Термин «переходные вещества» в отношении некоторых хладагентов был введен Лондонской поправкой к Монреальскому протоколу (1990 год) и изначально относился к гидрохлорфторуглеродам (ГХФУ) и их смесям. Считалось, что временный переход на ГХФУ, обладающие меньшей, чем у ХФУ, озоноразрушающей способностью (ОРС), позволит холодильной и другим отраслям лучше подготовиться к полному отказу от озоноразрушающих веществ. Но уже через два года с принятием Копенгагенской поправки понятие «переходных веществ» исчезло из статьи 1 Монреальского протокола, а ГХФУ вошли в список веществ, производство и потребление которых сокращается и прекращается в соответствии с графиком.

В настоящее время термин «переходные хладагенты» не имеет строгого определения, однако, с учетом требований Кигалийской поправки и иных регулирующих документов, а также тенденций развития холодильной индустрии, его можно условно отнести к синтетическим хладагентам с пониженным потенциалом глобального потепления (ПГП) – некоторым ГФУ, гидрофторолефинам (ГФО), ГФУ- и ГФО-содержащим смесям.

Физико-химические свойства

Монокомпонентные хладагенты

R32 (дифторметан) R1234yf (2,3,3,3-тетрафторпропен) R1234ze (1,3,3,3-тетрафторпропен) R1233zd (Транс-1-хлор-3,3,3-трифторпропен)
Химическая формула CH2F2 C3H2F4
(CF3CF=CH2)
C3H2F4
(CHF=CH-CF3)
C3H2ClF3
(CF3-CH=CCIH)
Относительная молекулярная масса 52,02 114,04 114 130,5
Точка кипения при 101,3 кПа -52°C -30°C -19°C -18°C
Критическая температура 78,11°C 94,7°C 109,4°C 165,5°C
Критическое давление (абс.) 57,82 бар 33,82 бар 36,36 бар 35,7 бар

Смесевые хладагенты

R454B R513A R455A R448A R452B R450A
Состав 31,1% R1234yf / 69,9% R-32 56% R1234yf / 44% R134a 75,5% R1234yf / 21,5% R-32 / 3% R-744 26% R32 / 26% R125 / 21% R134a / 7% R1234ze / 20% R1234yf 67% R32 / 7% R125 / 26% R1234yf 42% R134a / 58% R1234ze
Средняя молекулярная масса смеси 62,6 108,4 87,5 189,9 Н/д 239,1
Точка кипения при 101,3 кПа -50,9°C -29,2°C Н/д Н/д Н/д Н/д
Температурный глайд, К 1,5 0 Н/д Н/д Н/д Н/д
Критическая температура 77 °C 96,5 °C 85,6 °C 83,7 °C 77,1 °C 104,4 °C
Критическое давление (абс.) 42,5 бар 37,66 бар 46,6 бар 46,6 бар 52,2 бар 38,2 бар

Воздействие на человека и окружающую среду

Гидрофторуглерод R32 и большинство чистых гидрофторолефинов относятся к группе опасности A2L: малотоксичные (нетоксичные), трудногорючие. Класс 2L означает, что нижний предел воспламеняемости хладагента превышает , удельная теплота сгорания – ниже , а скорость горения – меньше .

Одна из причин разработки смесевых хладагентов на основе ГФО – стремление получить негорючий продукт, пригодный для использования в качестве хладагента и сохранивший, по возможности, такие свойства ГФО, как нулевая озоноразрушающая способность и низкий ПГП.

Помимо способности к воспламенению опасность представляет непригодность «переходных хладагентов» для дыхания. Так как они, как правило, тяжелее воздуха, бесцветны и не имеют запаха, важно обеспечить вентиляцию рабочего места, особенно если хладагент используется ниже уровня земли.

Поскольку температура испарения большинства монокомпонентных и смесевых «переходных хладагентов» при нормальном давлении значительно ниже 0°C, контакт с жидким хладагентом может привести к обморожению кожи, повреждению глаз и дыхательных путей.

ГФУ и ГФО безопасны для озонового слоя. Кигалийской поправкой для R32 зафиксировано значение ПГП, равное 675, однако в докладе РГ1 МГЭИК «Изменение климата, 2021 год: Физическая научная основа», являющемся частью 6-го оценочного доклада МГЭИК, значение столетнего ПГП R32 определено как 771.

Столетний ПГП чистых ГФО чрезвычайно мал (обычно около 1), что объясняется малым сроком жизни этих веществ в атмосфере. ПГП смесей, в которые помимо ГФО могут входить ГФУ и другие компоненты, может измеряться сотнями единиц.

Применение

R32

Гидрофторуглерод R32 (дифторметан) рассматривается многим производителями систем кондиционирования в качестве хладагента для бытовых и малых коммерческих кондиционеров воздуха. Применению в более крупных системах с большей заправкой хладагентом (например, полномасштабных VRF-системах) препятствуют требования безопасности, связанные с горючестью R32.

Действующий в Европе Регламент по Ф-газам (Регламент (ЕС) №517/2014) предусматривает запрет использования ГФУ с ПГП, превышающим 750, в сплит-системах с заправкой хладагентом не более 3 кг с 1 января 2025 года. Общепринятая на сегодняшний день оценка значения столетнего ПГП R32 – 675 – позволит использовать R32 в бытовых кондиционерах и после 2025 года. Однако, перспективы этого хладагента не так безоблачны. С одной стороны, в 6-м оценочном докладе МГЭИК приведено новое значение столетнего ПГП для R32, превышающее 750 — 771. С другой стороны, сам Регламент по Ф-газам в настоящее время пересматривается в сторону ужесточения требований.

R1234yf

Гидрофторолефин R1234yf стал одним из первых ГФО-хладагентов на рынке. Он изначально разрабатывался с целью удовлетворения требований европейской директивы о мобильных кондиционерах воздуха 2006/40/EC (MAC), которая запрещает продажу в Европе новых автомобилей, в кондиционер которых заправлен хладагент с ПГП, превышающим 150. Согласно последним оценкам, столетний ПГП R1234yf – меньше 1.

Помимо автомобильных кондиционеров, этот хладагент находит применение в стационарном холодильном и климатическом оборудовании, а также используется в качестве компонента смесевых хладагентов.

R1234ze

ГФО R1234ze разрабатывался в качестве хладагента для замены ГФУ R134a, а также применения в качестве вспенивателя при производстве вспененных полимеров, пропеллента в аэрозолях, использования в тифонах (пневматических сигнальных устройствах) и порошковых огнетушителях.

Как хладагент R1234ze применяется в чиллерах, тепловых насосах, системах холодоснабжения супермаркетов.

В силу заметной разницы теплофизических характеристик, R1234ze не может рассматриваться в качестве решения для прямой замены R134a в действующем оборудовании.

R1233zd

Гидрохлорфторолефин (ГХФО) R1233zd – негорючий озонобезопасный хладагент с крайне низким ПГП, предназначенный для использования в чиллерах на базе компрессоров центробежного типа. Основная область применения таких чиллеров – системы холодоснабжения больших зданий.

R454B

R454B – озонобезопасная зеотропная смесь с низким ПГП (466), разработанная в качестве альтернативы R410A для применения в чиллерах и тепловых насосах. Более низкая, чем у R32 температура нагнетания и более высокая критическая температура, а также возможность эффективной работы при низких температурах испарения делают R454B более предпочтительным выбором для работы в режиме обогрева, чем R32.

R513A

R513A – озонобезопасная зеотропная смесь с низким ПГП (630), предназначенная для замены R-134a в бытовых, коммерческих и промышленных системах охлаждения, а также в центральных системах кондиционирования и чиллерах. Может использоваться в системах с прямым расширением или в установках с затопленным испарителем.

R455A (L40X)

R448A (N40)

R448A – озонобезопасная негорючая зеотропная смесь с ПГП=1386, разработанная для замены ГФУ R404A (ПГП=3922) в новом и действующем торговом холодильном оборудовании.

R452B (L41y)

R452B – трудногорючая (класс 2L) озонобезопасная зеотропная смесь с низким ПГП, разработанная для замены ГФУ R410A в системах комфортного кондиционирования и обогрева воздуха на базе компрессоров объемного сжатия. Совпадение рабочих характеристик с R410A минимизирует затраты на модернизацию и модификацию оборудования.

R450A (N13)

R450A – это негорючая зеотропная смесь R-134a и R1234ze, разработанная в качестве альтернативы R134a, обладающей сходными рабочими характеристиками и почти на 60% меньшим ПГП (601). Может использоваться в тепловых насосах, чиллерах с воздушным и водяным охлаждением, системах централизованного охлаждения и обогрева, торговых автоматах и кулерах для напитков, высокотемпературных каскадах систем на CO2, среднетемпературном холодильном оборудовании.

Дополнительные материалы:

  • Исследование связало три ГФО с загрязнением атмосферы «суперпарниковым» газом R23 из-за реакции с озоном
  • Великобритания настаивает на прагматичном подходе к Ф-газам
  • Агентство экологических расследований (EIA) обвиняет компанию Chemours в «распространении дезинформации» о хладагентах
  • Новое информационное сообщение IIR «Хладагенты с низким ПГП: текущее положение и перспективы»
  • Французская компания AF Energy отдает предпочтение хладагентам R-1234ze и R-1234yf
  • R-32 в системах кондиционирования воздуха: опыт Climalife в некоммерческом проекте
  • Climalife-Thermiafred-Veritas: глобальная стратегия снижения углеродного следа экологической сети супермаркетов
  • Carrier считает, что ГФУ-хладагенты с низким ПГП нужны Европе для решения экологических задач
  • Climalife предлагает Solstice® N40—решение для замены R-404A на ближайшее будущее
  • Хладагенты для чиллеров
  • Midea получила европейские сертификаты на R32 и R290
  • В 2023 Daikin предложит замену R32
  • «Хонивелл» инвестирует в расширение производства ГФО-1234YF в США
  • Партнерство HONEYWELL и японского производителя в целях дальнейшего увеличения объема поставок нового экологичного хладагента для автомобильных систем кондиционирования
  • Вебинар OzonAction: «Хладагенты, естественно!» против ГФО
  • HFO-1234yf сочетает в себе безопасность, производительность, экологичность и приемлемую стоимость

Есть у кого информация о совместимости хлодонов??
Что на что можно заменить и что с чем можно смешивать??

15.06.2008, 21:37

в теории если агрегат расчитан на один газ-то заправлять другим нельзя-но по своей практике могу сказать что вместо 134-заправлял 12-и наоборот-а бывали такие случаи что надо заправить а нужного газа нет-ну я тогда вместо 134-или 12-заливал 404-конечно все это неправильно-но работало-и работает до сих пор-я не теоретик-я практик-а вообще для перехода на другой газ меняют и компр.и капилярку-предварительно расчитав по таблице(я про капилярку)

15.06.2008, 21:59
А пропан заливали когданть?
15.06.2008, 22:07
я нет-но знакомый когда ему немного не хватило-добавил пропан.
15.06.2008, 22:16

Ужос!
Еще и деньги за это брать.
Неее, ребята, ну уж если заменять по технологии — куда ни шло, но смешивать? не смешно.
Кстати о пропане — он технической чистоты (той же влаги там далеко не 0,004), что недопустимо в принципе. Еще — после Вас приходит другой, знает, что аппарат на 12-м и распаивает горелкой, а там например засор, и давление. Че будеть.
Не стоит работать в этой сфере, если нет понятия о технологии, и есть огромное желание сэкономить на клиенте.

15.06.2008, 22:28

вьюга, вы как то невнимательно читали-я не добавлял пропан-а по поводу замены R12-наR134-работает-и уже не один год-и там где вместо 12-заправил 404-тоже работает-так что деньги клиент заплатил-за то что РАБОТАЕТ.все таки теория очень сильно отличается от практики :mrgreen:

15.06.2008, 22:44

и распаивает горелкой, а там например засор, и давление.
При таких раскладах и с 12-м можно хорошо в штаны наложить от неожиданности 🙂 Я против «распаивания горелкой» под давлением. Да и без давления тоже.

15.06.2008, 22:45

Нет — упрек по пропану не лично Вам. :). Просто добивают такие спецы супер-пупер экономичными и крайне опасными экспериментами, подставляя при этом других.
Встречал рассказ, когда кондей с пропаном убил человека, который полез его распаивать. К тому же там оказалось почему-то давление.

да, если система на 134а и дать 12-й — в принципе страха нет, и эта технология разрешена, например, у Атлант, показывали рекомендацию еще в середине 90-х.
Наоборот не советую — если минералка (или че там еще) свернется, весь агрегат загадите так, что аппарат на выброс. Лично я проверять не буду.
И хотя был такой случай, когда городской той осенью вместо СКО-200 поставил СК-140, через 3 месяца он помер, и я не подумавши вновь приволок СКО-200. Опомнился уже на стадии вакуумирования — может минералку в систему выкинуло. 😥
До дома было км 40, решился дать 134а. Неделю жил как на иголках. Ничего вроде: неделю назад встречался — не жаловался. Но надо учитывать, что компрессора одного производителя, может учитывается «фактор дурака у аппарата». 😆 😳

15.06.2008, 22:59

вьюга, по поводу кондей убил человека-у меня был случай-засор фильтра в агрегате камеры-газ сложился в кондере-на шредер надел шланг-спускаю газ-подождал 10 мин-вроде все не шипит-стал распаивать трубку с фильтра-не стал резать-паяю-а трубка становится ярко зеленой-и пошел фосген(говорят что при горении фреона фосген выделяется)-пока сообразил-трубку с фильтра вырвало сжег себе брови-и опалил кончик носа-там еще потом и масло вспыхнуло-а так легко отделался 🙁

15.06.2008, 23:14
у меня был случай-засор фильтра
Да уж.
Я за «сначала резать», т.е. прям как хирурги 🙂
15.06.2008, 23:49

вьюга, по поводу кондей убил человека-у меня был случай-засор фильтра в агрегате камеры-газ сложился в кондере-на шредер надел шланг-спускаю газ-подождал 10 мин-вроде все не шипит-стал распаивать трубку с фильтра-не стал резать-паяю-а трубка становится ярко зеленой-. (
а вот на фильтре экономить не надо — отрезайте КТ и сразу бы увидели при распайке (если не раньше) засаду. Свечку поставьте, что не лопнул — Вам бы эта экономия в лучшем случае на месяцы икнулась. :hi:

16.06.2008, 00:04

так фильтр и хотел менять-хотел его выпаять-трубка была под углом-если бы резал-пришлось развальцовывать-а так точно под новый подходила-а так конечно-лучше резать.

16.06.2008, 00:19

так фильтр и хотел менять-хотел его выпаять-трубка была под углом-если бы резал-пришлось развальцовывать-а так точно под новый подходила-а так конечно-лучше резать.
Что-то недопонял- если вальцовка, так это под гайку, если КТ — обязательно отрезается (на случай засора на кончике) и впаивается по новой.

16.06.2008, 00:39
развальцовка-расширение трубы
холоддающий
17.06.2008, 23:15

Уже лет 8 стараюсь заправлять только тем, чем положено. Так как занимаюсь только бытом имею в наличии 12, 134, 600. А раньше бывали конечно случаи замены 134 на 12 и 600 на пропан, ну или бутан. Работало нормально! Что происходило через несколько лет неизвестно. Никогда старался не экономить на газах. Ну не было чаще всего в 90-х в наличии нужных газов!
З.ы. Вспоминаю недавний случай с Фриджидаером! Засор в системе. Заменил фильтр, продул, свакуумировал, заправил R-12 (как положено). Всё ОК! Через три месяца повторка. Мало холода. Вскрыл фильтр и офигел. Силикогель ЗАСАХАРИЛСЯ (реально сгусток). Что явилось катализатором неизвестно! Так вот, при том, что масло в моторе было оригинальное (мотор не менялся), виноват или фильтр или газ? Теперь о главном! КТО МОЖЕТ НАМ ГАРАНТИРОВАТЬ, то, что газ (который чаще всего Китайский) и фильтр (который гонят нам неизвестно откуда, и возможно из того же Китая, выдавая ТИПАЗАИТАЛИЮ) соответсвуют каким-то ГОСТам?

18.06.2008, 20:10

и там где вместо 12-заправил 404-тоже работает-так что деньги клиент заплатил-за то что РАБОТАЕТ.все таки теория очень сильно отличается от практики :mrgreen:
Знакомо: :hi:
Тут у нас местный умелец ставит СКО-200 с 12-м на витрину, где родное имеет Ватт 400 по 22-му .
Работет, и даже не один год. но когда вызывают после него, если КТ не выброшена, то возвращаю все на свои круги, настраиваю автоматику — не верят, что размораживать нужно раз в месяцы (после того — 3-4 дня от силы, потому что не выключается или почти не. )
Вопрос не в том, что как-то работает, а в том — КАК?
Не привыкал работать на авось — и не буду: что теряешь много времени-ресурсов, что эта возня создает у клиента впечатление (особенно в сравнении) некомпетентности, или близко к этому.
Еще нюанс, на который покупаются многие: зима, безденежье — ладно, как нибудь сделаю, пусть работает. И пока прохладно, она работает. Но припечет — выходит из режима, и тут начинается головняк. Бросишь — кто-нибудь все-равно найдется, и если сделано качественно, первому доступ закрывается практически посмертно. :bugaga:

18.06.2008, 21:45

вьюга, 1.там где заправил 404-работает 3 года-шкаф кондитерский-и работает не как нибудь-а нормально-т.е.размораживать не надо-выключается и включается по устан.температуре.2.5 лет занимаюсь обслуживанием хол.оборудования-ежемесечным обслуживанием по договорам-за это время ушло 3 клиента (посчитали что дорого)пришло 12 новых(по рекомендации старых клиентов)-это вам по поводу качества работы.3.у меня зимой нет проблемы безденежья т.к.обслуживание ежемесечное соответсвенно и доход стабильный.

18.06.2008, 23:20

вьюга,
1.там где заправил 404 — работает 3 года — шкаф кондитерский — и работает не как нибудь — а нормально — т.е. размораживать не надо -выключается и включается по устан. температуре.
2. 5 лет занимаюсь обслуживанием хол. оборудования — ежемесячным обслуживанием по договорам — за это время ушло 3 клиента (посчитали что дорого) пришло 12 новых (по рекомендации старых клиентов) — это вам по поводу качества работы.
3.у меня зимой нет проблемы безденежья т.к. обслуживание ежемесячное, соответственно и доход стабильный.
1. Ну «Жигулей» к примеру, на 76-м тоже хватает, и никто не сказал что плохо бегают. Но соответствует ли параметрам, ресурсу и пр. — тот еще вопрос. Но делать как сделано — отличный способ избежать головняка при сложных, неуловимых дефектах.
Мне это напоминает известный лозунг — «Пальцы липнут — все в порядке!»
2. Рыба ищет где глубже, человек — где лучше. Часто выбор принудительный, и мало зависит от владельца. Обычно связано с тем, что имея богатый ассортимент оборудования, трудно найти спеца, который бы ремонтировал ФАК-1,5 и умел настраивать контроллеры, одним словом — на все руки. Качество и опыт — важные параметры, но знаю немало примеров, когда продавщицы съедали нужного спеца, по пустякам «доставая» владельца.
3. Вариантов несть числа:
— выполнить особо срочный заказ, когда аппарат груженый и нет вариантов,
— экономия на дорожных расходах,
— желание распихать свои запасы любой ценой,
— доказать (зачем, если все со строны видно и так?) себе и всем: «Я кое-что умею»,
— просто вычеркнуть путающийся под ногами заказ,
— желание сделать подешевле в расходах, но при этом сумму взять ту же,
— выкрутиться из ситуевины, чтобы не покупать баллон нужного фреона,
— работа по принципу — «Не себе — сойдет!» и др.

P.S. это не о Вас, упаси Боже!. Просто обсуждение.
Но. Если присмотреться — это все из одного ряда: «важна не работа, а оплата».