Провести за рулем около суток — это всегда физически сложно не только для начинающих водителей, но и для тех, кто считает себя опытным автомобилистом. Продержаться 17-18 часов в напряжении — это большое испытание для организма, и, чтобы облегчить нагрузку, можно заранее подготовиться и спланировать маршрут таким образом, чтобы исключить возникновение неприятностей в пути. Бывалые дальнобойщики поступают таким образом всегда. Какие же есть правила и народные лайфхаки, помогающие преодолеть долгий путь?

Разработка маршрута

Перед поездкой необходимо проложить маршрут, распределить промежуточные точки и распланировать по времени прибытие в города или поселки с хорошим ночлегом. Промежуточные цели маршрута помогают психологически сделать поездку короче и заранее определить время ночлега. Лучше всего проследить путь по бумажной карте, а затем — переложить контрольные точки в навигатор.

Нельзя доверять навигатору и отдавать ему на откуп составление маршрута. Иногда он может повести через недействующие переправы или по дорогам с плохим покрытием, и в итоге придется делать незапланированный крюк обратно.

Выезжать лучше ранним утром, предварительно хорошо выспавшись. Больше всего сил у человека утром, да и дороги в городах утром свободнее, есть возможность избежать заторов.

10 часов в пути

При планировании поедки лучше не нагружать себя длинными пробегами. По нормативам профессиональный водитель должен делать 45-минутные остановки после каждых 4 часов работы за рулем. А в целом шофер не должен находиться в пути дольше 10 часов. Для водителей легковых машин лучше придерживаться этих же правил, так как организм редко выдерживает напряжение дольше 10 часов подряд, после этого наблюдается резкая потеря внимательности, человек делает ошибки. 12 часов вождения с остановками для отдыха — это максимум для опытного водителя. В километровом эквиваленте это примерно 800-900 км пути.

Лучше не стремиться дотянуть через силу последние километры. Даже если осталось 100-150 км до конца, лучше найти место для ночлега. Последние участки пути оказываются самыми тяжелыми и опасными. Именно на них происходит более 80% аварий. Запланированный ночлег в крупных городах позволяет избежать изнеможения.

Дополнительная батарея

Перед дальней поездкой не забудьте приобрести дополнительную батарею к сотовому телефону. Если перегрузить штатный прикуриватель зарядным устройством, есть риск спалить предохранитель. И иногда запасной аккумулятор помогает избежать многих проблем, вызванных отсутствием электричества и связи.

Аудиокниги

Обязательно возьмите с собой в дорогу не только музыку, но и аудиокниги. Слух человека быстро пресыщается мелодиями. А хороший диктор и интересное повествование могут звучать часами и помогают найти развлечение и избежать утомленности.

Искать места отдыха вне дороги

Места остановки для отдыха необходимо искать не на скоростных дорогах, а на съездах. Правила запрещают останавливаться даже на обочинах федеральных дорог, помеченных соответствующими знаками. Бывает, что во время движения некоторые водители в опасных ситуациях ищут спасение на обочине, в результате возникает риск столкновения, когда кто-нибудь там уже остановился.

Поэтому лучше отыскать поворот к поселку или к специализированной площадке и остановить автомобиль в безопасности.

Движение за фурами

Чтобы растянуть силы, лучше отказаться от многочисленных обгонов и послушно ехать со скоростью потока. Это безопаснее и не требует напряжения внимания. Грузовик впереди помогает соблюдать скоростной режим, так как успевает притормозить перед многочисленными камерами. Крупный транспорт также защищает от встречи с лосями, которые весной и ранним летом во время гона выбегают на дороги.

Кроме того, движение машины в аэродинамической тени фуры помогает сохранить до 20% топлива.

Перекус за рулем

В пути лучше не наедаться сильно и не ездить с полным желудком после обеда. Это навевает усталость и сон. Лучше взять с собой в дорогу простой перекус, в том числе сухофрукты, воду, орехи или сосательные конфеты, чтобы время от времени разнообразить монотонный ритм движения. Основной прием пищи лучше определить на завтрак.

Не спите на виду у водителя

Ничто так не утомляет водителя, как вид спящих пассажиров. Когда временной интервал в 10 часов уже на исходе и автомобилист ощущает нехватку сил для дальнейшего движения, лучше развлечь его разговорами на разнообразные темы. Работа речевого аппарата активизирует мозг и выводит его из состояния заторможенности. Однако долго такой прием работать не может. Примерно через час-полтора пассажиры устают разговаривать. Тогда уже необходимо сворачивать к гостинице для отдыха. Продолжение поездки лучше отложить на другой день.

Не за горами зимние праздники. О том, как подготовиться к путешествию на автомобиле и как действовать во внештатных ситуациях, «КП» рассказали тренеры экспертного центра «Движение без опасности»
Владимир БАХАРЕВ и Дмитрий СТЕБАКОВ

Екатерина БАРАНОВА
Корреспондент

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ПУТЕШЕСТВИЮ

Если вы путешествуете на машине, рассчитайте километраж с помощью специальных сайтов (например, «Длина пути»). Они покажут расход топлива, обозначат заправки на протяжении маршрута.

Не забудьте скачать карты для навигатора, иначе на местности, где не ловит мобильная связь и не работают датчики GPS, вы не будете знать, куда ехать. Имейте в виду, что все навигаторы прокладывают маршрут по принципу выбора кратчайшего пути. Очень часто навигатор несколько раз перестраивает маршрут (например, чтобы объехать пробку). Лучше ехать по первому заданному маршруту. Навигатор после нескольких перестроек может завести в глухую местность, где на протяжении многих километров не будет ни одной заправки.

Когда навигатор проложил маршрут, удостоверьтесь, что на пути следования есть города. Отдельное внимание уделите отрезкам пути километражем более 100 км, на протяжении которых нет крупных населенных пунктов. Посмотрите эти участки с помощью карт Google, позволяющих максимально уменьшить масштаб. На подъезде к таким участкам на всякий случай позвоните близким или знакомым.

Готовясь к путешествию на автомобиле, уточните, есть ли у вашего автодилера сопровождающая акция «Помощь на дорогах». Часто она идет как подарок при покупке машины, но водители про нее забывают. Если машина сломалась, не всякий сразу остановится, чтобы помочь. К тому же современные автомобили практически не допускают вмешательства со стороны непрофессионала. Акции «Помощь на дорогах» действуют по России. Они включают устранение технических неполадок, подвоз бензина, эвакуацию. Многие компании оказывают эти услуги в пределах 200 км от города. Если расстояние больше, то заказ передается другим компаниям.

КАКИЕ ВЕЩИ ВЗЯТЬ С СОБОЙ

В машине должен быть запас питьевой воды, консервов, хлеба или сушек, необходимых медикаментов.

Положите в багажник стопку газет, пакеты. Они помогут согреться, если автомобиль заглохнет и путешествие на автомобиле пойдет по незапланированному сценарию. Приложите газеты к стеклам машины, предварительно смочив их снегом, бумага сама приклеится и поможет сохранить тепло. Из газет также можно сделать стельки. Кстати, помните, первое, что нужно утеплить – ноги и руки. Они остывают в первую очередь. Полиэтиленовые пакеты позволят защититься от ветра, остаться сухим, но помните: использовать полиэтилен нельзя, если вы уже замерзли!

Нелишним в дороге будет противопожарное одеяло. Оно очень компактное и не займет много места (его можно взять с собой и в том случае, если вы путешествуете на автобусе). Если накрыться одной стороной, то оно защитит от пламени, если другой – сохранит тепло. Имейте в виду, что укрываться им нужно, пока тепло не ушло из машины.

Возьмите с собой 20-литровую канистру с бензином, солярку и антигель. На морозе он поможет разжижить солярку и завести машину. Можно приобрести и пуско-зарядное устройство, которое поможет, если у вас сядет аккумулятор, а «прикурить» будет не у кого.

Купите одноразовые цепи-стяжки: с ними вы легко выбреетесь из сугробов. Надеть их сможет каждый за несколько минут.

Путешествие на автомобиле — дело серьезное. Но и впечатлений море!
Фото: Евгения ГУСЕВА

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВНЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Возьмите также в дорогу лопату и обязательно запасное колесо. Оно может выполнять не только свою основную функцию. Не все знают, что «запаску» в крайнем случае можно. поджечь, чтобы согреться, если вы заглохли зимой в глухой местности и понимаете, что помощь придет не скоро. Но распалить колесо непросто. Самостоятельно добывать топливо из машины не стоит. Необходима зажигалка. Нужно сначала найти то, что будет хорошо гореть (например, газета). Колесо будет гореть самостоятельно в течение 40 минут. Имейте в виду, что колесо сильно коптит, нельзя находиться с подветренной стороны: можно отравиться угарным газом.

Ни в коем случае не уходите зимой с места аварии, если в зоне видимости нет никакого населенного пункта, деревни. Вы рискуете замерзнуть в дороге.

Помните: машина остывает быстро, когда под ней гуляет ветер. Сделайте большие бустеры из снега, чтобы закрыть пространство под автомобилем.

БОРЬБА СО СНОМ И НОЧЕВКА В МАШИНЕ

Если ваша поездка длится более четырех часов, не забывайте делать остановки, желательно через каждые 2-3 часа. Если водителей спросить, когда нужно останавливаться для отдыха, они обычно отвечают: «когда зевать начал». Зевание – это недостаток кислорода, снижение метаболизма, это состояние, когда человек уже переходит в стадию сна. Помните: самые первые признаки усталости: сидение стало неудобным, есть желание сменить позу. Это значит нужно остановиться, размяться, поспать.

При дальних поездках маршрут должен планироваться таким образом, чтобы каждые четыре часа пути была возможность остановиться и отдохнуть. Слово «дотяну» часто заканчивается бедой.

Если нет гостиницы, не останавливайтесь на обочине. Нужно найти более или менее людное место: пост ГБДД, освещенная заправка. Если вы путешествуете по глухой дороге, останавливаться надо до въезда в ближайшую деревню, чтобы вы ее видели, а вас не было заметно.

Помните, сон – единственное эффективное средство в борьбе с усталостью. Энергетики, лимоны, кофе дают прийти в себя на несколько минут. После их употребления процесс засыпания будет проходить в два раза быстрее, чем обычно. Лимоны, семечки – это элементы переключения внимания, но не снятия усталости.

Имейте в виду, что ночевка в машине с включенным двигателем – один из очень опасных моментов, ведь можно задохнуться угарным газом. От выхлопных газов люди умирают, не ощущая этого, они просто засыпают. Для детей риск еще более высок.

Особенно опасна для скапливания CO2 остановка в низине.