Когда речь заходит об аутизме, то воображение простого обывателя рисует портрет красивого молчаливого мальчика, смотрящего в одну сторону и производящего однотипные ритмичные движения. Но на самом деле аутизмом могут страдать как дети, так и взрослые, независимо от половой принадлежности. К тому же аутизм имеет большое количество форм, поэтому в современной психиатрии данная патология носит название расстройства аутистического спектра (РАС). Наиболее легкой и распространенной формой РАС является синдром Аспергера. Данное расстройство является врожденным, первые его признаки можно обнаружить в раннем возрасте. Несмотря на то, что этим синдромом страдает большое количество людей, его редко диагностируют, особенно в нашей стране. Дело в том, что в России данный диагноз обычно ставят только детям. До сих пор многие психиатры придерживаются мнения о том, что к 18 годам легкие формы аутизма должны либо исчезнуть, либо перерасти в более тяжкие патологии. Данное утверждение было давно опровергнуто, ведь синдром Аспергера является врожденной патологией, которая не поддается лечению. Тем не менее, взрослым пациентам этот диагноз изменяют на классический аутизм (синдром Каннера) или схожее расстройство, например, шизоидное. Что же касается детей, то их родители редко приводят на прием к специалистам, поскольку не видят проблемы. У таких деток довольно высокий интеллект, а замкнутость и нежелание общаться со сверстниками часто объясняется особенностями характера. Именно поэтому в нашей стране большое количество людей остается один на один со своей проблемой.

Описание патологии

  1. Сложности в построении системы взаимодействия с социумом. Люди с этой формой РАС демонстрируют разную степень заинтересованности в социальном общении. Подавляющее большинство стремится сократить контакты с социумом к минимуму. В какой-то степени это можно объяснить непониманием и отвержением обществом людей с подобными проблемами. Негативный жизненный опыт и необходимость прикладывать колоссальные усилия для поддержания взаимоотношений приводят к тому, что люди с таким расстройством зачастую ведут замкнутый образ жизни. Хотя среди них есть и такие, кто желает взаимодействовать с другими людьми, несмотря на трудности и неудачи. Синдром приводит к тому, что человек не способен понять иносказательную речь, шутки, двусмысленные высказывания. Ему непонятен язык жестов, он не улавливает разницы в тоне голоса, не умеет различать эмоции по выражению лица. Переживания других людей, их чувства недоступны человеку с этим видом РАС. Взаимодействия с окружающими он выстраивает на собственных условиях, и только. Неприятие этих правил приводит к полному отрешению и отказу от взаимодействия с социумом.
  2. Узкие интересы, фиксация на одном виде деятельности. Расстройства аутистического спектра характеризуются необходимостью иметь четких распорядок, график работы, детальный план и конкретные инструкции. Для того чтобы хоть как-то упорядочить окружающее пространство, люди с синдромом Аспергера углубленно погружаются в определенную деятельность. В результате они получают успокоение и удовлетворение, также избавляются от фоновой тревожности. Если интересы имеют прикладную ценность, то впоследствии они могут стать частью профессиональной деятельности. Длительность фиксации на одном виде деятельности может быть различной, она колеблется от нескольких дней до лет.
  3. Особенности речевого развития. Многие диагностические методики содержат указания на то, что синдром должен быть исключен, если у пациента нет клинически значимых задержек развития речи. Однако при этом синдроме все же существуют некоторые особенности речи. Она такими людьми используется лишь как инструмент для обмена информацией, а не для построения взаимоотношений с окружающими. То есть, разговор не имеет эмоциональной окраски, в речи отсутствует юмор и т.д. Слова собеседника человек с патологией будет трактовать в буквальном смысле, поэтому общий смысл высказывания может быть искажен или вообще не понят. Образная речь и метафоры воспринимаются только при чтении художественных произведений, но в разговоре это вызовет большие затруднения.
  4. Сенсорное восприятие. У людей с РАС входящая и исходящая сенсорная информация обрабатывается не так, как у других. При синдроме Аспергера наблюдается либо низкая, либо высокая чувствительность одного или нескольких органов чувств. Например, при разговоре с несколькими собеседниками может возникать так называемая звуковая каша. Человек также может не различать некоторые узоры, запахи, текстуры и консистенцию пищи.
  5. Расстройство моторных функций. Синдром часто сопровождается некоторой неуклюжестью. Индивид может испытывать затруднения при застегивании пуговиц, подъеме и спуску по лестнице, с пространственной ориентацией и т.д. Но этот симптом не является основным при постановке диагноза, поскольку не у всех пациентов наблюдаются проблемы с движением.
  6. Мышление. Такие люди отличаются особым видом познавательной деятельности. В специализированной литературе часто пишут о том, что таким людям присущ особый когнитивный стиль мышления. Внимание обычно бывает сосредоточено не на главном, а на деталях или несущественных раздражителях. Большее предпочтение отдается абстрактным вещам, а не точной технической информации.

Человек с совокупностью всех этих признаков испытывает большие затруднения при общении с окружающими людьми. Но наличие данной патологии не является приговором. Жизнь с синдромом Аспергера может быть вполне нормальной, такие люди могут успешно вести общественную деятельность, работать, иметь семьи. Помощь в социализации им оказывают опытные психотерапевты.

Существуют методы психотерапии, позволяющие улучшить качество жизни людей с расстройствами аутистического спектра. Но это возможно лишь при обращении к специалистам и постановке соответствующего диагноза.

Диагностические критерии

Описанные выше симптомы присущи для большинства расстройств аутистического спектра. Диагностировать именно синдром Аспергера помогают различные методики, используемые специалистами во всем мире. Основные критерии представлены в таблице:

Расстройства аутистического спектра (РАС) — это состояния, при которых человек испытывает трудности с социальным и межличностным взаимодействием, вербальным и невербальным общением с другими людьми.

Согласно современной классификации к РАС относят:

  • аутизм;
  • синдром Аспергера ;
  • первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений .

Аутизм и расстройства аутистического спектра — в чем разница?

Степан Краснощеков, детский психиатр:

— Ранний детский аутизм — термин, существующий в классификации МКБ-10, принятой в 1990 году и продолжающей действовать на территории России.

Расстройство аутистического спектра (РАС) — современный термин, принятый в МКБ-11 — новой классификации, переход на которую постепенно происходит с 2022 года.

Изменились названия и формулировки, но основа остается незыблемой — это нарушение развития, проявляющееся у ребенка до трех лет в области социального взаимодействия, коммуникации и стереотипного поведения.

Существует еще множество терминов, употребляющихся как специалистами, так и в быту: аутистические черты, аутоподобное поведение, аутистикоподобный синдром, инфантильный психоз, детское дезинтегративное расстройство. Эти термины не научные, они часто запутывают пациентов.

Проявления аутизма

Степан Краснощеков:

— Симптомы аутизма делятся на две основные группы. Первая — нарушение социального взаимодействия и коммуникации. Это может проявляться в нарушении невербального поведения: трудности в установлении зрительного контакта, недостаточное использование жестов, выраженные затруднения в инициировании и поддержании взаимодействия, сниженные навыки подражания и имитации. Вербальное поведение тоже может быть нарушено. Появляются проблемы в поддержании диалога, специфическая речь, повторение одних и тех же фраз.Например, ребенок не смотрит в глаза, у него заторможенная речь и отсутствуют навыки ролевой игры. Он не интересуется другими детьми, предпочитает самостоятельно манипулировать предметами.

Аутизм может проявляться иначе: ребенок, напротив, не испытывает никакого стеснения даже с незнакомыми людьми, радостно обнимает всех окружающих. При этом подходит на детской площадке к незнакомой женщине вместо мамы, садится к ней на колени и начинает трогать ее лицо.

У взрослых это может проявляться тем, что они не могут познакомиться и заговорить первыми, не понимают социальный контекст при общении: иронию, сарказм, флирт. Пытаются говорить только на интересующую тему, испытывают сложности с пониманием эмоций окружающих и бытовыми разговорами, например о погоде или о проведенном отпуске.То есть аутизм — это не «плохо общается» или «не хочет общаться», аутизм — это «не умеет общаться».

Вторая группа — стереотипное поведение, которое проявляется в виде аутостимуляций, чаще всего при эмоциональном возбуждении. Человек двигает руками, как «крылышками», приподнимается на носки, ходит по кругу.

У ребенка появляются строго специальные интересы. Например, он может интересоваться поездами или музыкальными инструментами, но не играть больше ни с чем другим. Взрослый может испытывать глубокий интерес к какой-нибудь узкой теме, вроде истории Узбекистана XIV века, классификации дождевых червей, или пересматривать «Короля Льва» каждую субботу в течение шести лет.

Иногда прослеживаются определенные ритуалы. Например,человек ходит по одному и тому же маршруту на учебу или работу, ест одни и те же блинчики с вишневым вареньем на завтрак. Можно заметить особенности сенсорной системы: сильную реакцию на яркий свет, резкий шум, касание определенного предмета одежды.

С какими состояниями можно спутать проявления аутизма?

Степан Краснощеков:

— С любыми другими. Взрослый человек с РАС может получить любой другой диагноз: биполярное аффективное расстройство , генерализованное тревожное расстройство , пограничное расстройство личности , обсессивно-компульсивное расстройство . К сожалению, ставят все что угодно, но только не аутизм.

Важно иметь в виду, что все эти диагнозы не только могут быть ошибочно поставлены вместо РАС, но и быть вместе с ним. Коморбидность — сосуществование нескольких диагнозов одновременно.

У человека с РАС может быть и биполярное аффективное расстройство, и расстройство личности, и обсессивно-компульсивное расстройство. Важно видеть причинно-следственные связи и уметь определять не одну проблему, а все, и тогда появится возможность максимально эффективно помочь человеку.

Как понять, что это РАС, а не вариант нормы?

Степан Краснощеков:

— Норма — это то, что не приводит к социальной дезадаптации, то есть не мешает человеку находиться в обществе. Если есть проблемы, которые не удается решить с помощью психолога — например, начинать диалог, знакомиться с противоположным полом, подстраиваться под новые условия, — и эти проблемы живут с человеком столько же, сколько он себя помнит, возможно, это и есть РАС. Но диагностировать это может только врач-психиатр.

Каковы причины поздней постановки диагноза?

Степан Краснощеков:

— Главная проблема — недостаток осведомленности среди врачей. Во многих странах аутизм считается тяжелой болезнью детского возраста, а на деле это совершенно не так. В нашей стране есть большие сложности с диагностикой аутизма в детском возрасте, но в последние годы ситуацию удается постепенно менять. Специалистов для диагностики РАС во взрослом возрасте можно пересчитать буквально по пальцам.Если бы врачи получали качественную современную информацию о диагностике аутизма еще во время учебы на специалитете или в ординатуре и имели достаточно практики, то этой проблемы бы не было. Студенты и ординаторы готовы учиться, но кто будет учить их, если преподаватели мало того что не умеют диагностировать это состояние, так еще и отрицают его наличие у взрослых?

Каковы последствия?

Степан Краснощеков:

— Человек с аутизмом живет в мире, который создан не для него. Как сказал один мой пациент: «Будто всем при рождении выдали инструкцию, а мне забыли».

Ему приходится подстраиваться под других людей, под окружение, а один из двух ключевых симптомов как раз подразумевает выраженные сложности в адаптации к динамически меняющимся внешним условиям. Это приводит к постоянной рефлексии, ощущению «сломанности», изоляции, одиночеству, формированию заниженной самооценки.

Согласно исследованиям у людей, которым поставили диагноз РАС во взрослом возрасте, в три раза выше вероятность столкнуться с депрессивными и тревожными расстройствами, чем у тех, кому этот диагноз поставили в детском или подростковом возрасте.

Взрослому человеку поставили диагноз — что делать дальше?

Степан Краснощеков:

— Важно понимать, что диагноз — это не клеймо. Диагноз — это определенный маршрут помощи, план действий для улучшения качества жизни.

Зная диагноз, человек может обратиться за помощью к специалисту — когнитивно-поведенческая терапия отлично подходит людям с РАС. Может изучить свои особенности — теперь он хотя бы знает, что искать. Может обсудить с другими людьми с РАС их трудности и то, как они их преодолевают. Диагноз дает возможность понять себя и начать наконец быть собой, а не надевать чью-то маску.

Примеры из клинической практики

Степан Краснощеков:

— Случай первый:

Молодой человек обратился ко мне с симптомами депрессии. Он закончил десять классов, работает на нелюбимой работе на заводе — это оказалось лучшим местом, на которое он смог устроиться. Всю жизнь он был «белой вороной» как на учебе, так и на работе, так и не смог прибиться ни к одному коллективу.

Последние годы он и вовсе перестал выходить из дома, общаться с друзьями и заниматься своими увлечениями. Все, что он делал, — проводил большую часть времени на работе, а остальное время отсыпался. День за днем, месяц за месяцем, год за годом.

Пройдя лечение и получив диагноз РАС, он стал лучше понимать себя, стал воспринимать себя таким, какой он есть на самом деле. Решил, что пора жить по-другому: сменил работу и ушел работать в IT, как всегда и хотел. После окончания лечения я, к сожалению, перестал поддерживать с ним связь, но знаю, что сейчас он работает удаленно с какого-то теплого пляжа, потягивая коктейли на берегу моря. Звучит как сценарий для фильма, но на самом деле это заняло несколько лет тяжелой работы человека, который наконец начал понимать себя.

Случай второй:

Женщина в возрасте около 40 лет обратилась ко мне из-за нарушений сна. Ситуация была не очень сложной, но что-то все равно витало в воздухе и не укладывалось в клиническую картину стандартной бессонницы. Решив покопаться глубже, я начал опрашивать ее обо всем более конкретно: работа, хобби, друзья, режим сна.

— Как проходит ваш обычный будний день?

— Я просыпаюсь, завтракаю, еду в офис, работаю, обедаю, дорабатываю, еду домой, раскачиваюсь, ужинаю, слушаю подкасты, убираюсь дома и ложусь спать.

— Хорошо… Стоп, что? «Раскачиваюсь»?

— Ну да, немного. Сажусь на стул и минут 10 раскачиваюсь вперед-назад, вот так. А потом иду дальше делать дела. А что?

— А зачем вы раскачиваетесь?

— В смысле? Я так расслабляюсь. Так ведь все делают.

— Ну да. Нет? Что вы имеете в виду?

Так разговор о бессоннице перетек в обсуждение отношений с окружающими.

Например, «у меня полно друзей», как оказалось, означало «у меня две подруги, которым я пишу раз в полгода», а «в школе все было хорошо» расшифровывалось как «я училась и ни с кем не общалась, ведь школа нужна для учебы, а не для общения».

И в ходе консультации все чаще и чаще звучала фраза: «Как? Разве не у всех так?» В итоге мы получили зашкаливающие баллы по всем возможным тестам на РАС.

Спустя несколько лет жизнь женщины изменилась, потому что раньше она и подумать не могла, что бывает иначе. Она стала куда больше общаться с друзьями, потому что перестала бояться, что будет назойливой. Уровень тревоги снизился, а удовлетворенности жизнью — поднялся. Постепенно прошла и тревога, и бессонница, которая была следствием всего накопленного негативного опыта. Жизнь заиграла новыми красками.

Что в итоге

Не стоит думать, что расстройства аутистического спектра могут быть только в детском возрасте. Часто люди с РАС много лет живут с неправильным диагнозом или вовсе без него.

Если человека преследует чувство дискомфорта при взаимодействии с другими людьми, в течение всей жизни у него прослеживаются трудности с самоощущением в коллективе, важно обратиться за помощью к психотерапевту или психиатру.