» в том смысле, что любовь человека к себе служит образцом любви к другим [23] .. Рассматривая «любовь, которой человек любит себя, как исток и корень дружбы», он ссылался на Аристотеля, утверждавшего, что «источник дружеских чувств к другим кроется в отношении к самому себе». Хотя Аквинат не считал, что мы обязаны любить других больше себя, он полагал, что люди естественным образом стремятся к общему благу сильнее, чем к частному. Однако, по его мнению, любовь к Богу должна превосходить любовь к себе, ближним и даже собственной телесной жизни, поскольку конечная цель любви к ближнему — приобщение к вечному блаженству, более желанному, чем телесное благополучие. Контраст этого томистского учения, присутствующего в некоторых католических богословских школах, вероятно, послужил причиной введения Контом термина «альтруизм». Цель и смысл христианской жизни — прославление Бога через исполнение заповеди Христа относиться к другим с той же заботой и пониманием, с какими относишься к себе, памятуя, что вечность на небесах — то, ради чего Иисус воскрес на Голгофе.

Многие библейские авторы указывают на тесную связь между любовью к людям и любовью к Богу. В 1-м послании Иоанна (глава 4) говорится, что любовь к Богу невозможна без любви к ближним, а ненависть к ближним равносильна ненависти к Богу. Томас Джей Оорд в ряде книг утверждает, что альтруизм — лишь одна из форм любви, и альтруистический поступок не всегда является актом любви. Он определяет альтруизм как действие ради блага другого и соглашается с феминистками, отмечающими, что иногда любовь требует поступать ради собственного блага, когда требования другого подрывают общее благополучие.

Немецкий мыслитель Макс Шелер выделяет два способа, которыми сильные могут помогать слабым. Первый — искреннее проявление христианской любви, «проистекающее из ощущения непоколебимой безопасности, силы, внутреннего спасения и полноты собственного бытия» [24] . Второй — просто «один из многих современных суррогатов любви. не что иное, как желание отвернуться от себя и потерять себя в чужих делах». В худшем случае, по мнению Шелера, «любовь к малым, бедным, слабым и угнетённым оказывается замаскированной ненавистью, подавленной завистью, стремлением принизить и т.д., направленным против противоположных явлений: богатства, силы, власти, щедрости».

Исламское понимание

В арабском языке слово «ийтар» (إيثار) означает «предпочтение других себе».

Что касается вопроса донорства крови немусульманам (спорного внутри ислама), шиитский богослов Фадхил аль-Милани привёл богословские аргументы в пользу его допустимости. По сути, он рассматривает это как форму религиозного пожертвования и итхара (альтруизма) [25] .

Для суфиев ийтар подразумевает преданность другим через полное забвение собственных интересов, где забота о ближних считается требованием, предъявляемым Богом к человеческому телу как Его собственности. Значимость ийтара (или итара) заключается в самопожертвовании ради высшего блага; ислам рассматривает практикующих итар как следующих наивысшей степени благородства, сходной с понятием рыцарства. Постоянная устремленность к Богу ведёт к бережному отношению к людям, животным и прочему в этом мире [26] .

Иудейская трактовка

Иудаизм определяет альтруизм как желанную цель творения. Раввин Авраам Ицхак Кук считал любовь важнейшим человеческим качеством. Любовь понимается как дарение или даяние — суть альтруизма. Это может быть альтруизм по отношению к человечеству, ведущий к альтруизму по отношению к Творцу или Богу. Каббала описывает Бога как силу отдачи в бытии. Раввин Моше Хаим Луццатто сосредоточился на «цели творения» и том, как Божья воля призвана привести творение к совершенству и слиянию с этой силой отдачи.

Современная каббала, разработанная раввином Йегудой Ашлагом, в трудах о будущем поколении концентрируется на путях достижения обществом альтруистической социальной структуры [27] . Ашлаг предполагал, что такая структура является целью творения, а всё происходящее призвано поднять человечество на уровень альтруизма, любви друг к другу. Его внимание было сосредоточено на обществе и его связи с божественным [27] .

Сикхское учение

Пятый гуру Арджун Дев пожертвовал жизнью ради сохранения «22-каратной чистой истины, величайшего дара человечеству» — Гуру Грантх Сахиб. Девятый гуру Тегх Бахадур отдал свою голову в защиту слабых и беззащитных.

В конце XVII века десятый сикхский гуру Гобинд Сингх, воюя с могольскими правителями в защиту людей разных вероисповеданий, встретил на поле боя своего соплеменника-сикха Бхая Канхайю [28] . Тот поил водой и друзей, и врагов, раненных в сражении. Некоторые из противников, получив помощь, возобновляли бой, что возмутило часть сикхских воинов, посчитавших действия Канхайи контрпродуктивными. Они привели его к гуру Гобинд Сингху с жалобой. «Что ты делал и почему?» — спросил гуру. «Я поил водой раненых, ибо в каждом из них видел ваш лик», — ответил Бхай Канхайя. На что гуру сказал: «Тогда ты должен давать им и мазь для исцеления ран. Ты применил на практике то, чему учат в Доме Гуру».

Впоследствии, под руководством гуру, Бхай Канхайя основал волонтёрский корпус альтруистов, который и поныне занимается служением ближним и подготовкой новых участников этой миссии [29] .

Воззрения индуизма

В индуизме самоотверженность (Атматьяга), любовь (Према), доброта (Дайя) и прощение (Кшама) считаются высшими проявлениями человечности или «Манушьяттвы». Подаяние милостыни беднякам или неимущим рассматривается как божественное деяние или «Пунья». Индуисты верят, что оно очистит их души от вины или «Папа» и приведёт в рай или «Сварга» после смерти. Альтруизм также занимает центральное место во многих индуистских мифологических и религиозных поэмах и песнопениях. Массовая раздача одежды бедным (Вастрасева), организация донорских пунктов или масштабное жертвование пищи нуждающимся (Аннасева) — обычное явление на различных индуистских религиозных церемониях.

Бхагавад-гита поддерживает доктрину карма-йоги (достижения единства с Богом через действия) и «нишкам карма», или деятельности без ожидания личной выгоды, что можно считать включающим альтруизм. Альтруистические поступки обычно прославляются и очень позитивно воспринимаются в индуистской литературе, занимая центральное место в индуистской морали [30] .

Примечания

  1. ↑ Ильин, 2013, с. 114..
  2. ↑ Никитин В. Альтруизм // Католическая энциклопедия. — М., 2002. — Т. I. — Стб. 198—199..
  3. ↑ Ильин, 2013, с. 114—115..
  4. ↑ Ильин, 2013, с. 146..
  5. ↑ Х. Хекхаузен Мотивация и деятельность: Учебное пособие. : Смысл, 2003. — 471-472 с..
  6. ↑ Ильин, 2013, с. 147..
  7. ↑Стенли Дж. Гренз, Джей Т. Смит. Альтруизм // Христианская этика. Карманный словарь. — Ездра, 2006. — Т. I.(неопр.) .
  8. ↑ Современный психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, АСТ, 2007. — 496 с. — (Психология — лучшее). — 3000 экз..
  9. ↑ 9,09,1Manuela Lenzen. Evolutionstheorien in den Natur- und Sozialwissenschaften. Campus Verlag, 2003 (Google Books Архивная копия от 12 января 2017 на Wayback Machine)(неопр.) .
  10. ↑ 10,010,1 Charlie L. Hardy, Mark van Vugt. Giving for Glory in Social Dilemmas: The Competitive Altruism Hypothesis Архивная копия от 16 декабря 2014 на Wayback Machine.
  11. ↑ 11,011,1 David Miller. ’Are they my poor?’: The problem of Altruism in a World of Strangers. In: Jonathan Seglow (Hrsg.): The Ethics of Altruism.: Frank Cass Publishers, London 2004. S. 106—127..
  12. ↑ David Kelley. Altruism and capitalism. In: IOS Journal. 1 Januar 1994..
  13. ↑ Jonathan Seglow (Ed.). The Ethics of Altruism. ROUTLEDGE CHAPMAN & HALL. London..
  14. ↑Соловьёв В. С. Оправдание добра. Часть первая. Гл.3. Жалость и альтруизм.(неопр.) .
  15. ↑ Соловьёв. В. С. Оправдание добра, 3,11,I Архивная копия от 25 марта 2012 на Wayback Machine.
  16. ↑ Докинз, Клинтон Ричард. Возникла ли нравственность в процессе эволюции? // Бог как иллюзия = The God Delusion. — КоЛибри, 2009. — 560 с. — 4000 экз..
  17. ↑Проблемы моральных мотивов поведения в современной отечественной этической и психологической литературе — философия.ру — библиотека философии и религии filosofia.ru.(неопр.) .
  18. ↑ Christoph Lumer. Rationaler Altruismus. Eine prudentielle Theorie der Rationalität und des Altruismus. Universitätsverlag Rasch, Osnabrück 2000..
  19. ↑ Howard Margolis. Selfishness, Altruism, and Rationality. A Theory of Social Choice. Chicago and London, 1982..
  20. ↑ Eagly A.H. Sex differences in social behavior: A social-role interpretation. — Erlbaum, Hillsdale, NJ 1987..
  21. ↑ 21,021,1The phrase «core of our being» is Freudian; see Bettina Bock von Wülfingen (2013). «Freud’s ‘Core of our Being’ Between Cytology and Psychoanalysis». Berichte zur Wissenschaftsgeschichte. 36 (3): 226–244. doi:10.1002/bewi.201301604.(неопр.) .
  22. ↑ 22,022,1Lewis, Todd (2005). «Chapter 5: Altruism in Classical Bhuddism». In Neusner, Jacob; Chilton, Bruce D (eds.). Altruism in World Religions (PDF). Washington, D.C.: Georgetown UNiversity Press. p. 90.(неопр.) .
  23. ↑ 23,023,1Leviticus 19 and Matthew 22(неопр.) .
  24. ↑ 24,024,1 Thomas Aquinas, Summa Theologica, II:II Quaestio 25, Article 4.
  25. ↑Schmiedel, Ulrich; Smith, Graeme (15 February 2018). Religion in the European Refugee Crisis. Springer. pp. 295–96.(неопр.) .
  26. ↑ Gülen, M. Fethullah (2004). Key Concepts in the Practice of Sufism: Emerald Hills of the Heart. Rutherford, N.J.: Fountain. pp. 10–11..
  27. ↑ 27,027,1Ashlag, Yehuda (2006). Building the Future Society. Thornhill, Canada: Laitman Kabbalah Publishers.(неопр.) .
  28. ↑Cunningham, Joseph Davey (1918). «A History of the Sikhs». Oxford University Press. p. ix. Retrieved 30 November 2018.(неопр.) .
  29. ↑ Ralhan, O. P. (1997). The great gurus of the Sikhs. New Delhi: Anmol Publications Pvt Ltd. p. 253..
  30. ↑ Sivananda, Swami. Phaladhikaranam, Topic 8, Sutras 38–41..

Ссылки

  • Альтруизм — статья из энциклопедии «Кругосвет». Апресян Р. Г.
  • Альтруист — его характер, мотивы поведения. Достоинства и недостатки альтруизма.
  • PsyJournals — Альтруизм с удовольствием: психология добровольчества
  • Кейсельман (Дорожкин) В. Р. Грани альтруизма. − К. : Феникс, 2016. − 320 с.
  • Альтруизм: что это такое, виды, теории, примеры, кто такой альтруист — Forbes Life
  • Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
  • Аскетизм
  • Социальная психология
  • Мотивация
  • Моральные качества

Альтруизм – это явление, которое сегодня имеет гораздо меньшую распространенность, нежели в прошлые времена. Однако полностью оно не исчезло. Альтруисты вызывают у людей разные эмоции – как плохие, так и хорошие. Стоит подробнее разобраться, что данное понятие означает в психологии, какие у него есть подтипы, и стоит ли развивать в себе подобные качества.

Что это такое?

Описание и определение альтруизма довольно просты. Главный принцип здесь – совершение бескорыстных поступков ради других людей. Простыми словами, альтруисты живут ради других, оказывая безвозмездную помощь. Яркие примеры альтруизма – волонтерство, благотворительность.

Альтруизм не относится к насущным потребностям человека, хотя это понятие зародилось еще задолго до нашей эры. Антипод и противоположность альтруизма – эгоизм, и вот он-то как раз и заложен в нас природой. Так уж устроено с начала времен, что человеку свойственно заботиться о себе, ставить себя выше остальных. В случае опасности подавляющее большинство людей в первую очередь будет спасать себя.

Однако значение поддержки и помощи было трудно переоценить даже нашим предкам. Влияющими факторами стали затрудненный поиск пищи, сложность одиночной охоты, воспитания детей. Есть версия, что первые альтруисты возникли тогда, когда женщины поняли, что в одиночку воспитывать детей сложно. Тогда они начали помогать друг другу, сидеть с малышами, делиться пищей. Это дало толчок к новому развитию, человек стал более социализированным. Эгоистичные намерения и забота только о самом себе начали отходить на второй план.

Альтруисты получают удовольствие от того, что помогают другим людям. Причем есть разные степени альтруизма. Иногда это простая забота о близких, пожилых людях, животных. А иногда альтруистическое поведение подразумевает собой и самоотречение. Последний вариант более присущ женскому полу. В минуту беды многие дамы способны пожертвовать своей карьерой и личной жизнью ради близких.

Что касается мужчин, то большинство из них демонстрирует кратковременные альтруистические акты. Например, помощь в починке крыши, спасение утопающего и прочее.

Альтруизм – понятие интересное и многогранное, поэтому психологи и ученые постоянно изучают его и выдвигают интересные теории. Рассмотрим несколько таких теорий.

  • Биолого-социальная. Она подразумевает то, что склонность к добрым поступкам кроется в самом геноме человека. То есть это наследственное восприятие мира, передавшееся от родителей и далеких предков.
  • Социальная. Кардинально противоречит предыдущей, указывая на то, что альтруизм – это следствие воспитания и саморазвития. Однако эта же теория гласит, что альтруизм далеко не так безвозмезден. Альтруист не требует денег, однако ему важны чувство самоудовлетворения, уважение в обществе, повышение собственной репутации. Если он этого от доброго дела не получит, то и совершать его не будет.
  • Психологическая. По одной из версий психологов, альтруистам просто сложно наблюдать за страданиями других, поэтому они и стараются их облегчить. По второй версии, человек таким образом искупает свои грехи, и избавляется от чувства вины.

А также альтруизм принято разделять на слабый и сильный. Некоторые варианты добрых поступков приближены к эгоизму, как бы абсурдно это ни звучало.

  • Сильный. Подобный вариант предусматривает совершение поступка даже в ущерб себе. Примеры: работа врачей в тяжелых условиях, намеренное попадание в аварию водителя, пытающегося объехать выскочившую на дорогу кошку.
  • Слабый. Здесь альтруист руководствуется по большей части собственной выгодой. Например, жертвует деньги с целью популярности и уважения в обществе.

Кто такой альтруист?

Альтруист – это человек, помогающий людям в меру и не в меру своих возможностей. В зависимости от степени альтруизма человек может ожидать благодарности за свои поступки, либо же совершать их абсолютно безвозмездно. Альтруистов другие люди очень любят. Они расценивают их как верных товарищей, надежных деловых партнеров.

Совершение добрых поступков приносит гармонию в жизнь. Человек чувствует себя полезным и нужным, у него нормализуется психическое состояние, появляется энергия. А чем больше такой энергии, тем больше добрых дел мы готовы совершать. Подобный подход становится причиной того, что альтруисты счастливее других, меньше болеют, дольше живут. Кроме того, такие личности всегда могут рассчитывать на поддержку окружающих.

Однако в некоторых случаях альтруизм может быть даже вреден, или вызывать негативные эмоции у окружающих. Например, жена, муж которой бескорыстен для всех, может не согласиться с подобным положением вещей. Вот они договорились в субботу поехать на природу, а пришел сосед, и просит помочь с ремонтом. Муж идет, а жена наполняется негативом.

Или, скажем, патологический альтруизм. Человек помогает другим, и полностью забывает о себе. В итоге это приводит к растрачиванию внутренних ресурсов, депрессии, тревожности и чувству бессилия. В эту же категорию входят те, кто теряет меру в помощи домашним животным, начиная приносить домой всех. Это приводит к антисанитарии, недовольству соседей, неприятному запаху и болезням. Кроме того, патологические альтруисты – легкая добыча для разных мошенников.

Теперь рассмотрим черты личности, которые обычно имеет альтруистичный человек.

  • Приоритетность. Главными для альтруиста становятся чужие желания. Их он ставит выше своих собственных.
  • Высокая степень ответственности. Совершая добрый поступок, такой человек понимает, что он ответственен за результат и готов отвечать за возможные последствия.
  • Свобода выбора. Альтруист не нуждается в толчке, который сподвигнет его на оказание помощи. Он выбирает самостоятельно, оказывает ее абсолютно добровольно. Это собственный выбор.
  • Наслаждение. Сделав доброе дело, человек чувствует себя на вершине блаженства. Он полностью удовлетворен даже в том случае, если при этом были ущемлены его личные интересы.
  • Склонность к самопожертвованию. Альтруисты готовы задействовать любые ресурсы даже в ущерб себе. Это могут быть как физические и моральные, так и финансовые ресурсы.

Основные виды

Альтруизм принято разделять на несколько основных разновидностей. Рассмотрим, что они собой представляют.

Моральный и нормативный

Моральный альтруизм широко рассматривал в своих работах немецкий философ Кант. По его утверждениям, толчком к совершению добрых поступков является совесть. У человека есть некоторые внутренние моральные установки, которым он следует. Это так называемые поступки по зову совести, некие законы, которые человек выстроил для себя сам. Нормы морали при этом могут быть разными. Яркий пример – суд присяжных, где каждый человек имеет собственное мнение насчет преступления. Моральный альтруизм направлен в основном на то, чтобы добиться гармонии, и не ощущать напряжения и вины из-за того, что ты мог что-то предпринять, но не сделал этого.

Нормативный альтруизм также прямо связан с совестью. Но его понятие несколько глубже, и чаще относится к гражданской позиции человека. Подобная форма очень распространена в странах Запада, где человек совершает добрые дела, пытаясь добиться правды и торжества справедливости.

Хорошим примером нормативного альтруизма может стать книжный персонаж Робин Гуд, который грабил богатых, чтобы помочь бедным. Это выраженная форма протеста против устоев этого мира.

Альтруизм из симпатии и сочувствия

Это одна из самых простых форм, именно с ней мы можем сталкиваться ежедневно. Не секрет, что каждому нормальному человеку свойственно чувство эмпатии – сопереживания и сочувствия страдающему человеку. Сочувственный альтруизм чаще всего проявляется в семье, по отношению к друзьям, возлюбленным.

Человек оказывает им поддержку и помощь, а чувства, которые становятся к этому толчком, – любовь, дружба, привязанность, симпатия.

Рациональный

Второе название подобного понятия – разумный эгоизм. Действительно, такой альтруизм основан на какой-либо выгоде в большинстве случаев. Перед тем как совершить некий поступок, человек тщательно обдумывает, какой это принесет результат, не будет ли неких плохих последствий. Он подходит к совершению поступка рационально, вдумчиво, взвешивает все за и против.

Если «овчинка не стоит выделки», дело так и не будет закончено.

Другие

Есть еще много других типов альтруизма. Коротко разберем основные из них.

  • Взаимный (реципрокный). Такой подвид основывается на взаимной выгоде. Человек рассчитывает что-то получить взамен, сейчас или позже. Данная форма альтруизма широко распространена в студенческой и школьной среде, в церковной сфере.
  • Демонстративный. Здесь индивид демонстрирует доброту, поскольку боится осуждения и нарушений правил приличия. Например, человек уступает место в автобусе, переводит бабушку через дорогу.
  • Компенсирующий. Эта форма широко рассмотрена Зигмундом Фрейдом. Специалист склонен полагать, что люди совершают добрые поступки, поскольку мучимы чувством вины или боятся его. То есть это своего рода компенсация.
  • Родительский. В данном случае родители жертвуют своей личной жизнью или даже карьерой в угоду ребенку, посвящая ему все свое время. Однако не стоит путать это с гиперопекой. Родители-альтруисты потом не говорят детям, что отдали им лучшее, и пришла пора возвращать долги.
  • Ситуационный. Этот тип чаще относится к слабохарактерным людям или тем, кто быстро попадает под чье-то влияние. Например, кто-то слезно просит его немедленно выполнить некое дело. В другой ситуации человек и подумать не мог бы о том, чтобы совершать такой акт доброй воли.
  • Парохиальный. В данном случае вся доброта человека принадлежит только определенному кругу людей. Например, исключительно семье и друзьям. Всех остальных он воспринимает как чужаков. Парохиальных альтруистов отличает высокий уровень преданности, такие люди всегда незаменимы во время военных конфликтов. Второй пример – узкая религиозная община, где весьма настороженно относятся к чужакам.
  • Невротический. Данное понятие не совсем относится к альтруизму, но разобрать его коротко все же стоит. Личности, имеющие такую линию поведения, пытаются отвергнуть самих себя, чтобы социум их увидел и полюбил. Но при этом человек имеет желание полностью контролировать сложившуюся ситуацию и особенно людей.

Подобные личности часто являются тиранами.

Как развить в себе качество?

Теория эволюции гласит, что альтруизм передается на генном уровне. Однако современные психологи и ученые давно опровергли этот факт. Альтруизм можно выработать благодаря правильным жизненным установкам, хорошему воспитанию, саморазвитию. Есть несколько путей того, как взрослый человек может развить у себя подобную черту.

  • Помогайте людям, если вы можете это сделать. Речь идет не только о родных и близких, но и о незнакомых вам личностях. Вы почувствуете себя гораздо лучше, если совершите добрый поступок. Например, можно покормить бездомную кошку, помочь донести женщине тяжелую сумку и прочее.
  • Не требуйте благодарности за ваши услуги. Практика показывает, что даже простого «спасибо» хватает, чтобы поднять настроение на весь день. Разумеется, здесь речь идет о мелких поступках, а не о деньгах, работе, которую вы выполняете.
  • Воспитывайте в себе правильное восприятие людей. Никогда не судите о них по сплетням и домыслам, составляйте собственное мнение. Очень важно найти в человеке хотя бы одно достоинство. Быть милосердным в век жестокости и корысти просто необходимо. Это одна из главных черт альтруиста.
  • Не поощряйте жадность. Экономия – это очень хорошо, но должна быть какая-то предельная черта, иначе экономия быстро превращается в прижимистость. Быть скрягой сейчас некрасиво, и это важно в себе искоренить. Причем речь идет не только о финансах, но и о личном времени. Есть множество людей, которые оценят ваши внимание и время больше, чем наличие финансов.
  • Делитесь опытом. Множество людей, возможно, тоже хотели бы перенять такую стратегию поведения, но не знают, как. Поделитесь ею со своими друзьями, расскажите, почему это правильно. Многие альтруисты ведут свои блоги, дневники, привлекая обширную аудиторию и находя в ней отклик.
  • Искореняйте в себе плохие чувства. Злость, ненависть, жажда мстить отравляют нам жизнь. Таким чувствам не место в душе настоящего альтруиста. Они будут мешать, поэтому от них важно избавиться самостоятельно или с помощью психолога. Не держите на обидчиков зло, простите и отпустите их мысленно и в реальности. Это поможет достичь гармонии с собой и с окружающими.
  • Не хвастайтесь. Делитесь своей стратегией поведения, наставляйте других, но не превращайте это в показушничество и хвастовство.

Развивая в себе альтруизм, не пересекайте опасную черту. Многие люди переходят грань, и здоровый альтруизм становится патологическим, раздражающим. Очень важно не забывать о себе и своих чувствах. Если вы не можете сделать какое-то конкретное доброе дело, не стоит этого стыдиться и испытывать чувство вины. Человек не всесилен.

Известные альтруисты

В реальной жизни есть множество личностей, которые знамениты благодаря совершению добрых поступков. Это могут быть как политики, так и кинозвезды, врачи, блогеры. В литературе также есть множество альтруистических персонажей. Вот небольшой список тех, кто отличился особенно сильно.

  • Оскар Шиндлер. Это промышленник из Германии, который спас сотни еврейских жизней во времена Холокоста. Он предоставил людям работу, чем уберег их от смерти. Позднее он начал помогать совершенно бескорыстно, увидев ужасы, которые творились в концлагерях.
  • Тиунэ Сухигара. Японский дипломат, который также помог евреям. Он выдавал транзитные визы вразрез с требованиями руководства. Благодаря ему 6000 человек удалось спастись во время войны.
  • Данко. Это литературный персонаж из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Так получилось, что враги загнали Данко и его людей на опасные болота с токсичными испарениями. Там регулярно погибали люди. Данко начал искать путь, пытаться выбраться, но ужасная погода мешала ему. Спустя некоторое время люди, шедшие с Данко, разозлились на него за неверно принятые решения. Тогда Данко вырвал из груди сердце и осветил им путь. Так все добрались к укрытию, а сам герой погиб.
  • Елизавета Глинка. Это общественный деятель из России, которая помогала спасать жизни. Больше известная как Доктор Лиза. Является основателем «Справедливой помощи», которая оказывает поддержку больным раком, бездомным, дает бесплатные консультации юриста. Елизавета Глинка участвовала в конфликте на Донбассе, вывезла оттуда почти 500 детей, а также осуществляла гуманитарную помощь в Сирии. Погибла в авиакатастрофе при перелете в Сирию в 2016 году.
  • Константин Хабенский. Благотворительный фонд Хабенского для помощи онкобольным детям был основан еще в 2008 году. Первоначально все держалось в тайне, однако потом фонд все-таки был представлен миру. Сегодня это одна из крупнейших организаций, регулярно собирающая большие суммы на лечение детей, оборудование и повышение квалификации врачей.