Легендарные пикапы F-series, к которым относится Ford F-150 Raptor, выпускаются уже больше шести десятков лет – первый автомобиль этой модели сошел с конвейера еще в 1948.
Особенность Ф-серии в том, что покупателю предлагается очень много вариантов – от небольших утилитарных моделей до гигантских Ford F-650, с полной массой около 12 тонн. Более того – компания выпускает «заряженные версии» пикапов, предназначенные для покорения бездорожья. Для этого в составе Ford есть подразделение SVT, занимающееся мелкосерийным производством автомобилей, подобных Раптору.
В 2017 году начался выпуск третьего поколения, имеющего радикальные отличия в плане силового агрегата и трансмиссии, а также обновленный дизайн и интерьер.
Внедорожник для асфальта, грязи и пустыни
Практически все пикапы Ford F-серии представляют собой сугубо утилитарные автомобили, являющиеся альтернативой легким грузовикам. В большинстве случаев их проходимость оставляет желать лучшего – с задними ведущими колесами по болоту не поездишь.
Да и скоростью они не блещут – моторы специально дефорсированы для повышения крутящего момента и увеличения тягового усилия, т. к. для перевозки грузов эти факторы намного важнее.
Поэтому инженерам из STV удалось решить довольно сложную техническую задачу – увеличить проходимость Форд Ф-150 Раптор и добиться впечатляющих скоростных качеств. Посудите сами – от 0 до 100 км/ч заряженный автомобиль разгоняется всего за 7 секунд, а максимальная скорость составляет 190 км/ч – невероятный показатель для пикапа.
Нужно понимать, что это не кроссовер Бентли Бентайга – это серьезный внедорожник, способный взбираться на подъем в 30 градусов и преодолевать любые ямы, песок и жидкую грязь. На Форд Раптор водитель сможет получить невероятное удовольствие, как от трофи-экстрима, разогнав автомобиль до 120-150 км/ч по пустынному побережью или саванне.
Экстерьер и интерьер
В плане дизайна радикальных изменений по сравнению с предыдущими версиями новый Raptor не получил. У пикапа те же габариты, т. к. платформа осталась старая – но в конструкции усиленного каркаса широко применяются алюминиевые сплавы, что позволило снизить общую массу почти на четверть тонны. При оставшихся неизменными длине, ширине и высоте кузова, инженеры немного увеличили клиренс автомобиля – теперь он составляет 284 мм.
Форма переднего бампера слегка модернизирована и стала более округлой – хотя это не сказалось на брутальном и мускулистом облике Раптора. Еще пикап получил новую современную оптику, более выраженные колесные арки с увеличенными воздухозаборниками, раздельную систему выхлопа под задним бампером.
В салоне изменений больше, чем в экстерьере. Спортивные кресла с развитой боковой поддержкой гораздо удобнее прежних и снижают нагрузку на высоких скоростях. В отделке интерьера появились вставки из карбона и замши.
На новом многофункциональном руле имеются клавиши управления различными бортовыми помощниками, а в центральной части консоли размещается цветной TFT-дисплей 8’ мультимедийной системы My Ford Touch.
В комплектацию добавлен парктроник, системы контроля слепых зон и пересечения дорожной разметки, активного торможения и ряд других электронных опций, помогающих водителю управлять машиной массой в две с половиной тонны.
Технические характеристики
Но самое «вкусное» находится под капотом. Вместо привычных мастодонтов V6 и V8 на 5-6 литров, что устанавливались на прежние версии Raptor, у пикапа нового поколения стоит бензиновый мотор V6 из семейства EcoBoost, скромным объемом всего 3496 см3.
Но не нужно смотреть на него свысока. Благодаря двум турбокомпрессорам, двигатель способен выдавать мощность в 450 л. с. – против 411 у прошлой версии с атмосферным мотором V8 на 6.2 литра.
Новый Ford F-150 Raptor – самый мощный из всех трех поколений и при этом экономичный, т. к. двигатели семейства EcoBoost славятся низким потреблением горючего. Расход топлива в смешанном режиме равен 18 литрам.
Естественно, что прежняя 6-ступенчатая АКПП совершенно не подходила для турбомотора EcoBoost, поэтому пикап оснащен новой 10-ст. автоматической трансмиссией с подрулевыми лепестками.
Автомобиль имеет постоянный задний привод с возможностью подключения переднего моста посредством многодисковой муфты с жесткой блокировкой дифференциала.
Обновленная подвеска
Для улучшения проходимости пикап Ford Raptor оборудовали модернизированной и более энергоемкой длинноходной подвеской с системой Terrain Management System. Она имеет шесть режимов работы, позволяя менять параметры соответственно местности.
Амортизаторы Fox Racing по сравнению со старой версией имеют увеличенный ход – до 284 мм спереди и до 305 сзади, что дает возможность легко проезжать ухабы и другие препятствия.
Но при этом подвеска довольно информативная в плане жесткости – водитель ощущает дорогу и препятствия, чувствуя, что находится за рулем настоящего внедорожника, а не гламурного кроссовера.
Последний штрих – новые диски размером 17’, обутые в специальную резину BFGoogrich с внедорожным протектором, подчеркивающие брутальный и мужской характер Раптора.
Цены и перспективы в России
К сожалению поклонников этой модели, в РФ ни обычные пикапы F-150, ни их заряженные версии официально не представлены и не продаются.
Тем не менее купить их можно, но только под заказ и в 90% с пробегом. Стоимость Ford F-150 Raptor в США составляет $53 000 в базовой комплектации.
Для российских покупателей специализированные сервисы предлагают доставку нового пикапа из Америки, но уже за $110 000. Так что придется раскошелиться, чтобы стать владельцем этого «динозавра».
Видео
До чего же хороши американские ретро-кары 1950–1960-х годов: величественные «Кадиллаки», «Форды» и «Шевроле» по сей день завораживают своей красотой. Но с точки зрения рационализма конструкции тех лет в наши дни кажутся крайне сомнительными: огромные моторы не обеспечивают должной динамики и обладают фантастическим аппетитом, с виду большие и массивные кузова не отличаются просторными салонами и не отвечают даже минимальным нормам безопасности. Действительно наглядным для меня стал крайне интересный крэш-тест, проведенный еще в 2009 году американским страховым институтом дорожной безопасности (IIHS), эксперты которого хотели продемонстрировать, как прогрессировала автоиндустрия в области защиты водителя и пассажиров. Так, в честь 50-летия института было проведено показательное столкновение легендарного Chevrolet Bel Air 1959 года и современного Malibu 2009 года. Автомобили двигались навстречу друг другу, каждый развивал 64 км/ч. И, несмотря на кажущуюся прочность и защищенность, «старичок» проиграл всухую — Bel Air деформировался вплоть до средней стойки кузова. Окажись там живой водитель, а не манекен, то скончался бы на месте, в то время как пилот Malibu получил бы лишь травму колена. При разработке Bel Air инженеры не думали ни о деформируемых фронтальных зонах, ни о жесткой клетке салона, ни о травмобезопасном рулевом колесе… Самое интересное, что масса оппонентов была идентична: каждый «Шевроле» весил 1,5 тонны!
С тех пор прогресс шагнул далеко вперед: автомобили стараются делать, с одной стороны, максимально безопасными и комфортными, а с другой — динамичными, маневренными и экономичными. И если в первом случае прибавки в массе не избежать, то в другом — от веса нужно, наоборот, избавляться. И каждый производитель, стараясь найти компромисс, решает эту проблему по-своему. Попробуем разобраться, как с этим справляется один из новаторов в этой области, автогигант Ford, на примере трех моделей.
Ради снижения массы спорткара кресла водителя и пассажира на этапе производства выполняются заодно с силовым каркасом кузова и не подлежат регулировке…
ОКРЫЛЕННЫЙ ТЯЖЕЛОВЕС. FORD F-150
Самый популярный пикап Америки не мог не шокировать местную публику своей 13-й генерацией: Ford F-150 2015 модельного года получил самый маленький в своей истории мотор, оброс алюминием и похудел аж на 317 кг! Как результат — самая легкая модификация Regular Cab 4×2 122 стала оснащаться 3,5-литровым двигателем (283 л. с. и 345 Нм) и весить весьма скромные 1837 кг. По количеству используемого крылатого металла этот пикап и вовсе превосходит все известные легкие грузовики. Алюминиевые панели здесь скрепляют как в авиастроении — при помощи конструкционного клея и заклепок. Конечно, одна из главных целей таких метаморфоз — сокращение расхода топлива и вредных выбросов. Но не менее важное достижение — улучшение безопасности, которая до сих пор является «ахиллесовой пятой» большинства современных пикапов. Дело в том, что с жесткой рамой крайне тяжело создать у автомобиля правильные зоны деформации, в результате чего при ударе пассажиры испытывают сильнейшие перегрузки. В «Форде» смогли с этим справиться: в этом году новый пикап заработал максимальный рейтинг при прохождении серии крэш-тестов, которые проводит Национальная дорожная администрация безопасности движения США (NHTSA). При разработке F-150 использовались виртуальные модели, учитывающие поведение почти 1 400 000 деталей автомобиля при столкновении, появилась новая рама лестничного типа из высокопрочной стали с пределом прочности в 70 000 psi, а общее количество патентов в новом пикапе перевалило за сотню.
Углеволокно — оружие будущего в борьбе с лишним весом автомобилей Ford
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АТЛЕТ. FORD GT
Противоположность внедорожному грузовичку — эффектный спорткар. Грядущий Ford GT, показанный в рамках автосалона в Детройте, обещает быть действительно инновационным и не менее ярким, чем его предшественник. Правда, серийный запуск намечен лишь на конец 2016 года, отчего производитель старается не раскрывать раньше времени все карты, дозированно открывая публике скромные факты. Главная фишка самого мощного серийного «Форда» — широкое применение высокопрочных и легких материалов: в силовой каркас из углеродного волокна интегрированы подрамники из алюминиевого сплава, несущие основные агрегаты. Проблемой внедрения углеволокна в широкие массы компания Ford задалась еще в 2012 году, начав сотрудничество с компанией DowAksa (совместное предприятие химического гиганта Dow Chemical и турецкой фирмы Aksa Akrilik Kimya Sanayi A.S., специализирующейся на производстве углеволокна). Для выигрыша в массе даже кресла были интегрированы в силовую структуру салона! По причине уменьшения веса американцы, скрепя сердце, отказались от многолитрового V8 в пользу 6-цилиндрового V6 нового поколения серии EcoBoost. Снабженный двумя турбинами мотор развивает более 600 л. с. и работает в паре с 7-ступенчатой роботизированной КП с двумя сцеплениями. По заявлению представителей компании, применение легких и прочных материалов должно сделать GT одним из самых легких в своем классе. Также GT претендует на звание самого технологичного суперкара: Ford оснащен 50 различными сенсорами, которые собирают данные о работе силового агрегата, состоянии элементов конструкции автомобиля, позиции водителя и окружающей обстановке. Все эти данные обрабатывают шесть контроллерных сетей со скоростью 300 Мб данных в секунду. По предварительным оценкам, общий тираж автомобиля не должен превысить 1200 экземпляров.
Пружины — также лишние килограммы. Почему бы тогда не сделать их из… стекловолокна или титанового сплава?
КОМПЛЕКСНАЯ ДИЕТА. LIGHTWEIGHT CONCEPT
Еще один пример тотального снижения веса представлен в фордовском Lightweight Concept, разработанном совместно с Cosma International — дочерней компанией крупнейшего производителя автокомпонентов Magna. Автомобиль построен на базе популярного в США седана Fusion, который в Европе и России больше известен под именем Mondeo. Опытный «Форд» является, пожалуй, кульминацией всех известных способов уменьшения снаряженной массы — «под раздачу» попали чуть ли не все элементы конструкции. Такие меры позволили сократить вес «Мондео» на 25 % (около 363 кг), что почти уравновесило его с серийной «Фиестой»! От нее, кстати, достался и литровый трехцилиндровый моторчик (125 л. с.), являющийся троекратным победителем в номинации «Двигатель года». И без того невесомый агрегат был облегчен за счет алюминиевых шатунов и карбоновых опор, крышки головки блока и поддона. Также из углеволокна были сделаны каркасы кресел, элементы интерьера и даже колесные диски! А поскольку колеса тоже способствуют изменению расхода топлива, они имеют нехарактерную для «Мондео» размерность — 155/70R19. Облегчены здесь и пружины подвески (передние выполнены из стекловолокна, а задние — из титанового сплава), и даже остекление подверглось ревизии: лобовое и боковые стекла изготовлены из химически закаленного стекла, а заднее — из поликарбоната. Не обошли стороной и крылатый металл, который был использован при изготовлении подрамника двигателя и большинства кузовных панелей. И это лишь часть разработок, которые в скором будущем должны появиться на серийных автомобилях. Верной дорогой идут фордовцы — от лишнего груза нужно избавляться.
Lightweight Concept — демонстрация технологических возможностей компании. Этот «Мондео» по своей массе сопоставим с «Фиестой»!