Суп в кастрюле: «буль-буль-буль» —
Варится и булькает,
А внучок: «Бабуль, бабуль!» —
Ходит и бабулькает.

Надежда Шемякина

В нашей культуре бабушка всегда была важным человеком в жизни ребёнка, особенно дошкольника. Контролируют и воспитывают бабушки, как правило, меньше, чем родители, при этом времени для общения с внуками у них гораздо больше. Так образуются крепкие и нежные детско-бабушкинские дружбы, а порой выстраиваются и целые секретные миры.

Мы уже собирали книги про бабушек в нашем разделе «Парад героев», но сейчас, в преддверии праздника весны, решили поискать что-нибудь поновее, ведь кого и поздравлять в Международный женский день, если не бабушек.

В нашем мини-обзоре бабушки летают, падают с неба, превращаются, — находятся в каком-то загадочном состоянии и явно обладают суперсилой, а то и несколькими. Кажется, именно они знают секрет страны, в которой живёт нестареющий Питер Пэн.

С праздником вас, дорогие наши бабушки!

1. Наринэ Абгарян. Манюня

«Манюня» написана так, что всё, о чём рассказывается в книге, встаёт перед глазами как живое: и армянский городок Берд 1970-х годов, и многодетная семья, в которой растёт маленькая Наринэ, и её лучшая подруга ― пухленькая, бойкая Мария (Манюня). Но какими бы осязаемыми, выпуклыми и близкими ни казались все персонажи этой книги, они отодвигаются на задний план и меркнут перед грандиозностью образа Манюниной бабушки.

Ба ― она же Бабароза, она же Роза Иосифовна Шац ― подлинный демиург и в творческой, и в разрушительной своей ипостаси. Да, она искусный творец: создатель умопомрачительного яблочного пирога и известного на всю округу абрикосового джема, набиватель мягчайших перин и безжалостный лекарь. Она же ― страшный деспот, праведный (и неправедный) гнев которого может сравниться лишь со стихийным бедствием. Выживание набедокуривших детей в мире, где царит Ба (то есть в мире, полном яростной любви и смертельных опасностей), ― оказывается тем основополагающим опытом детства, который так прекрасно и уморительно смешно удалось передать Наринэ Абгарян.

«Потом, естественно, вернулась Ба. <. >И сказала «господибожетымой». И судьба протрубила в рог Гьяллахорна, и нагрянул магический день Рагнарек»

И хотя из-за размеров личности Ба её трудно назвать персонажем типическим, из всех присутствующих в обзоре образов бабушек именно этот ― самый жизненный. Общение с бабушками (и дедушками) для детей ― источник знаний о хтонических проявлениях жизни, о разрывах между людьми и поколениями и об иррациональности любви. Автор «Манюни» всё это прекрасно понимает.

Абгарян, Н. Манюня : [повесть] / Наринэ Абгарян ; [ил. Е. Станиковой]. — Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб ; Владимир : ВКТ, 2012. — 318 с. : ил.

2. В гостях у бабушки Ульяны

Единственное в нашем обзоре познавательное издание и единственное исключение из числа семейных бабушек — одинокая старушка, мастерица Ульяна Ивановна Бабкина, сохранявшая секрет уникальной каргопольской игрушки. О ней и о хранимом ею промысле — сборник «В гостях у бабушки Ульяны». Рядом с цветными изображениями нарядных расписных игрушек — «бобочек», сделанных её руками, рядом со сказками, ею рассказанными, помещены фотографии неприметной старушки. В 1970-е годы о ней написал исследователь народных промыслов Геннадий Дурасов. Сначала он заочно познакомился с мастерицей по игрушкам, уверенный в том, что изготовил их человек «талантливый и доброты необыкновенной». Так оно впоследствии и оказалось. О дружбе с бабушкой Ульяной, об её таланте, сказках и ловких руках — и о драматичной её судьбе — рассказывается в этих очерках.

«Пластикой Ульяниной игрушки восхищались профессиональные художники»

Несмотря на многочисленные запросы в сельсовет, Ульяна Ивановна оставалась без денежного пособия и, будучи уже в очень преклонных годах, не могла себя содержать, жила в страшной бедности. Игрушки её экспонировались на многих международных выставках, а их создательница влачила жалкое существование в нищете и забвении. К ней продолжали поступать просьбы о предоставлении игрушек в музеи, на выставки, для обучения молодёжи в художественных училищах, и она никому не отказывала. Документальная история Ульяны Бабкиной, которую можно считать «всеобщей бабушкой», одновременно и прекрасна, и горька.

Возможно, призыв прозвучит пафосно, но давайте, чествуя в кругу семьи своих родных бабушек, не забудем и о тех, кого некому поздравить.

В гостях у бабушки Ульяны / [написал, собрал и составил Г. Дурасов ; ил. Ю. Селивёрстова ; фото С. Тартаковского ; дизайнер Н. Данилов]. — Москва : Серафим и София, 2014. — 208 с. : ил.

3. Сильвана Гандольфи. Альдабра. Черепаха, которая любила Шекспира

И всё-таки возраст — это вам не шутки. Бабушка-личность обрастает панцирем капризов, болезней и причуд, который от непонимания родных только крепнет. Ей приходится узнать, каково это — «быть твёрдым снаружи и мягким внутри». Писательница Сильвана Гандольфи доводит метафору до конца, до полного перевоплощения старого человека в иное существо. Талантливая и весёлая бабушка Эя, которую десятилетняя Элиза знала так хорошо, бабушка, наизусть игравшая любую пьесу Шекспира, превращается в огромную альдабрскую черепаху. Но кто бы что ни говорил, любящая внучка узнает свою бабушку в каком угодно обличье и сумеет уважать её выбор, пусть даже ниточка обратной связи постепенно истончается, по мере того как крепнет черепаший панцирь. Пусть бабушка живёт ещё долго-долго.

«Господи, мы знаем, кто мы такие, но не знаем, кем можем стать»

Гандольфи, С. Альдабра. Черепаха, которая любила Шекспира : [повесть] / Сильвана Гандольфи ; перевод Ксении Тименчик ; [худож. Е. Андреева]. — Москва : Самокат, 2010. — 160 с. : ил. — (Лучшая новая книжка).

4. Екатерина Зверева. Мы с бабушкой

Бабушку из этой книги можно назвать экстравагантной. Всё она делает не так, как положено: пьёт чай на крыше, гоняет в футбол по огороду, держит в спальне бревно, чтобы удобней было отпиливать понемногу на растопку печи… Словом, это далеко не благообразная бабушка в платочке, а скорее, состарившаяся девчонка, годящаяся своей внучке в подружки. Это и есть главное открытие десятилетней Маруси: бабушку и себя вполне реально объединить словом «мы»!

Пожалуй, обеим героиням тоненькой книжечки «Насти и Никиты» можно поставить в вину некоторую условность. А можно расценить эту историю как своего рода притчу о том, что самого главного глазами не увидишь.

— Пора спать? — жалобно говорю я. Бабушка встряхивает головой и бодро улыбается: — Совсем нет! Что ты! И всего-то половина первого.

Зверева, Е. Мы с бабушкой : [рассказ] / Екатерина Зверева ; художник Елена Поповская. — Москва : Издательский дом «Фома», 2014. — 25 с. : ил.

5. Ольга Колпакова. Большое сочинение про бабушку

Сборник Ольги Колпаковой назван по небольшой повести о прошлом и быте российской деревни. Девочке-школьнице задали написать, как бабушке жилось в детстве. И оказывается, что ничегошеньки в то время не было: ни микроволновок, ни сотовых, ни пылесосов. А нужно было с утра пораньше растапливать печь, да крутиться по хозяйству, да полотно ткать, да мало ли ещё что в деревенском доме надобно!

«У лета зелёные косы, / И бантики в них из бабочек,
На голове венок / И полный живот костяники»

Неторопливый рассказ переносит внучку во времена, когда бабушка была маленькой. В эти воспоминания вмещаются и крестьянский быт, и события мировой истории, и семейные трагедии. А заканчиваются они этакой перекличкой поколений: «Я стою у зеркала и вижу, какой была моя бабушка. Такой же, как я. Хотя тогда ничего не было».

Колпакова, О. Большое сочинение про бабушку : [сб. рассказов] / Ольга Колпакова ; художник Мария Наумова. — Москва : ЖУК, 2012. — 176 с. : ил. — (Для тех, кому за десять).

6. Юлия Кузнецова. Дом П

Бабушка, которая живёт в повести Юлии Кузнецовой, — из тех, что заботятся обо всей семье: пекут рогалики к ужину, помогают готовить уроки, беспокоятся о неудачной влюблённости внучек-подростков и больше всего на свете боятся быть в тягость своим взрослым сыновьям. Именно поэтому бабушка Женя соглашается, чтобы её пристроили в дом престарелых — «дом П».

Но повесть вовсе не грустная, а смешная и жизнеутверждающая. Бабушкино хобби — бокс, она умеет за себя постоять и всегда знает, чего хочет. Сочетание кротости и силы, свойственное почти всем бабушкам, помогает ей защитить любимых детей и внуков от неосознаваемой ими самими жестокости.

«. всё никак не могли поверить, что бабушка Женя такая сильная, что может починить такой большой белый агрегат»

В повести говорится об очень важном: возраст — не единственная характеристика человека. Бабушки — тоже люди, им тоже бывает страшно, грустно, смешно, и уж совсем не хочется им стать ненужными.

Кузнецова, Ю. Дом П : [повесть] / Юлия Кузнецова ; рисунки Ольги Громовой. – Москва : КомпасГид, 2015. – 192 с. : ил.

7. Ольга Лукас. Бабушка Смерть

Строго говоря, книжка эта не совсем про бабушку и, тем более, совсем не про смерть. Она про языковую игру.

Зачин такой: бабушка Катя бросила Митиного дедушку и уехала с новым мужем в Америку. Митин дедушка в долгу не остался и тоже женился. Новая бабушка ― Смерть. Она на пенсии (правда, в середине книги выходит работать на полставки, чтобы платить за Митин бассейн и английский), в кладовке хранится её чёрный плащ с капюшоном и коса. Последней Митя косит траву для своего кролика. В принципе, это всё, что стоит знать об особенностях бабушки в этой книге. Ну да, Смерть ― этот факт сообщается автором не для того, чтобы погрузить нас в тяжёлые экзистенциальные думы. Просто из него легко рождаются абсурдные ситуации и мрачноватые каламбуры. Когда в детском саду Митю за худобу прозывают «дохлятиной», бабушка идёт поговорить с детьми о своей работе — и да, больше никто так не обзывается. Чтобы очутиться под Москвой, надо спуститься в ад. Влюблённого в бабушку Смерть соседа логично именовать Рыцарем Смерти, а если бабушка отлучается из ларька, где берётся вдруг подрабатывать продавцом, то объявление гласит, конечно же, «Смерти нет».

«Осенью Митя пошёл в школу. Бабушка вела его за руку и несла учительнице самый красивый венок»

Не бояться слов, не испытывать перед ними священного трепета, не путать их с настоящими явлениями и событиями жизни ― ценное умение, которое не всегда приходит само. Учат ему обычно гуманитарные науки, и часто ― именно детские книжки. Слова «бабушка», «дедушка», «смерть» могут стоять рядом и не означать ничего ужасного ― это важная информация. И это ведь правда так.

Лукас, О. Бабушка Смерть / Ольга Лукас ; иллюстрации Натальи Поваляевой. — Санкт-Петербург : Комильфо, 2012. — 32 с. : ил.

8. Гудрун Мёбс. Бабушка! — кричит Фридер

Трудно представить наш список без книг немецкой писательницы Гудрун Мёбс, ведь это целая серия, посвящённая исключительно взаимоотношениям маленького Фридера и его изобретательной бабушки (кроме первой книги, указанной выше, существуют также «Бабушка! ― снова кричит Фридер», «Бабушка и Фридер ― друзья навек!», «В школу! — кричат бабушка и Фридер»).

Каждая книга состоит из множества маленьких рассказов. В них всегда примерно один и тот же сюжет, а именно — конфликт интересов. У Фридера возникает важное и срочное желание (отправиться на пикник, поиграть в футбол, поболтать на иностранном языке). Но бабушке, которая то стирает, то готовит, то убирается, оно приходится вовсе не ко времени. Прерваться на игру — не всегда выход, так же как попросить воодушевлённого и нетерпеливого Фридера подождать или поиграть без неё. То, как бабушка и внук разрешают подобные ситуации, ложится в основу каждого следующего рассказа.

Стоит отметить, что бабушка у Фридера дипломатичная, терпеливая и время от времени сама любит выкинуть какой-нибудь «фокус». Она не идёт на поводу, но идёт на уступки; не допускает внучьего произвола, но легко прощает проделки, а главное ― всегда в конце концов исполняет желания любимого внука.

«Бабушка ловко подцепляет ковшом шницель со сковородки и везёт его к тарелке Фридера»

Короче говоря, бабушка Фридера — педагог очень умелый, но читать рассказы о ней стоит не для того, чтобы перенимать её методы воспитания. Понравиться маленькому ребёнку эта книжка должна благодаря той симпатичной повторяемости, что заложена в её структуру. Можно просто умиротворённо покачиваться на волнах этих предсказуемых бабушко-внуковых отношений — прекрасно зная, чем начнётся и чем кончится очередная история.

Картинки к «Фридеру» нарисовала Ротраут Сузанна Бернер ― та самая, которую мы знаем по замечательным «виммельбухам» на каждое время года и книжкам-картонкам про зайца Карлхена.

Мёбс, Г. Бабушка! — кричит Фридер / Гудрун Мёбс ; перевод с немецкого Веры Комаровой ; иллюстрации Ротраут Сузанны Бернер. — Москва : Самокат, 2011. — 102 с. : ил. — (Лучшая новая книжка).

9. Ива Прохазкова. Бабушка с крылышками

Семилетнему Элиасу, чьи родители слишком заняты собой и своей работой, чтобы играть с сыном и вникать в его проблемы, хотелось бы иметь хотя бы одну бабушку или одного дедушку. У них точно нашлось бы для него время! Да вот беда — ни у папы, ни у мамы родителей уже нет. И тогда в жизнь приунывшего было мальчика вмешивается странное чудо ― из найденного в парке жёлтого яйца вылупляется не птенчик, а маленькая бабушка с крылышками. Но, хотя выглядит народившееся существо в точности как милая старушка ― в платье и переднике, с морщинками и пучком, ― вести себя как бабушка оно не умеет. Только-только появившаяся на свет старушка — совсем как младенец ― учится разговаривать и ходить, умываться и вести себя хорошо (последний пункт удаётся ей хуже всего). В общем, не она становится Элиасу бабушкой, а скорее он для неё ― заботливой мамой.

«. на лестнице пожарной машины кто-то сидел. Кто-то малюсенький, как только что вылупившийся птенчик. »

Сказочная повесть чешской писательницы Ивы Прохазковой получилась спокойной и гармоничной, пожалуй, даже слишком ― можно и заскучать. Цве́та и эмоций добавляют прекрасные иллюстрации Марион Гедельт. Изображённой ею крошечной и хрупкой, озорной и нежной бабушке всё-таки стоило показаться в нашем обзоре.

Прохазкова, И. Бабушка с крылышками : [сказоч. повесть] / Ива Прохазкова ; перевела с немецкого Г. В. Снежинская ; иллюстрации Марион Гедельт. — Санкт-Петербург : Поляндрия, 2014. — 172 с. : ил.

10. Маша Рупасова. С неба падали старушки

Маша Рупасова — несомненно, открытие 2015 года, а её дебютный сборник стихов «С неба падали старушки» по праву занимает своё место в списке лучших книг, названных экспертами «Библиогида» (см.: Наш выбор: ЛИЧНЫЙ ВКУС И ВЗГЛЯД). Стихи Маши стремительные, звонкие, яркие, как и сами старушки, которые, по Рупасовой, достались нам благодаря фантастическому старушкопаду. С тех пор удивительные небесные создания качают малышей и «песни лунные поют». Бабушки у Рупасовой не только озорные (хотя они и не прочь повисеть вниз головой и поскакать по деревьям, что безусловно роднит их с детьми), но и заботливые. В книге немало личных ностальгических переживаний, связанных с бабушкиной заботой и лаской. Чистые ритмичные стихи обращены и к жадным до весел ья детям, и к полным воспоминаний сердцам родителей.

«С неба падали старушки! Это был старушкопад»

Это прекрасное семейное чтение.

Рупасова, М. С неба падали старушки : [стихи] / Маша Рупасова ; [худож. Ю. Сомина]. — Москва : АСТ, 2015. — 62 с. : ил. — (Манюня и другие).

Предлагаем Вашему вниманию подборку из 24 лучших книг в подарок бабушке. Также Вы можете воспользоваться опциями поиска по увлечению, жанру, названию или автору. Выбирайте понравившуюся книгу и переходите к шагу 2, где Вы сможете подобрать переплет, придумать памятный текст на обложку и написать Ваше поздравление на титульном листе.

Омар Хайям Рубаи знаменитого персидского поэта 12 века Омара Хайяма отличает отточенный слог, глубокое философского содержание, втиснутое в строгие жанровые рамки, меткость и точность выражений. Филигранные четверостишия Омара Хайяма заучивают наизусть, ими упражняются в красноречии, к ним прибегают, как к афоризмам.

мин. цена: 650 руб.
макс. цена: 4090 руб.

Сто лет одиночества

Габриэль Гарсиа Маркес Одна из величайших книг XX века. Странная, поэтичная, причудливая история города Макондо, затерянного где-то в джунглях, – от сотворения до упадка. История рода Буэндиа – семьи, в которой чудеса столь повседневны, что на них даже не обращают внимания. Клан Буэндиа порождает святых и грешников.

мин. цена: 986 руб.
макс. цена: 4650 руб.

Гордость и предубеждение

Джейн Остен В начале XIX века английская писательница Джейн Остен (1775–1817) писала свои романы с изяществом, глубиной и мудростью, которые избавили жанр романа от клейма «несерьезности» и научили многие поколения читателей и писателей тому, что книге, чтобы быть глубокой, не требуется напыщенная монументальность.

мин. цена: 815 руб.
макс. цена: 4364 руб.

Судьбы и сердца (стихотворения)

Эдуард Асадов Поэтический мир Эдуарда Асадова – это мир высоких чувств и светлых размышлений. Каждая его строчка дышит любовью, радостью жизни, верой в добро. В этот сборник вошли лучшие образцы лирики поэта.

мин. цена: 633 руб.
макс. цена: 4060 руб.

Портрет Дориана Грея

Оскар Уайльд «Если бы старел этот портрет, а я всегда оставался молодым! Душу отдал бы за это!» – эти роковые слова стали фатальными для молодого, необычайно красивого и незапятнанного пороком Дориана Грея. С тех самых пор ни одной морщины не появлялось на вечно юном лице и вечно чистой душе джентльмена Грея, а старел и.

мин. цена: 679 руб.
макс. цена: 4138 руб.

Маргарет Митчелл Согласно легенде, создание романа «Унесенные ветром» началось с того, как Маргарет Митчелл написала главную фразу последней главы: «Ни одного из любимых ею мужчин Скарлетт так и не смогла понять и вот – потеряла обоих». Последующая работа над произведением продолжалась около десяти лет и потребовала от.

мин. цена: 2148 руб.
макс. цена: 8692 руб.

Анна Ахматова Анна Ахматова – один из самых замечательных русских поэтов XX столетия. Усвоив уроки своих великих предшественников – золотого века русской психологической прозы и серебряного века русской поэзии – она преобразовала опыт двух столетий отечественной изящной словесности в новое качество, принесла в русскую.

мин. цена: 503 руб.
макс. цена: 3243 руб.

365 рецептов на каждый день

Юлия Высоцкая В новый сборник рецептов из телепрограммы «Едим Дома!» включены рецепты экономичных блюд, которые не требуют серьезных затрат и к тому же достаточно просты в приготовлении. Юлия Высоцкая считает, что кулинарные эксперименты доступны каждому, и предлагает приготовить интересные и оригинальные блюда из.

мин. цена: 821 руб.
макс. цена: 4374 руб.

Эрих Фромм Одна из самых известных работ Эриха Фромма – «Искусство любить» – посвящена непростым психологическим аспектам возникновения и сохранения человеком такого, казалось бы, простого чувства, как любовь. Действительно ли любовь – искусство? Если да, то она требует труда и знаний. Или это только приятное.

мин. цена: 503 руб.
макс. цена: 3243 руб.

Все о грядках. Многоярусные, треуго.

Галина Кизима В новой книге Г. А. Кизимы, известного садовода с полувековым стажем, рассказано о различных видах грядок и их назначении, способах их формирования и обработки, о методах борьбы с садово-огородными вредителями. Также автор делится полезными хитростями и секретами выращивания отличных урожаев при минимальных.

мин. цена: 453 руб.
макс. цена: 3160 руб.

Мой муж Сергей Есенин

Айседора Дункан Страстный, яркий и короткий брак американской танцовщицы Айседоры Дункан и русского поэта Сергея Есенина до сих пор вызывает немало вопросов. Почему двух таких разных людей тянуло друг другу? Как эта роковая любовь повлияла на творчество великого поэта и на его трагическую смерть? Предлагаем читателю.

мин. цена: 815 руб.
макс. цена: 4364 руб.

Любовь и бунт. Дневник 1910 года

Софья Толстая В 2010 году, когда отмечалась столетняя годовщина смерти Л. Н. Толстого, тема его ухода из Ясной Поляны вновь вызвала большой интерес, и не только в России, но и в мире. Так, в 2009 г. был снят фильм «Последнее воскресение» с Хелен Миррен и Джеймсом Макэвоем. Появилось много публикаций, посвященных.

мин. цена: 994 руб.
макс. цена: 4663 руб.

Истории про любовь

Эдвард Радзинский Произведениям Эдварда Радзинского присущи глубокий психологизм и неповторимый авторский слог. А его умение представлять читателю самые неожиданные трактовки всем известных событий вызывает восхищение сотен тысяч поклонников его творчества. В издание вошли произведения Эдварда Радзинского, посвященные.

мин. цена: 446 руб.
макс. цена: 3147 руб.

Людмила Зыкина. На перекрестке наши.

Юрий Беспалов Великая русская певица Людмила Георгиевна Зыкина олицетворяет собою подлинную славу русской музыкальной культуры. Вся ее ярчайшая творческая жизнь, уникальный талант выдающейся исполнительницы русской песни отданы служению Родине. Людмила Георгиевна стала безусловным знаком эпохи, истинным символом России.

мин. цена: 657 руб.
макс. цена: 4100 руб.

Я – Фаина Раневская

Фаина Раневская Раневская – это эпоха! Язвительный философ с цигаркой в зубах. Каждое высказывание – скандал и эпатаж.Что за жизнь прожила та, которой злопыхатели приписывают роман с Анной Ахматовой и Меркурьевым, ссоры с режиссерами, самый тяжелый характер среди артистов и тотальное одиночество?

мин. цена: 443 руб.
макс. цена: 3144 руб.

Дневник императрицы. Екатерина II

Иван Андреев Екатерина II Великая, урожденная София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, в православии Екатерина Алексеевна (1729 – 1796) – императрица всероссийская с 1762 по 1796 годы.Екатерина пришла к власти в ходе дворцового переворота, в результате которого, с престола был смещен ее непопулярный супруг Петр III.

мин. цена: 816 руб.
макс. цена: 4367 руб.

Одри Хепберн. Жизнь, рассказанная е.

Одри Хепберн Хотя Одри Хепберн начала писать свои мемуары после того, как врачи поставили ей смертельный диагноз, в этой поразительно светлой книге вы не найдете ни жалоб, ни горечи, ни проклятий безжалостной судьбе – лишь ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ к людям и жизни. Прекраснейшая женщина всех времен и народов по опросу журнала.

мин. цена: 681 руб.
макс. цена: 4142 руб.

Бабушка, Grand-mеre, Grandmother…

Елена Лаврентьева Героини книги – бабушки, наши ангелы-хранители. Судьба каждой из них неповторима, а истории любви достойны пера романиста. Наряду со свидетельствами мемуаристов XIX века в книге представлены воспоминания наших современников. Авторов объединяет «память сердца» и благодарность к тем, кто сумел предать внукам.

мин. цена: 1000 руб.
макс. цена: 4673 руб.