В этой статье я хочу дать общие рекомендации по возможности, способам, целесообразности установки ксеноновых и биксеноновых ламп вместо штатных осветительных приборов, их совместимости с электрооборудованием автомобиля и законодательством.
Разность ксенона и биксенона
Многие автолюбители имеют смутное представление, что такое ксенон и в чем его разница от биксенона, таем более, какие из этих ламп можно установить в свой автомобиль, и можно ли вообще. Постараюсь сделать это попроще. Все знают, как работает лампа накаливания. В вакууме (точнее, разряженном воздухе или специальной неактивной среде типа галоген) на двух электродах закрепляется нить накала, изготовленная из тугоплавкого металла (обычно вольфрам или сплавы). Если через нее протекает большой ток, она нагревается до высокой температуры, и начинает излучать свет и тепло. Тепловое излучение в широком смысле тоже свет, только в инфракрасном диапазоне. Чем плохи лампы накаливания:
- тепловое излучение ламп света нам не нужно, а оно жрет энергию, аж до 3% потребления топлива доходит, но не это главное;
- нагреваясь, нить накала потихоньку сама разрушается за счет эмиссии;
- при движении по неровной дороге, собственно, других я у нас не видел, при тряске нить меняет геометрию и быстро перегорает.
Есть другой вид ламп, именуемый газоразрядные. Лампы дневного света, которые используются в быту, неприменимы в автомобилях для освещения дороги. Там есть разряд, но сам он не видим. Мы видим свет от разряда только за счет того, что электроны ударяются о люминофор (специальное вещество, нанесенное на внутреннюю поверхность ламп). Такие лампы не точечные, их нельзя сфокусировать в определенное место с помощью оптических линз. Ученые думали-думали, и придумали сделать точечный, ну не точечный, а линейный разряд (вдоль оптической оси он будет рассматриваться, как точечный). Такой разряд возникает в газе ксенон (не только, но в нем разряд выглядит симпатично) при высоких напряжениях. Одна беда: его необходимо разжечь. Зависимости розжига приведены на рис.1
Расшифрую иероглифы. При включении розжига (блока питания лампы) первые 30 миллисекунд запускается режим высокого напряжения розжига. Тогда запускается генератор импульсов, который подает напряжение 25 киловольт, оно кого хочешь разожжет. Проходит большой ток разряда до 12 Ампер (на нижнем графике). После этого лампа, немного подумав, начинает разжмгаться, и входит в нормальный режим через секунд восемь. Для ближнего света не беда: включил, и езди. А вот для дальнего света, где нужно моргать, и не только для солидарного оповещения водителей, но и, согласно ПДД, знаков предупреждения, это неприемлемо. Опять же, за дело взялись инженеры, и придумали хитрый способ. Можно сделать так: пусть лампа светит, как ближняя, а когда нужен дальний свет, мы специальным рефлектором-отражателем, встроенным в конструкцию лампы, его перенастроим на дальний. Сделать это с помощью обычного электромагнита нетрудно, а главное, быстро, что и требуется от лампы дальнего света. Но увы, днем, когда выключен ближний свет, быстренько поморгать все равно не удастся. Так что крутые авто перестали вам моргать не из неуважения, а из своей немощности.
Кажись, кое-как объяснил, в чем разница ксенона и биксенона, собственно, ни в чем, только в одной шторке-рефлекторе. Теперь к делу, куда и что ставить.
Куда ставить ксенон и биксенон
Здесь преимущество выбора у владельцев автомобилей с раздельной оптикой. Это когда есть отдельно фары ближнего и дальнего света. Они могут:
- в фары ближнего света установить ксенон, фары дальнего биксенон с линзами;
- в фары ближнего – ксенон, дальнего – оставить штатные галогены;
- самый простой вариант – оставить, как было.
В случае совмещенной оптики вариант один – только биксенон. Совмещенная, это когда одна штатная фара (с каждой стороны) обслуживает и ближний, и дальний свет.
Что покупать
Это, пожалуй, самый трудный вопрос. На рынках, в магазинах и интернете много всяких вариантов. Прежде всего, следует рассмотреть свои фары сзади, где крепятся лампы. Хорошо, если там много свободного места, стоят штатные разъемы Н7 (для раздельной оптики) и Н4 для совмещенной. Очень хорошо, если фара легко разборная, иначе придется потрудиться, чтобы засунуть биксенон с линзой в штатную фару. Подробное описание процесса выбора для конкретной модели займет целую книгу, поэтому дам общие рекомендации:
- для начала изучите, какие разъемы ламп стоят в вашей модели автомобиля, чтобы потом не пришлось перепаивать электропроводку и менять разъемы;
- начитайтесь форумов конкретно для вашей модели, как установить ксенон или биксенон;
- пару раз сходите на экскурсию на авторынок с вопросом типа «ваш сосед советует мне купить ксенон на мой___________», с собой не забудьте взять фотки фар спереди-сзади, а лучше всю фару;
- посетите специализированные автомагазины для подобной консультации;
- покопайтесь в каталогах интернет-магазинов, но учтите, скорее всего, квалифицированную консультацию там вы не получите.
Еще важно: если у вас достаточно новый авто с системой дневного света, то оборудование должно включать обманку, иначе будет сообщение об ошибке типа DRL. Итак, удачное приобретение у вас в гараже, что делать далее.
Пробное подключение ксенона или биксенона
Опытные автолюбители-электрики могут начать установку сразу. Для любителей я бы посоветовал не торопиться, ведь, если вы что-нибудь раскурочите в фаре, прикрутите блоки розжига, измените штатную проводку, подключите фару, а она, увы, нерабочая, назад комплект уже никто не примет, и претензий не возьмет, так как у вас нет никакой сертификации, скажут, что сами спалили. Поэтому сначала лучше проверить все «на весу», по возможности, ни чего не царапая на блоках, проводах и разъемах комплекта. Потом можете продавцу заявить, что прикинул к фаре, нет, не влезет.
Первым делом дважды прочитайте инструкцию по установке, разложите на столе комплект и прикиньте, куда какой разъем идет. В инструкции, прилагаемой к комплекту будет схема, лучше две: электрическая принципиальная и монтажная. Что есть что. Электрическая схема выглядит примерно так:
Для меня, как электрика, она лучше. Для потребителя лучше монтажная схема типа.
Пробный запуск необходимо делать возле автомобиля, так как придется подключать схему к штатному разъему автомобиля. Если пробный запуск успешен, лампы зажигаются, как следует, не надо сильно радоваться: самый ответственный этап впереди – установка. Но об этом уже в рамках следующей статьи.
Биксеноновая лампа обеспечивает автомобиль дальним и ближним светом с одного источника. Лампа имеет подвижную колбу и устанавливается в одинарную оптику, когда в фаре используется одна лампочка.
Ксеноновые лампы имеют неподвижные колбы, устанавливаются в двойной оптике, когда каждая блок фара имеет по 2 лампы ближнего и дальнего света.
Биксенон и биксеноновые лампы – в чем отличие
Перед тем, как выбирать биксеноновые лампы, необходимо понять, что термином «биксенон» обозначают полный комплект оборудования для полноценной работы автомобильного освещения:
- биксеноновая лампа;
- магнит;
- реле переключения режима ближний/дальний свет;
- провода управления лампой;
- высоковольтные провода блока розжига.
Переключение света в лампе основано на магнитно-резонансном принципе, когда колба втягивается в блок и становится меньше или меняет положение по горизонтали.
Каждый производитель, кроме полноценного биксенона, выпускает и комплектующие к блоку – лампы, которые считаются расходником и меняются каждые 1000 часов. Кроме того, производители устанавливают оригинальные разъемы для проводов, которые подключают лампу. Поэтому если в автомобиле стоит биксенон от бренда Prolight, то лампы производителя Mitsumi в такой блок не подходят.
Технические характеристики
Биксеноновые лампы выпускаются в двух вариантах цоколя: Н4 и HB5 (9007). Оптика отличается не только размером посадочного места, но принципом работы. Лампы Н4 перемещаются вперед-назад при переключении света, модели HB5 (9007) не меняют длину светового блока, но двигаются вправо-влево. Состав комплекта оборудования:
- две лампы с определенным цоколем.
- провода коммутации;
- монтажный набор.
При установке оборудования на автомобиль перепрошивка ЭБУ не проводится. Чтобы обеспечить полноценное освещение, биксеноновые лампы должны отвечать следующим характеристикам:
- Яркость – 1200-2900 Лм.
- Мощность – 35 Вт.
- Цветовая температура – 4300 К- 6000 К.
- Напряжение бортовой сети – 12 Вт.
- Срок работы – не менее 1000 часов.
Биксеноновое оборудование часто устанавливают вместо стандартных галогенных ламп. Чтобы улучшить освещение, существуют три главные рекомендации при выборе биксенона:
- Цветовая температура лампы не должна превышать 5000 К. Световой луч максимально приближен к дневному свету, не ослепляет водителей встречного транспорта, равномерно освещает обочину, дальность луча – до 120 метров.
- Выбирайте АС-блоки розжига, которые используют переменный ток и оснащаются стабилизатором напряжения. Это предотвратит перегорание проводки и обеспечит стабильную работу лампы.
- При переоборудования авто с галогена на биксенон необходимо выбирать лампы по типу цоколя – не все комплекты биксенона имеют переходные кольца.
Биксеноновые лампы выпускаются в двух вариантах потребляемой мощности: на 35 и 55 Вт. Менее мощные модели имеют на 20 % больший срок эксплуатации, производят рассеянный свет. Оптика мощностью 55 Вт на 30% ярче, испускает световой луч высокой яркости более 100 метров.
Штатные биксеноны устанавливаются под конкретные модели авто, которые с конвейера имеют данный тип освещения. Если автомобиль в заводской комплектации имел галогеновые огни, необходимо выбирать универсальные биксеноновые лампы, которые подходят на старые модели авто.
Температура свечения
Параметр цветовой температуры конкретной лампы показывает, насколько испускаемый свет будет соответствовать спектру цвета, наиболее комфортному для человеческого глаза. Соответственно, от температуры свечения зависит длина светового потока, яркость освещения и в итоге – безопасность на дороге. Измерение цветовой температуры проводят в Кельвинах, биксеноновые лампы могут иметь различные показатели, какие необходимо выбирать:
- До 4 300 К. Свет лампы максимально приближен к дневному, белый с небольшой желтизной, хорошо воспринимается человеческим глазом, не утомляет. Равномерно освещает дорогу до 100 метров.
- До 5300 К. Биксеноновая лампа с такими показателями менее яркая, освещение напоминает белый свет солнца. Обеспечивает мощный луч более 100 метров для дальнего света. Если неправильно откорректировать расположение отражателей, может слепить водителей встречного транспорта.
- Более 6000 К. Ксеноновые или биксеноновые лампы с таким показателем цветовой температуры запрещены для установки на автомобиль, передвигающийся по дорогам общего назначения во многих странах ЕС. Лампа испускает синий свет, который негативно влияет на зрение, освещение дороги минимальное.
Проверенные производители биксеноновых ламп
На рынке представлены сотни газоразрядных ламп и комплектов, самыми полярными считаются модели компаний PROLIGHT, Прайм, Venture, Infolight, Kaixen, Sho Me.
- Venture Н4. Биксеноновая лампа подходит для установки на автомобили с рефлекторной оптикой. Благодаря оригинальной схеме переключения дальнего/ближнего света обеспечивает равномерное освещение трассы в любое время суток. Лампа имеет мощность 35 Вт, корейский производитель дает 12 месяцев гарантии, минимальный срок эксплуатации – 1200 часов.
- Sho-me H4. Бренд «Sho-me» производит высококачественные модели ламп бюджетного класса. В комплекте есть коннектор KET, лампы рассчитаны на цоколь Н4. В линейке присутствуют биксеноны с цветовой температурой: 4300 K, 5000 K, 6000 K. Минимальный режим работы лампы – 1100 часов. Оборудование подходит для установки на машины, в которых штатно идет галогеновая оптика.
- Infolight Pro. Один из самых популярных производителей биксеноновых ламп. Световой луч, создаваемый лампой, соответствует дневному на 98 % – такое освещение не утомляет глаз водителя, минимальная дальность ночного освещения – 70 метров. Лампы имеют встроенные системы блокировки при любом механическом повреждении (обрыв электроцепи, повреждение фары, короткое замыкание). В комплекте идет 2 лампы мощностью 35 ВТ, температура свечения – 5000 К, 2 блока розжига. Оптика рекомендована к установке на все модели авто.
- Galaxy. Биксеноновые лампы производителя мощностью 35 ВТ устанавливаются на цоколи: НВ1, НВ5, Н13. Для цоколя Н4 предусмотрена отдельная линейка оптических приборов. В нижней ценовой категории модели Galaxy остаются наиболее популярными за счет высокой надежности, средний срок эксплуатации – 1000 часов. В штатном режиме биксенон обеспечивает освещение от 2700 К для ближнего до 5000 К – для дальнего света. Использовать биксеноновую лампу Galaxy Н4 рекомендуется с оригинальным блоком розжига, идет в комплекте.
Современный рынок предлагает большой ассортимент биксеноновых ламп. Выбирая оптику, необходимо учитывать показатели цветовой температуры, не более 5000 К и подбирать лампу по размеру цоколя. Если планируется полностью переоборудовать освещение автомобиля с галогена на биксенон лучшим выбором остается приобретение полного комплекта, с блоками розжига и оригинальной проводкой.