Данный материал является дополнением курса
«Я успешная личность». Занятие 2
Основоположниками архетипической модели являются всемирно известный психиатр Карл Густав Юнг и его ученик – Том Четуинд, преобразовавший учения об архетипах своего учителя в известный Архетипический квадрат. Но обо всем по порядку.
Как и З.Фрей, К.Юнг посвятил себя учению динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрапсихическими (внутренние психологические процессы индивида) силами образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни.
Юнг начал разработку понятия архетипа в ранние годы своей работы в психиатрической больнице Бургхёльцли, где он заметил, что некоторые из его малоообразованных психотических пациентов имели опыт переживания универсальных религиозных и мифологических символов. Во многих случаях было ясно, что пациент не могу получить сведения об этом символе в ходе своего обучения; таким образом его появление в мыслях или фантазиях больного должно представлять спонтанный прорыв бессознательного материала, не выводимого из личного жизненного опыта. Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом . представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности
возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено», таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа. Вместе с тем Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы.
К.Г. Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.
Таким образом, архетипы — это элементы коллективного бессознательного, представляющие собой врожденные диспозиции, обусловливающие появление y конкретного индивида определенных мыслей, представлений, отношений, действий, снов. Архетипы, сохраняясь в форме коллективного бессознательного, присущего каждому индивиду, являются результатом многовекового опыта наших предков. При этом речь идет не о конкретном, четко очерченном представлении, образе, или эмоции, но о некоторых врожденных предписаниях общего плана, пробуждающих к активности или реагированию на ситуацию. Данные предписания приобретают конкретную, в том числе образную, форму уже в рамках той или иной культурной среды и могут выражаться в продуктах творческой деятельности как типичные персонажи мифов, сказок или священных писаниях.
Сознательное; Бессознательное ЭГО; Личное бессознательное; Коллективное бессознательное
Отвечает за взаимодействие с социумом. Сознательная часть является ложной стороной архетипа, потому что это то, что человек демонстрирует в социуме, она подавляет бессознательные тенденции, которые человек не осознает.;Черпает свое содержание из опыта жизни человека;Содержание которого наследуется и является универсальным у людей.
Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент психеи, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем целостность‚ постоянство и воспринимаем себя людьми. Это служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
Личное бессознательное
Вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем—то похожа на концепцию Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит
себе комплексы, или скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влияние матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивида.
Коллективное бессознательное
И, наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективной бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой
эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей»).
Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на событии определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой—либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.
Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородии и зависимость.
Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности «Я». Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.
Персона (обозначающего «маска») — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную
сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает большое значение, то человек может стать не глубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.
В противоположность той роли, которую играет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные стороны. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция этого состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в тоже время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.
В архетипах анимы и анимуса выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчины и женщины, вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, до некоторой степени, «феминизировались» в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же, как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.
Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы.
Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Основным символом архетипа самости является мандала и её многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно—розетка). По Юнгу, целостность и единство «Я», символически выраженные в завершенности фигур, вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого «Я» требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.
Архетипы обеспечивают основу поведения, структурирования личности, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь культуры и взаимопонимания, др словами это всеобщие поведенческие программы. Каждый архетип имеет свои шаблоны поведения, правила во взаимодействии с др людьми; собственный набор правил, убеждений и ценности; уникальное проявление во взаимоотношениях с противоположным полом, так называемые любовные стратегии.
Архетипический квадрат
Детство (12-18 лет);Молодость (18-30 лет) Не мыслят последствиями, следование социальным нормам и правилам; Мыслят эмоциями, набор опыта и эмоций
Принц / Принцесса;Трикстер / Фея Бродяга / Дрянная девчонка;Черный маг / Ведьма
Зрелость (30-60 лет); Мудрость (от 60 лет) Мыслят нормами и правилами, реализация опыта; Мыслят законами, установление норм и правил, а также деление правилами
Воин / Охотница; Хозяин / Хозяйка; Ронин / Амазонка; Людоед / Ужасная мать;
Несогласие с культурной ролью, точнее неконгруэнтность возраста и роли — это своего рода застревание, когда человек не соглашается брать на себя другие роли, что может привести к инфантилизации (когда нет роста и перехода на следующую роль). Часто это случается в связи с травмирующими ситуациями, когда нет движения вперед, а есть кризис личности. Чаще все данное застревание происходит в теневых сторонах, когда невозможно принять светлую сторону.
Говоря об архетипических квадратах, условно мы можем выделить 2 сопутствующие сложности:
1. человек не двигается вперед;
2. он «перескакивает» квадрат.
Дело в том, что культура не всегда последовательная. Иногда жизненные вызовы встречаются чаще, чем человек был готов их принять, и тогда ему приходится играть роль, до которой он еще не дорос. И тогда в последующем он будет как будто «откатываться» назад, регрессировать (это те случаи, когда мужчина в 45 лет решает, что он жил не свою жизнь, покупает мотоцикл и, бросая всех, и уезжает в закат). Это кризис того, что были не порйдены определенные этапы жизни (квадраты), которые требую прохождения. Существовать в более высоких квадратах можно только тогда , когды вы прошли все предыдущие.
Это время, когда начинают раскрываться психологические аспекты разности полов.
Описывая простым языком, мы можем назвать их маменьками дочками/сынками: это дети, которые во всем слушаются родителей, подчиняются им, соблюдая иерархию, не нарушая установленные правила. Они романтичны и мечтательны.
Ярким примером будут герои из сказок Золушка, Белоснежка — добрые, не перечат, во всем соглашаются. Дети данного квадрата будут с удовольствием играть в принцесс: манерно пить чай, быть милой, не хамить, не кричать. Из этого же архетипа мы можем наблюдать комплекс отличницы, когда человеку необходимо все сделать идеально, когда человек не позволяет себе нарушать правила (яркий пример поведения данного архетипа, это если учитель забыл дать домашнее задание. то этот будет кричать «А где же ДЗ?»).
Для них главное — послушание.
Базовая потребность: Желание соотноситься с кем-то, соответствовать, принадлежать к социальной общности
Качества: Послушность, обязательность, ответственность, вежливость, включенность в социальную иерархию, следование социальным и семейным нормам, противопоставление добра и зла, юношеский максимализм, романтизм, мечтательность, уверенность в собственном бессмертии, подчеркнутая духовность.
Отношения с женщинами: Идеализация предмета любви, Платоническая любовь, Всегда с серьезными намереньями.
Характерное поведение: Посещает спортивную секцию, домашнее хобби.
Одежда и прическа: Аккуратная прическа, одежда, Классический стиль, Соответствие соц. нормам
Базовая потребность: Любовь других, желание соотноситься с кем-то, соответствовать, принадлежать к социальной общности.
Качества: Послушность, подражание социальным образцам, забота, эмоциональность, мечтательность, романтичность, духовность, поиск своего счастья, интерес к эзотерике, литературе, включенность в иерархию: семья «как у мамы с папой», стремиться соответствовать образу взрослой женщины, капризность, общительность.
Отношения с мужчинами: Ожидание принца на белом коне, обязателен ритуал ухаживания, платоническая влюбленность.
Характерное поведение: Выращивает цветы и котят, читает, вовремя возвращается домой.
Одежда и прическа: Аккуратная прическа, одежда, классический стиль, соответствие социальным нормам
Детство. Теневая сторона.
Переход в теневую сторону сопровождается не послушанием родителей, отрицанием родительских устоев; они бунтуют, не соглашаются и говорят, что родители не указ. Часто вы можете услышать высказывания на подобие: «Вы не можете меня контролировать. Я сам по себе, сам знаю, что хочу. Хочу надену шапку, хочу — нет». Это действия, которые могут выполняться назло (например подстричься или перекрасить волосы, что-нибудь проколоть, сбежать со школы). В этой же стороне попытки пойти против социума, против того, как ему указывают.
С точки зрения интеграции личности возникает такая ситуация, что ребенок приходит в этот мир и он ничего не знает об этом мире, он здесь гость. Ему нужно знать как в этом мире жить, для этого и нужны родители. они приходят и говорят: «Вот правила, нужно по ним жить». и ребенок соглашается. Но для того, чтобы дальше развиваться. только в правилах существовать невозможно, иначе это действия по шаблону и тогда ты должен быть кем-то другим, чтобы вырасти как личность. И тогда ребенок начинает рассматривать эти правила и пытаться им не соответствовать, таким образом он пытается найти себе более широкое применение, самовыразиться, словно он пытается вырасти над этими правилами.
Таким образом, задача светлой стороны — интегрировать правила, задача теневой — самовыражение. не глушить все правилами. Сказать, что есть возможность устанавливать свои правила и быть выше чужих правил. Безусловно есть ряд заданных правил, которые ребенку нельзя нарушать, но всегда найдутся и такие, которым можно не подчиниться, где ребенок может проявиьтся себя как личность, а не как все.
Важно понимать, что необязательно делать все поступки из теневой стороны (на любом квадрате), вполне достаточно понимания, что «я могу это сделать и мне никто ничего не скажет».
Данный формат проявляется, когда люди удивляются, почему в самой примерной, верующей семье вырастают самые разгуляй-дети, т.к. была слишком сильная культивация светлого-архетипа, что порождает стремление к обратной ситуации. Но чтобы установить свои правила, нужно находиться в самом верхнем квадрате, поэтому они не могут предложить свое и тогда они просто разрушают то. что есть, что уже создано. Это бунтари, которые пока не знают чего хотят, но имеют стремление/необходимость разрушить то, что есть.
Как только научился разрушать правила, нужно научиться создавать свои, а для этого нужно постигать мир, понимать его и проживать новый опыт.