Как выглядит квартира и дача оскароносного режиссера Владимира Меньшова

Квартира в центре Москвы и элитный коттедж в Подмосковье: какое наследство оставил Владимир Меньшов

Адвокат Жанна Маргулис рассказала Teleprogramma.pro, как может быть поделено наследство мэтра.

Владимир Меньшов. Фото: Лариса Кудрявцева/ «Экспресс-газета»

Жестокий коронавирус унес еще одну жизнь. Не стало выдающегося актера, режиссера, обладателя премии «Оскар» Владимира Меньшова. Он не любил отвечать на вопросы о здоровье, предпочитая говорить о новых фильмах и других работах. Не верил пессимизму и слезам…

У Владимира Меньшова не было московской прописки, но было горячее сердце

Судьба классика режиссуры – это яркая иллюстрация названия его оскароносного фильма – «Москва слезам не верит». Еще в студенческие годы во МХАТе он познакомился с актрисой Верой Алентовой, которой пророчили большой актерский успех. Когда Вера собралась замуж за Владимира, ее все отговаривали от этого шага, поскольку уроженец Баку Меньшов не имел за душой ни гроша, не обладал московской пропиской.

В эфире программы «Судьба человека» Вера Алентова призналась, что у мужа было нечто большее, чем московская прописка – горячее чувство. Это и помогло ему достичь успеха во всех сферах.

Владимир Меньшов и Вера Алентова. Фото: Лариса Кудрявцева/ «Экспресс-газета»

Как квартирный вопрос чуть не разрушил семью Меньшовых

Свадьба молодых состоялась в общежитии, где они прожили целых восемь лет. Первое время Владимир подрабатывал в булочной, разгружал хлеб. Только после рождения у пары ребенка Московский драматический театр им. Пушкина, в котором работала Вера Алентова, выделила ей квартиру.

Но пресловутый квартирный вопрос уже успел испортить отношения молодой семьи. Неустроенный быт, маленький ребенок, отсутствие денег – все это повлияло на решение пары разойтись. На протяжении четырех лет они жили отдельно, строили свое творческое будущее, но к счастью, развод не оформляли. А когда повели дочь Юлию в первый класс, воссоединились окончательно. Поняли, что не могут жить друг без друга, что любовь сильнее мелких житейских неприятностей.

Кадр из фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит»

Где Меньшовы жили в последнее время

А потом пришел и первый режиссерский триумф, а с ним и решение всех бытовых проблем. После выхода мелодрамы «Москва слезам не верит» в 1979 году, режиссер получил не только премию «Оскар» за лучший иностранный фильм, но и трехкомнатную квартиру для своей семьи. Она располагалась в Олимпийской деревне, которая строилась для гостей Олимпиады.

В последние годы Владимир Меньшов жил с семьей в центре Москвы – на Третьей Тверской-Ямской улице. По оценкам риэлторов, квартиры в этом районе стоят около 50 миллионов рублей.

Помимо элитных апартаментов, семья Меньшовых владеет загородным домом, окруженным большим участком, неподалеку от села Игнатово, в Дмитровском районе. Примерная стоимость такого коттеджа – 30-40 миллионов рублей.

Рядом находятся лес и база отдыха. А еще супруги часто гуляли у озера, расположенного неподалеку. А когда лил дождь, режиссер очень любил сидеть у камина…

Владимир Меньшов, приехавший когда-то в Москву из Баку, обеспечил своей семье: жене, дочери и двум внукам Андрею и Таисии, безбедное существование и беззаботное будущее.

Конечно, меньше всего родные режиссера сейчас думают о наследстве. Но, к сожалению, решение материальных вопросов неизбежно. На вопрос, как может быть распределено наследство, Teleprogramma.pro отвечает адвокат Жанна Маргулис.

Владимир Меньшов. Фото: Лариса Кудрявцева/ «Экспресс-газета»

Комментарий адвоката Жанны Маргулис.

«Если не было завещания, то это имущество будет делиться между наследниками первой очереди — женой и дочерью — в равных долях.

Все остальное — подлежит выделению супружеской доли. То есть супруга Владимира Меньшова Вера Алентова получает половину, а вторая половина делится между ней и их дочерью Юлией, — поясняет Жанна Маргулис.

При наличии завещания, наследство будет делиться согласно воле покойного. Однако, по моему мнению, семья Владимира Валентиновича — это эталон идеальных отношений, в которых всегда ценились уважение и любовь друг к другу. Поэтому в наличии завещания я сомневаюсь».

Как выглядит недвижимость народного артиста Владимира Меньшова

Где легендарному актеру и режиссеру, снявшему «Москва слезам не верит», обладателю «Оскара», пришлось пожить за его длинную жизнь? Как выглядит сейчас дом Владимира Меньшова, посмотрим на фото вместе.

Читайте также:
Дизайнер рассказал, какие цвета нельзя применять в интерьере

Детство в Баку и Архангельске

Актер и режиссер Владимир Меньшов родился в 1939 году за много километров от Москвы, в городе, который сейчас является столицей другого государства, – Баку. Отец, Валентин Меньшов, был моряком, работал в НКВД.

Родители Владимира Меньшова русские, в Баку они переехали из Астрахани, сюда был направлен на работу отец маленького Вовы. Позже, в 1947 году, семья Меньшовых переехала в Архангельск, где Владимир окончил школу.

Первая попытка Меньшова поступить во ВИГК в 1957 году провалилась. Молодой человек вернулся в Астрахань (куда к тому времени переехали обратно его родители) и устроился работать на завод.

За четыре года, которые прошли до второго поступления актера в вуз, он поработал матросом, шахтером и актером местного драмтеатра.

В 1961 году Владимир Меньшов со второй попытки поступил в вуз и переехал в Москву.

«Трешка» в Олимпийской деревне

В Москве Володя поселился в студенческом общежитии. В различных общежитиях он прожил много лет. Даже когда он женился на актрисе Вере Алентовой и у них родилась дочь Юлия, переехать из общежития не удалось.

Владимир Меньшов и Вера Алентова жили раздельно: каждый в своем общежитии.

Раздельное проживание даже привело к семейной драме: Владимир Меньшов и Вера Алентова на какое-то время расставались, но потом снова решили жить вместе. Недавно супруги отметили золотую свадьбу.

Первой квартирой Меньшовых стала небольшая «двушка», которую получила Вера Алентова в театре, где играла в то время. Известно, жилье располагалось в районе станции метро «Алексеевская».

В 1979 году Владимир Меньшов снял фильм «Москва слезам не верит» и получил за него не только «Оскар» и множество премий, но и трехкомнатную квартиру в престижном тогда районе: Олимпийской деревне на западе Москвы, дома в которой были построены для проживания гостей «Олимпиады-80».

Квартира в центре, дача в Подмосковье

В последние года Владимир Меньшов живет в центре Москвы, на Третьей Тверской-Ямской улице. В свободное время от спектаклей, съемок и преподавания во ВГИКе Владимир Валентинович любит прогуляться по центральным улицам столицы.

В 2008 году режиссер и его жена стали героями программы «Пока все дома». На видео программы можно увидеть, как выглядит кухня дома у звездных супругов.

Кроме московской квартиры, у режиссера имеется загородный дом.

На даче у Владимира Меньшова была записана программа «Честное слово» с Юрием Николаевым. Запись программы дает возможность в деталях рассмотреть гостиную оскароносного режиссера.

Как рассказал Владимир Меньшов в одном из интервью, дом стоит поблизости от имения «Лисья нора». Судя по всему, речь идет о базе отдыха в Дмитровском районе Подмосковья, близ села Игнатово.

По словам режиссера, дом стоит рядом с лесом, в окна заглядывают березы и ели. К коттеджу прилегает большой участок.

Добираться до дачи сложно, дорога может занять до трех часов, если на дорогах заторы. В последнее время Владимир Валентинович склонен проводить на даче больше времени, сидеть у камина, смотреть на дождь.

Неподалеку имеется озеро, куда Владимир Меньшов с Верой Алентовой периодически выбираются на отдых. Супруги надеются, что их дочь Юлия постепенно втянется в дачный отдых и будет проводить с ним больше времени.

Как выглядит квартира Юлии Меньшовой

Шикарная недвижимость Владимира Кузьмина

Где живет министр внутренних дел России Владимир Колокольцев

Как выглядит квартира и дача оскароносного режиссера Владимира Меньшова

В российском кинематографе есть немало звезд мировой величины, которые были отмечены на международных премиях, включая известный «Оскар». Но среди них есть поистине выдающиеся личности, чей вклад в отечественное кино трудно измерить и уложить в рамки.

Ярким представителем этой узкой прослойки является Владимир Меньшов — потрясающий кинорежиссер, подаривший не только России, но и всему миру картину «Москва слезам не верит».

Оскароносный фильм сыграл большую роль в жизни постановщика. Именно за него Владимир Меньшов получил квартиру в Москве, столь долгожданную для супругов.

Читайте также:
Варианты применения мятного цвета в интерьере квартиры и загородного дома

У Владимира Меньшова множество наград, титулов, достижений. В 80 лет он сохраняет прекрасное расположение духа, а крепкое здоровье позволяет актеру, сценаристу и известному преподавателю ВГИК проводить свободное время на даче. Владимир был удостоен Ордена «За заслуги перед Отечеством», а также получил множество государственных премий, но самым большим достижением Меньшова остается крепкая, дружная семья.

Детство в Баку и Архангельске

В этих двух городах прошло детство Владимира, когда его отцу по долгу службы пришлось перебраться Баку. Он был моряком, работал в НКВД, поэтому переезд стал обычным делом для семьи.

Позже в жизни Владимира случилась очередная смена жилья. На этот раз семья перебралась в Астрахань, а в 1947 году чета вынуждена была переехать в Архангельск.

Особое внимание вызывает образование Меньшова. Он поступал во ВГИК дважды (в 57 и 61 году). Первая попытка оказалась провальной, но укрепила характер Владимира. Готовясь ко второму поступлению, молодой человек успел поработать:

  • шахтером;
  • матросом;
  • актером драматического театра.

Успешное поступление во ВГИК ознаменовало окончание скитаний Владимира, позволив ему перебраться в столицу России. Здесь же он проживает по сей день вместе с супругой Верой. Его дочь — Юлия Меньшова — родила от известного актера Игоря Гордина сына Андрея и дочь Таисию, сделав Владимира счастливым дедушкой.

О личной жизни Меньшова известно немного. В тяжелые времена, когда молодому актеру и кинорежиссеру приходилось ютиться вместе с женой и дочерью в общежитии, между супругами случился разлад, но волей судьбы они преодолели сложный период. Не так давно супруги отпраздновали важное событие в семейной жизни — золотую свадьбу.

«Трешка» в Олимпийской деревне

Мечта о собственной квартире долгое время теплилась в сердцах Меньшовых, и однажды она воплотилась в явь. За выдающиеся достижения в театре молодая жена Вера получила двухкомнатную квартиру, расположенную неподалеку от станции метро Алексеевская. Наконец-таки бесконечным скитаниям по общежитиям пришел конец, и счастливые супруги начали обустраивать собственное гнездышко.

Окрыленный успехом, Владимир продолжил работать с удвоенной силой, явив отечественному кинематографу фильм «Москва слезам не верит». Эта работа стала весьма значимой в жизни Меньшова, ведь за нее он получил золотую статуэтку «Оскар» и трехкомнатную квартиру в Олимпийской деревне.

Это была 53 по счету церемония вручения премии (1981 год). Картина стала победителем в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Удивительно, но режиссер узнал об этом невероятном случае от друзей.

Квартира в центре

В данный момент супруги проживают в уютной квартире, расположенной в самом сердце столицы. Апартаменты располагаются на Третьей Тверской-Ямской улице. Это классический интерьер, в котором преобладает дерево и светлые тона. Все выдержано в тонком, сдержанном стиле. На стенах можно заметить обилие картин и фотографий. В целом интерьер обставлен таким образом, чтобы в нем было приятно отдыхать душой и телом.

По словам Владимира, он всей душой предан Москве. Когда у него выдается свободная минутка, он стремится провести ее на улицах города, прогуливаясь по ним, любуясь архитектурой и наслаждаясь городским пейзажем.

Дача в Подмосковье

О загородной недвижимости Меньшовых известно гораздо больше, нежели о столичной квартире. Владимир долгое время мечтал об уютном загородном домике, но жена и дочь не разделяли взглядов главы семейства. Переломный момент случился с появлением внуков, которых хотелось почаще вывозить на природу.

После долгих уговоров Вера согласилась на строительство загородного коттеджа. Владимир, как истинный мужчина, взял все в свои руки и принялся руководить процессом возведения дома. Сперва супруги сделали самый важный шаг — приобрели большой участок, расположенный неподалеку от Дмитровского шоссе. Меньшовых поразила живописная природа в этих местах, и даже сейчас, когда супруги проводят на даче много времени, они любуются зарослями берез и елей.

Строительство дома — непростая задача, занявшая целых 3 года. За это время Меньшовы прошли через все перипетии: ссоры, споры и многое другое. Однако результат того стоил — они выстроили замечательный и невероятно уютный дом со светлым фасадом и камином прямо в гостиной.

Сейчас супруга полностью взяла на себя благоустройство дома, доводит последние штрихи, создает уют. Чета Меньшовых приезжает сюда за тихим, спокойным отдыхом вдали от городской суеты и мечтает, что дочь в скором времени разделит их увлечение.

Читайте также:
Сказочная четырехкомнатная квартира Алены Водонаевой в розовом цвете

Владимир Меньшов

Биография

Для своих студентов Владимир Меньшов был столь же значим, как и Александр Пушкин для русской поэзии. Коллеги считали оскароносного режиссера человеком, не стремящимся к славе, актеры называли его сложным напарником в кадре, потому что Меньшов всегда был абсолютно естественен. В любой ипостаси артист делал только то, что нравилось.

Детство и юность

Владимир Валентинович родился в Азербайджане в сентябре 1939 года. Мать, дочь раскулаченного крестьянина, и отец, помощник капитана, познакомились на корабле, который ходил из Баку в Иран. В семье родились двое детей (у Меньшова есть сестра Ирина).

В школу мальчик пошел в Астрахани. Очень любил читать, занимался в драмкружке, вместе с другом играл в местном театре во втором составе.

Здесь у Владимира появилось ещё одно увлечение — кинематограф. Родители не обрадовались его решению поступать на актерский, но препятствовать не стали. Меньшов трижды штурмовал ВГИК, а с четвертой попытки стал студентом Школы-студии МХАТ.

Творческая биография артиста началась в Ставропольском театре, поскольку в столице места не нашлось. Неприступный ВГИК покорился Владимиру в 1967-м, когда Михаил Ромм специально для него придумал аспирантуру по режиссуре художественного фильма.

Фильмы

В фильмографии Меньшова-актера свыше сотни разноплановых ролей. Мэтр кино был уверен, что только из человека, познавшего нюансы, тяжесть актерского труда, получается хороший режиссер.

Сам он дебютировал в картине однокурсника Владимира Павловского «Счастливый Кукушкин», где выступил и соавтором сценария. Первую награду принесла мелодрама «Человек на своем месте». С этого момента Владимир Валентинович уже не ждал подолгу новых предложений.

Зрителям запомнилась eго игра в фильмах «Соленый пес», «Прости», «Где находится нофелет?», «Курьер», «Китайский сервиз». Неоднократно Меньшов перевоплощался в реальных исторических персонажей: граф Меншиков в «Царевиче Алексее», Георгий Жуков в «Ликвидации», Иван Конев в «Если враг не сдается».

Актер снимался в образах главы государства или еще какого-нибудь чиновника, как в боевике «07-й меняет курс», триллере «Мёбиус», сериале «Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского».

Без участия знаменитости не обошлись популярные проекты «Диверсант», «Ночной» и «Дневной дозор», «Легенда № 17», «Любовь-морковь» и «Ёлки».

По словам дочери Юлии, режиссерские работы отца — это способ удивить мать, актрису Веру Алентову. Но сначала Владимир Валентинович в 1977-м удивил публику драмой «Розыгрыш», после которой взошла звезда Дмитрия Харатьяна.

В 1980-м с разрешения Леонида Брежнева на экраны вышел, пожалуй, главный фильм Меньшова «Москва слезам не верит». В первый год проката картину увидели 90 млн зрителей, права на показ купили более сотни стран. В разгар холодной войны американцы удостоили продукт советского кинематографа высшей награды — «Оскара».

Не менее популярна и любима комедия «Любовь и голуби», прошедшая трудный путь к сердцу зрителя. Снятая в разгар антиалкогольной кампании, oна год пролежала на полке, поскольку режиссер отказался вырезать провокационные кадры с пьющими героями.

Картину «Ширли-мырли», где сыграли Армен Джигарханян, Олег Табаков и Инна Чурикова, не оценили уже коллеги Меньшова. И все потому, как сказала жена и исполнительница главной роли, что фильм без прикрас показал царившую в стране ситуацию и опередил время. Но зато появилось новое звездное имя Валерий Гаркалин.

Чутье Владимира Валентиновича на актеров проявилось и в мелодраме «Зависть богов». Главную роль здесь получил Анатолий Лобоцкий, до этого не имевший опыта киносъемок. Эпизод согласился сыграть сам Жерар Депардье.

В последние годы жизни режиссер руководил мастерской во ВГИКе. Однажды он набрал 30 студентов, при том что бюджетных мест было только 7. Восьмое Меньшов «выбил» у руководства вуза, еще за одну студентку заплатил из собственных средств (а это почти полмиллиона рублей).

Читайте также:
Как цвет комнаты влияет на учебу?

Как педагог Владимир Валентинович давал ответ не на вопрос, как снимать кино, а, скорее, как относиться к жизни. Если в человеке просыпается личность, со своими взглядами и установками, режиссер из него вырастет. Но если этого нет, то и учить бесполезно, получится ремесленничество, а ремесленником Меньшов никогда не был.

Как Владимир Меньшов получил свой «Оскар» лишь восемь лет спустя

Режиссер Владимир Меньшов и его супруга, актриса Вера Алентова перед кинопремьерой в Москве, 2016 год

«Марс Медиа»/ТАСС

Режиссерская карьера Владимира Меньшова в первую очередь ассоциируется с «Оскаром», полученным им в 1981 году за мелодраму «Москва слезам не верит». Только четыре отечественные картины за все время удостоились этой награды в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», в том числе «Война и мир» Сергея Бондарчука, советско-японская лента «Дерсу Узала» Акиры Куросавы и «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. И если в США победа означала бы большой гонорар и мировое признание, то в Советском Союзе для Меньшова все обернулось иначе.

Премьера фильма состоялась в декабре 1979 года в кинотеатре «Звездный», а уже в феврале его транслировали по телевизору. Меньшов рассказывал, что такого шквала критики от коллег по цеху он не ожидал.

«Да такую дешевку каждый из нас может снять одной левой», — критиковали режиссера в павильонах киностудии «Мосфильм». В газетах писали, что «Москва слезам не верит» не просто дешевая мелодрама, а упадническая по духу.

А ведь картины могло и не быть. Когда в руки Меньшова попал сценарий Валентина Черных о судьбах трех провинциалок — Катерины, Антонины и Людмилы, он изначально отнесся к нему скептически. Однако, по собственным воспоминаниям, момент, в котором одна из героинь заводит будильник, ложится спать, а просыпается лишь спустя 20 лет, его заинтересовал.

Тогда Меньшов взялся за текст и начал поиск актеров. На роль Катерины пробовались и Ирина Купченко, и Маргарита Терехова, и Валентина Теличкина. В итоге она досталась Вере Алентовой — супруге кинематографиста с которой они по сей день прожили в браке уже более 50 лет.

«Этот фильм в результате перевернул всю мою жизнь, хотя сценарий мне поначалу тоже не нравился, сниматься я в нем не хотела да и Меньшова снимать отговаривала», — признавалась Алентова в интервью сайту kp.ru.

Роль возлюбленного Кати, слесаря Гошу вместо Алексея Баталова могли бы сыграть Виталий Соломин, Олег Ефремов и даже Вячеслав Тихонов.

«Я случайно увидел по телевизору старый фильм «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым. И меня осенило: вот же Гоша! Баталов, к счастью, согласился — и попал «в десятку», — делился Меньшов.

О том, что фильм получил премию «Оскар», сообщили в новостях 1 апреля 1981 года. Многие, в том числе и сам Меньшов, посчитали это розыгрышем.

«Этот Оскар ничего мне не дал, проблем лишь прибавил», — говорил он о заветной статуэтке.

Режиссера даже не пустили в США, чтобы получить приз. «Я считался неблагонадежным и был невыездным», — вспоминал Меньшов. За наградой вышел атташе по культуре советского посольства. На следующий день во всех американских газетах было написано, что «Оскара» получил работник КГБ.

Позднее выяснилось, что препятствовали выезду Меньшова за границу его же коллеги, которые написали сразу два доноса.

«Почему меня не выпускали из страны? — рассуждал постановщик. — Никто не говорил причину. Начальники лишь опускали глаза: «Ну подожди, все само как-нибудь рассосется». Только спустя годы я узнал, что на меня лежало два доноса. От коллег».

Первый был написан после того, как Меньшов высказал свое недоумение по поводу снятии с должности председателя Президиума Верховного Совета СССР Николая Подгорного. Второй — после приятельского разговора, в котором он восхитился заграничными магазинами и обилием продуктов. «Этого было достаточно», — подчеркивал режиссер.

Читайте также:
Дом легендарного музыканта Андрея Макаревича: экстерьер и внутреннее убранство

Впервые Меньшов взял статуэтку в руки лишь спустя восемь лет после победы, в 1989 году, во время первой церемонии вручения премии «Ника». Предполагалось, что за кулисами постановщик отдаст приз обратно в Госкино, где он все эти годы и хранился, но Меньшов забрал его с собой.

Несмотря на полученный «Оскар», «Москва слезам не верит» заработал в кинопрокате США вдвое меньше, чем «Утомленные солнцем», другой отечественный лауреат премии Американской киноакадемии режиссера Никиты Михалкова. Существует легенда, что американский президент Рональд Рейган перед встречей с Михаилом Горбачевым в 1985 году посмотрел картину восемь раз. Взяться за советский шлягер ему посоветовали помощники, чтобы разобраться в загадочной русской душе. На родине же Меньшова ждал огромный успех: всего за год только в СССР фильм посмотрели более 80 млн человек.

В память о легенде: где в столице снимался фильм «Москва слезам не верит»

В четверг, 8 июля, в Большом зале Дома кино проходит прощание со знаменитым режиссером и актером Владимиром Меньшовым. В своих кинолентах он удивительно точно передавал дух времени, а его фильм «Москва слезам не верит» получил признание не только на родине, но и за рубежом: благодаря ему Меньшов стал обладателем главной кинопремии мира «Оскар». В память о Меньшове и его таланте предлагаем «прогуляться» по главным съемочным площадкам легендарной картины и прикоснуться к истории города 50-70-х годов.

Станция метро «Новослободская»

В московской подземке предприимчивая Людмила Свиридова знакомится со своим будущим мужем – хоккеистом Сергеем Гуриным. И эта станция, построенная в 1952 году, в качестве места для съемок выбрана неслучайно: она погружает зрителя в тот временной период.

Гид по Москве Алла Агафонова рассказала, что мозаичное панно, которое расположено в конце зала «Новослободской», является приметой 50-х годов.

– На нем изображена женщина с ребенком и голубями над головой. На месте голубей до развенчания культа личности Сталина, характерного для конца 50-х годов, показанных в фильме, можно было увидеть медальон с портретом вождя, – добавила эксперт.

По словам редактора проекта «Архитектруные излишества», историка-москвоведа Павла Гнилорыбова, эта станция метро является своеобразным рубежом между сталинской эпохой и будущим потеплением.

– Понятно, что когда строили кольцевую линию Московского метрополитена, никакой оттепели в понимании не существовало. Но тем не менее «Новослободская» из всех станций кольцевой ветки выглядит наиболее свежо, не идеологизировано. Она про пестроту, радость жизни, нежели про колхозный строй, марширование, – пояснил специалист.

Триумфальная площадь

Другая сцена из фильма, где Андрей Вознесенский читает стихи перед толпой слушателей, снята на площади Маяковского (старое название Триумфальной площади. – Прим. ред.) – и это тоже маркер времени. Тогда имена таких поэтов, как Евтушенко, Окуджавы и Рождественского, были широко известны: их боготворили и читали наизусть.

Памятник Маяковскому на площади открыли в 1958 году, и возле него каждое последнее воскресенье месяца проводились «Маяковские чтения» – похожие на те, что мы видим в фильме, объяснила Алла Агафонова.

В день съемок массовка долго ждала мотора и под конец уже начала шутить: «Меньшов, наверное, не знает: то ли тоннель закапывать, то ли “Современник” восстанавливать!»

– Основания так шутить у них были: действие в фильме происходит в 1958 году, а на дворе конец 70-х. За это время окрестности площади изменились до неузнаваемости: на рубеже 50-60-х годов построили Маяковский тоннель, а в 74-м снесли здание театра «Современник», – объяснила гид.

Но тогда Меньшов нашел решение: ждал, пока сумерки сгустятся, и только потом начал снимать, рассказала специалист.

Тверская улица

В то время Тверская называлась улицей Горького – именно по ней Катя Тихомирова и Люда Свиридова совершают свой вечерний променад. Через эту улицу зрителю тоже показывают приметы 50-х годов, например, видны витрины магазинов, где пирамидкой выложены баночки дефицитного краба и черной икры.

В то время Тверская называлась московским Бродвеем: прямо напротив современной московской мэрии, возле памятника Ленину, собирались стиляги, объяснил Павел Гнилорыбов.

Читайте также:
Где живет «золотой голос» российской эстрады Николай Басков

– Вообще это живо контрастировало с очень строгой сталинской Тверской застройкой 30-40-х годов, начала 50-х. Улица в те годы поражала своей шириной, не было такого автомобильного движения. Тверская – это про вечную юность, – пояснил он.

Гоголевский бульвар

Излюбленное место для прогулок у москвичей. На Гоголевском бульваре Катя встречается со своим возлюбленным оператором из «Останкино» Рудиком и просит найти врача, чтобы сделать аборт. Здесь же они встречаются и через 20 лет: мужчина умоляет теперь уже успешного директора комбината Екатерину Александровну позволить увидеть свою дочь.

Гоголевский бульвар в 50-е годы сильно меняется: до этого он начинался с памятника печальному Гоголю, который установили еще в Российской империи, а в 52-м здесь появился еще один монумент писателю, рассказал Павел Гнилорыбов.

– В 1952 году поставили Гоголя в стиле соцреализма, там даже надпись совершенно «безупречная»: «Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского союза». И получается, что старый Гоголь и новый Гоголь стоят друг от друга в 300 метрах, – уточнил он.

А в 60-е годы на бульваре стали собираться московские хиппи. Появилось у места и народное название ГоголЯ (ударение на «я». – Прим.ред.).

– Раньше говорили: «Встретимся на Гоголях». Это культовая точка хиппи 60-70-х годов, – добавил москвовед.

Высотка на Кудринской площади

В самый центр Москвы – в высотку на площади Восстания (теперь уже Кудринская. – Прим. ред.) Катя Тихомирова переезжает на месяц по просьбе родственников. Именно здесь в шикарной квартире они будут жить вместе с подругой Людмилой, выдавая себя за дочерей профессора Тихомирова, и принимать гостей. Среди них, например, хоккеист Гурин и оператор Рудик.

Эту высотку, по словам Павла Гнилорыбова, раньше называли домом летчиков, потому что во многих квартирах там жили работники авиационной промышленности, конструкторы и герои СССР. Это здание считалось передовым для своего времени.

– Там были специальные пылесосы, система пылеудаления в каждой комнате, общедомовая система кондиционирования. Здание задумывалось как бытовой комплекс, где человеку никуда не надо выходить – все в доме. Так, на первом этаже был огромный гастроном, кафе-мороженое, кинотеатр. Сейчас это совершенно обычно для современных ЖК, но в советское время это было прорывом, – объяснил историк-москвовед.

Родильный дом №25

Одна из финальных сцен первой серии фильма снималась на пороге 25-го родильного дома, который располагается недалеко от станции метро «Воробьевы горы». Он был открыт в 1958 году, что тоже учли создатели фильма.

С того момента здесь появились на свет сотни тысяч человек, а местные медработники трудятся в роддоме целыми поколениями, добавила Алла Агафонова.

– Например, медсестра Галина Киселева, узнавшая себя в кадре фильма «Москва слезам не верит», в окне третьего этажа, работает здесь с 1971 года, в свое время привела сюда работать свою дочь, а также здесь родились ее сын, семь внуков и два правнука, – рассказала она.

В 1965 году Владимир Меньшов закончил актерский факультет Школы-студии имени Немировича-Данченко при МХАТе, а затем еще и отучился в аспирантуре при кафедре режиссуры во ВГИКе.

Первый успех как к актеру пришел к нему в 1972 году, когда он сыграл главную роль в фильме «Человек на своем месте». Тогда Меньшова удостоили первой премии на VI Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате. Всего за свою жизнь он сыграл около 120 ролей в кино.

В качестве режиссера перед зрителем Меньшов представал реже, но каждая его картина становилась особенным событием. Огромных успехов добился его фильм «Москва слезам не верит» 1979 года. Киноленту посмотрели почти 90 миллионов человек, а для проката ее купили более 100 стран. Кроме того, «Москва слезам не верит» получила награду одной из главных кинопремий мира – «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм».

Среди других не менее масштабных и ярких его работ в качестве режиссера – «Любовь и голуби» и «Ширли-мырли». Первый стал одной из самых просматриваемых советских картин на YouTube.

  • Подписка
  • Реклама
  • Справочник компаний
  • Об издании
  • Редакция
  • Менеджмент
  • Архив
  • Наши проекты

    Контакты

    Ведомости в Facebook

    Ведомости в Twitter

    Ведомости в Telegram

    Ведомости в Instagram

    Ведомости в Flipboard

    Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

    Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

    И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

    Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

    Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

    И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

    После фильма «Москва слезам не верит» Владимиру Меньшову устроили травлю, а получать свой «Оскар» не отпустили

    Правда ли, что из фильма «Москва слезам не верит» вырезали некие откровенные сцены, кто мог сыграть Гошу и Катерину и почему Владимира Меньшова не выпустили за Оскаром в Америку. Денис КОРСАКОВ рассказывает историю легендарной мелодрамы.

    Владимир Меньшов считал себя фаталистом: он полагал, что всем, что сделал в жизни, обязан судьбе. Когда изучаешь историю создания фильма «Москва слезам не верит», кажется, что и правда сама судьба направляла его авторов, поначалу не особо веривших в успех проекта.

    Кто придумал сценарий «Москва слезам не верит» и почему Меньшову он не понравился

    Как рассказывала жена сценариста Валентина Черных — Людмила Кожинова, замысел «Москва слезам не верит» возник в начале 70-х. Черных хотелось написать историю о том, как трудно приходится провинциалу, пытающемуся покорить столицу. Он сам родился в Пскове и приехал в Москву учиться — то есть знал об этих проблемах не понаслышке.

    — История Катерины — это история самого Валентина Константиновича. Но как драматургу ему было ясно, что именно женская фигура наиболее ярко выражает драму судьбы, — говорила Кожинова.

    Сначала Черных планировал написать пьесу под названием «Дважды солгавшая» (Катерина сперва лжет Рудольфу, выдавая себя за москвичку, а потом — Гоше, скрывая, что занимает руководящую должность). В итоге пьеса превратилась в сценарий, получивший премию на конкурсе лучших сценариев о Москве. И вскоре он попал в руки Меньшова. (К слову, именно Черных за несколько лет до того написал сценарий картины «Человек на своем месте», в которой Меньшов сыграл молодого и смелого председателя колхоза; это была одна из первых его заметных киноролей).

    И сценарий Меньшову не приглянулся. Читая его в первый раз, он не заметил ничего интересного, кроме временного скачка в середине (когда Катерина заводит перед сном будильник, а звонит он уже через двадцать лет). Если бы не было этого хода, Меньшов, возможно, и не взялся бы за постановку. Но зацепился за него и начал думать, как можно было бы перенести сценарий на экран. Он попросил Черных внести много правок, а кое-что додумал самостоятельно.

    Кстати, зрители потом часто интересовались — были ли хоть у кого-то из героинь картины непосредственные прототипы.

    — Прямой прототип был только у Людмилы. Ее судьба – это история домработницы наших друзей. Хозяином дома, где она трудилась, был заместитель главного редактора одной из крупных газет. Она выдавала его за своего дядю. И когда ей звонили, он подходил к телефону и отвечал: «Да, это дядя». У неё был возлюбленный, футболист, в фильме он стал хоккеистом. Имена главных героинь – это имена теток Валентина Константиновича, сестер его матери. Он их очень любил. Кстати, одну из них звали именно Катерина, а не Екатерина, у нее так и в паспорте написано. Тихомиров — фамилия его крестного отца, мужа одной из его теток. А что касается Гоши, Валентин в интервью говорил: «Гоша — это моя мечта и мои комплексы. Я хотел бы, чтобы таким меня воспринимали женщины! — объясняла Кожинова.

    Кто мог сыграть Катерину: Купченко, Терехова или Вертинская

    К моменту, когда начиналась работа над «Москвой…», Вера Алентова уже давно была замужем за Меньшовым. Казалось совершенно естественным пригласить ее на главную роль. Но нет. Меньшов рассматривал кандидатуры других актрис: Тамары Семиной, Анастасии Вертинской, Маргариты Тереховой, Натальи Сайко, Ирины Купченко (последней он, кажется, отдавал предпочтение). Но кто-то не заинтересовался, кто-то не смог из-за занятости в других картинах. И только тогда Меньшов предложил попробоваться на роль супруге.

    Потом он вспоминал, что она, прочитав сценарий, отреагировала категорично: «Ну и мура!» — и, более того, отговаривала мужа браться за постановку. Но все-таки пришла на пробы — и прошла их с большим успехом. В свои 35 лет Алентова прекрасно выглядела — могла с помощью небольшого грима сойти и за двадцатилетнюю девушку, и за сорокалетнюю женщину. Именно это и требовалось по сюжету; и сыграла она так здорово, что ни Терехову, ни Вертинскую в этой роли потом представить было уже невозможно.

    С остальными актрисами разобрались сравнительно быстро. Людмилу сыграла восходящая звезда Ирина Муравьева (она обошла более опытных Жанну Болотову и Людмилу Савельеву), Антонину — Раиса Рязанова (обошедшая Людмилу Зайцеву, Галину Польских, Нину Русланову и Наталью Андрейченко).

    Кто будет Гошей: Пробовался даже Тихонов

    Проблемы возникли с Гошей. Меньшов отверг Виталия Соломина, Олега Ефремова и Леонида Дьячкова. А потом — и самого себя (профессиональный и уже опытный актер, он примерялся к Гоше лично). Остались два совершенно неожиданных кандидата на роль слесаря: Алексей Баталов и Вячеслав Тихонов. Оба к концу 70-х прочно ассоциировались с ролями интеллигентов и аристократов. И оба родились в 1928 году — то есть им было за пятьдесят, и они почти не проходили по возрасту (в сценарии Гоша был ровесником Катерины).

    Баталов сначала отказался играть в фильме, но потом перечитал сценарий, передумал и позвонил Меньшову поздно ночью со словами «Давай снимать!» Тихонов к тому моменту тоже успел прочитать «Москва слезам не верит» и очень заинтересовался ролью, но опоздал. Меньшов предложил ему сыграть женатого любовника Катерины, с которым она встречается в начале второй серии. Но этот персонаж нравился Тихонову меньше, и в итоге роль ушла к Олегу Табакову.

    Вырезанные сцены в фильме «Москва слезам не верит»

    Ходят слухи о том, что из «Москва слезам не верит» было выброшено много сцен, в том числе эротических. Отчасти это объясняется тем, что в 90-е Валентин Черных выпустил повесть по мотивам сценария, где эротические эпизоды как раз присутствовали (они были добавлены при переделке текста).

    Но Меньшову и правда пришлось сократить картину, хотя он говорил, что ничего особо скандального в ней изначально не было. 12 лет назад в интервью «КП» он рассказывал:

    — Это все какие-то странные легенды. Я слышу их даже от Алексея Владимировича Баталова, от Табакова — они же участвовали в съемках. И при этом говорят, что там было такое снято, такое, что потом это «такое» директор «Мосфильма» отдельно показывал наиболее знатным гостям в виде порнушки, «клубнички». Я, изумленно раскрыв глаза, слушаю — и не могу понять, откуда это? Сцена [с Табаковым] действительно была чуть длиннее, мне пришлось серединку вырезать. Но она не принципиальна совсем была, эта серединка. Мне было важно, что героиня уже не девочка, не та история, что с Рудиком и соблазнением — наоборот, перед нами вполне матерая женщина, которая знает цену сексу. Ну да, они судорожно раздевались друг перед другом. И Табаков выходил в трусах. Вот про это мне сказали – «Ой, ой, даже не думай, сразу же убери». Но, ей-богу, это не заслуживает того, чтобы показывать высокопоставленным гостям «Мосфильма»… Впрочем, я уже начинаю с этим свыкаться: возникают легенды, которые бесполезно исправлять.

    Некоторые сцены были выброшены из окончательного варианта картины просто потому, что их сочли лишними, замедляющими действие. Особенно не повезло Александру Фатюшину, сыгравшему хоккеиста Сергея Гурина. Незадолго до того он сыграл в «Служебном романе» возлюбленного Верочки, героини Лии Ахеджаковой — и от этой роли остался буквально один кадр. А из «Москвы…» вырезали и сцену, где советские хоккеисты играют со шведами в «Лужниках» (причем именно Гурин становится героем матча), и эпизод, где он, вроде бы завязавший, вдруг заявляется к бывшей жене пьяным и начинает ругаться с ней из-за денег. (По одной из версий, этот эпизод не понравился киноначальству — оно сочло, что игрок советской сборной не может опуститься совсем уж низко).

    Триумф у зрителей: самый кассовый советский фильм

    Фильм «Москва слезам не верит» ждал триумф. На него выстраивались очереди в кинотеатры, трудно было достать билеты. Он стал самым кассовым советским фильмом в истории после «Пиратов ХХ века», вышедших в том же 1980 году. 84,4 миллиона зрителей (у «Пиратов» было 87,6). При этом Меньшов замечал, что «Пираты» — односерийный фильм, а «Москва…» — двухсерийный, билет на него стоил дороже, а значит, и денег он собрал больше.

    И, несмотря на это, Меньшов называл период после выхода картины одним из тяжелейших в своей жизни. Если зрители были от фильма в восторге, критики и коллеги — наоборот. В интервью «Комсомольской правде» Владимир Валентинович вспоминал:

    — Чтобы рассказывать о странном неприятии фильма со стороны кинематографической братии, элиты, нужно прочесть целую лекцию о том, что это было за время, какие тогда были моды. Мода очень много значит в искусстве. [«Москва слезам не верит»] шла вразрез со всеми модами того времени. Были в моде картины медленные, раздумчивые, «фестивальные», сознательно не зрительские. Были в моде картины с несчастливым концом, например — в принципе, это было уже такое противоборство с Советской властью со стороны интеллигенции. И главное, подавляющее большинство знаменитых фильмов того времени, на которые обращали внимание, которые очень хвалила критика, [в конце концов] исчезли. Вне контекста времени они сразу становятся неинтересными. Да, ты понимал, что автор не про завод говорит, а про Советскую власть, что он — смелый борец [с нею] и так далее. Но если этот контекст убрать, то фильм становится примитивным и малоинтересным, не зрительским. Они не выдержали испытания временем.

    Я был молод еще, наивен. И я действительно хотел понять: почему люди, которых я уважаю и люблю, которым в глаза говорю, какого я высокого мнения об их картинах и поступках, вдруг категорически не понимают моей картины. Чем я провинился? Что я не то сделал? Конечно же, мне подсказывали первый и самый правильный ответ: «зависть». Безусловно. Но я человек до сих пор, признаюсь, чистый в этом отношении. Я не был от зависти свободен, разумеется. Но я самоанализом всегда докапывался до причин своего отрицательного отношения к чьему-нибудь успеху. Понимая, что, в конце концов, за этим стоит какое-то мелкозавистливое чувство, старался из себя его вытравлять. Но таким даром обладают немногие люди. Многие вытесняют это чувство зависти убедительными аргументами. «Еще не хватало завидовать! Я не люблю этот фильм вот почему…» – и по пунктам он перечисляет, почему именно не любит. Причем это было легко делать, потому что это носило характер массовый, прямо скажем. Слово «травля» к этому подходило. Это было в каких-то оскорбительных выражениях… Вот одна из важнейших дикостей, которая сопровождала эту картину.

    [Но в то время даже] Гайдай был изгоем в среде кинематографистов, совершенно неуважаемой личностью. [Считалось], что он пошел на уступки зрительскому дурновкусию — каждая его картина сопровождалась этими словами! И никакого внимания не обращалось на зрительский успех: считалось, что зритель дурак, зрителя легко взять на эту, так сказать, обманку…

    «Оскар» вопреки Афганистану

    Однако потом картину выдвинули на «Оскар». Казалось, что шансов у нее нет. В том году на премию в категории «Лучший фильм на иностранном языке» претендовали «Тень воина» японца Акиры Куросавы, «Последнее метро» француза Франсуа Трюффо, «Доверие» венгра Иштвана Сабо — серьезные картины известных авторов. И, на минуточку, на дворе стоял 1981 год! Незадолго до этого советские войска вошли в Афганистан, что послужило причиной бойкота Олимпиады в Москве со стороны западных стран. Рейган еще не назвал СССР «империей зла», но морально уже был к этому готов. Холодная война была в самом разгаре.

    И, несмотря на все это, фильм Меньшова выиграл.

    Премию тогда вручали режиссер Франко Дзеффирелли и юная актриса Брук Шилдс, только что прославившаяся в «Голубой лагуне». А на сцену за статуэткой поднялся Анатолий Дюжев, атташе по культуре советского посольства. Благодарственную речь он произнес с поистине чудовищным русским акцентом, сказав, что получает премию от имени режиссера Владимира Меньшова и «Веры Алефтовой, актрисы».

    А самого Меньшова в Лос-Анджелес тогда не выпустили, и о том, почему так вышло, можно написать отдельную заметку. Кто-то говорил, что его сочли неблагонадежным, кто-то — что киноначальство было свято уверено, что «Оскара» «Москве…» не видать (и оснований для такого мнения было достаточно).
    Премию вручали 31 марта, а в Москве из-за разницы во времени было уже 1 апреля. Когда Меньшову начали звонить и поздравлять с победой, он, конечно же, не поверил — счел новость первоапрельским розыгрышем. Но звонки не умолкали. И удивительным образом после этого критики картины прикусили языки.

    Алентова отказалось от роли Раисы Захаровны

    Потом Меньшов собирался снять серьезное кино о Горьковском автомобильном заводе, ездил туда, общался с директором… Но увидел в Москве спектакль «Любовь и голуби» с Ниной Дорошиной и понял, что надо снимать фильм по пьесе Владимира Гуркина. Вера Алентова вспоминала, что муж предлагал ей роль Раисы Захаровны (от которой, по слухам, отказалась Татьяна Доронина и которую в итоге сыграла Людмила Гурченко). Но в то же время Юлий Райзман снимал картину «Время желаний» и предложил Алентовой главную роль в нем.

    — С Меньшовым я уже работала, а сотрудничество с Райзманом оказалось чистым счастьем, — вспоминала актриса в интервью «КП».

    Снова они встретятся с мужем на съемочной площадке уже в 90-е, на картинах «Ширли-мырли» и «Зависть богов». Но им триумфа «Москвы…» и «Любви и голубей» повторить будет уже не суждено.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: