Переживший трагическое разделение корейский народ с трепетом и гордостью относится к своему культурному наследию. И жители мегаполиса Сеула, и товарищи из строгого Пхеньяна по праздникам меняют ультрамодную одежду и синие двубортные пиджаки на ханбок (чосонот в Северной Корее) – национальный корейский костюм, чья история началась в глубокой древности.

История костюма

Предшественниками ханбока были шаманские костюмы североазиатских кочевников. В первую очередь их отличал не сковывающий движения покрой – просторные штаны у мужчин, широкие юбки у женщин и свободные блузы. Детали и длина предметов одежды менялись в зависимости от иностранного влияния. Мирное соглашение с Монголией привнесло новые модные веяния – укороченные блузы, изменение длины юбки, ленту на груди, закруглённые рукава. Окончательные модификации произошли в XIX веке – женщина в ханбоке своими очертаниями стала напоминать колокольчик – плотный короткий верх плавно переходил в широкую юбку до пола. Мужской костюм остался практически неизменным.

Элементы одежды

Основа корейского национального костюма – это блуза чогори, похожая по крою на жакет. Её носили как мужчины, так и женщины. Она довольно короткая, со съёмным воротником и широкими рукавами, иногда к ним пристёгивали контрастные манжеты. Мужской ханбок состоял из чогори и штанов паджи. Женщины носили традиционные широкие юбки чхима – иногда под них надевали дополнительную юбку сокчхима. В холодное время года костюм дополнялся укороченной курткой чокки – она появилась под влиянием западной моды. Поверх могли накинуть и корейский жилет магоджа – у женщин он был до талии, мужчины носили вариант подлиннее и с пуговицами на правой стороне. На голову надевали шапочки – нарядные женские короны чоктури и мужские кат из конского волоса. На ногах были белые носки посон.

Особенности ханбока

Традиционно ханбок шился из однотонных тканей. К выбору цвета подходили основательно – знать щеголяла в насыщенных ярких нарядах, простолюдины одевались скромнее. Также для бедняков существовал запрет на одежду белого цвета – это была прерогатива высшего света. Богачи носили шёлк, а простые корейцы довольствовались обесцвеченным хлопком. Позднее ханбок ежедневно стали носить обыватели – аристократия пала жертвой западной моды и переодевалась в национальный корейский костюм от случая к случаю.

Ханбок – это немаловажный элемент корейской культуры, её исторического достояния. Разумеется, современная одежда вытеснила национальный костюм – в Южной Корее одеваются в западном стиле, а северным корейцам предписывается наряжаться в соответствии с предпочтениями руководства страны. Но в обеих странах во время торжеств проходят церемонии с восточными красавицами и красавцами в ярких ханбоках. Корейские костюмы надевают на свадьбы, фестивали, а также в них наряжают детей в их первый день рождения. Ханбоки и чосоноты чаруют своими плавными линиями, цветовыми гаммами, а главное – они к лицу не только корейцам, но и иностранцам! Ханбок — это красиво!

Гостиница «Восточная Азия»

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

В оформлении фасадов и внутренних частей павильона использованы основные архитектурные элементы традиционных домов региона. Так, более двухсот деревянных элементов кровли ханка раскрашены вручную художниками ЭТНОМИРа. На них нанесены традиционные корейские орнаменты, а главные капители украшены головами драконов – добрых персонажей корейской мифологии. Здесь гости увидят и китайскую мозаику на полу, и бамбуковое японское панно, и характерные для Кореи каменно-черепичные стены.

Здание общей площадью 3000 м 2 объединяет культуры Китая, Кореи и Японии. Гостиничные номера расположены на втором этаже павильона «Восточная Азия. Китай, Корея и Япония».

Понравилась статья — поделись с друзьями!

В последнее время корейская культура становится всё более популярной в России. Зачастую интерес к ней начинается с современных её проявлений (K-Pop, южнокорейские сериалы (дорамы), косметика и т.д.), но у многих появляется также и желание узнать побольше о традиционной культуре Кореи, и тогда начинается увлекательное путешествие по страницам истории Корейского полуострова. Ханбок – традиционный корейский костюм – является неотъемлемой частью того, что мы понимаем под культурой Кореи.

Дословно слово «ханбок» (한복) можно перевести как «корейская одежда», но надо понимать, что такое название принято именно в Южной Корее, тогда как в Северной Корее традиционный корейский костюм называют «чосонот» (조선옷), что буквально означает «одежда Чосона» (Чосон – корейское государство 1392-1897 гг.). История формирования ханбока уходит корнями в древние времена, и основные его элементы сформировались ещё в период трёх государств (Когурё, Пэкче и Силла; I век до н. э. – VII век н. э.).

Основные составляющие ханбока были подробно описаны в статье Елены Викторовны Цой. Женский ханбок сосоит из чогори (저고리), представляющей собой блузу с открытым воротом, чхима (치마), то есть юбки. Главное отличие мужского ханбока от женского состоит в том, что вместо юбки он включает паджи (바지) – свободные штаны. Также зачастую носят турумаги (두루마기) – накидное платье-халат[1].

[1] Цой Е.В. Традиционный корейский костюм XIX — XX вв. // Россия и АТР. 2000.

С первого взгляда на ханбок можно заметить, что он обладает неповторимой красотой и изяществом, но при этом способен подчеркнуть совершенно разные качества в зависимости от его особенностей и от того, кто же его надел. Так, женский ханбок светлых оттенков подобен лёгкому облаку, беззаботно путешествующему по небесным тропинкам, а потому он словно отражает радость и счастье, которыми светятся глаза надевшей его девушки. Но в то же время величественный ханбок на плечах короля, который нередко демонстрируется в корейских дорамах, создаёт атмосферу совсем иную: он будто бы излучает мудрость, стойкость и справедливость, которые должны быть свойственны правителю.

В прошлом ткань и цвет ханбока могли многое сказать о человеке, который его носил. Так, простые люди не могли позволить себе дорогие ткани, поэтому их ханбоки обычно были сделаны из хлопка и пеньки (волокно из стеблей конопли), тогда как знатные персоны располагали возможностью надевать ханбок из рами (ткань из китайской крапивы) и шёлка. Цвет ханбока мог значительно варьироваться и часто отражал возраст человека или его статус. Например, замужние женщины нередко выбирали зелёную чогори и красную чхима[1].

В Корее с особым вниманием относятся к национальному костюму, гордятся им и стараются сохранить традиции даже в наше время. Безусловно, ханбок не надевают, чтобы сходить на работу в офис, но вот в особенные праздничные дни многие корейцы достают бережно хранимый в шкафу костюм и облачаются в него. Старшее поколение это делает чаще, чем их дети, но и молодёжь не забывает про культуру своей страны. Случаев, отлично подходящих для того, чтобы надеть национальный костюм, в Корее достаточно много: это может быть локальный повод, например, свадьба, на которую мать невесты, скорее всего, придёт в красивом ярком ханбоке, или же всеобщий праздник, такой как осенний традиционный праздник Чхусок, когда семья собирается вместе.

Однако время идёт, и тонкости правил ношения ханбока постепенно блекнут, забываются людьми, привыкшими к гораздо более свободным принципам выбора современной одежды на каждый день. К счастью, знатоки в этой сфере стараются поделиться с остальными тем, что им известно. Так, в статье «Красивый ханбок тоже нужно носить, соблюдая этикет» автором Ким Ёнчжо был по пунктам расписан этикет по этому вопросу. Автор замечает, что, находясь на улице, нужно непременно надевать турумаги, причём это в особенности касается мужчин: им также не рекомендуется снимать турумаги даже в помещении. Женщинам же можно заменить турумаги на шаль, хотя первый вариант всё же предпочтительнее. Кроме того, именно женский турумаги предназначен для защиты от холода, а потому женщинам в помещении можно обойтись и без этого элемента одежды. Автор также настаивает на том, что к ханбоку не подходят кроссовки, которые так популярны и привычны в наше время[2].

Чтобы полюбоваться прекрасными ханбоками, необязательно тотчас же отправляться в Корею или даже искать специализированный музей. Чтобы получить общее представление о цветовом разнообразии корейского национального костюма, можно посмотреть корейские исторические и историко-фантастические сериалы, в которых особое внимание уделяется проработке элементов культуры прошлых столетий. Например, в дораме «Лунный свет, нарисованный облаками» 2016 года ярко демонстрируется различие в одеяниях лиц, занимавших разные должности. Это наглядный пример того, насколько сильно отличались костюмы людей, живших вне дворца, занимавших государственные должности, служанок, евнухов, и, конечно, ванов (королей), костюмы которых особенно выделялись на фоне остальных.

Алиса Алейникова