Пчел импортируют, как и любой товар, из-за рубежа. На этом можно построить прибыльный бизнес. Качество маток пчел российского производства оставляет желать лучшего, поэтому пчеловоды стремятся заказать их за рубежом. Однако таможенное оформление пчёл проходит в особом порядке, и особенные сложности вызывают последующие мероприятия.

Экспортеры

От качества пчелиной матки зависит производительность целой пасеки. Одна пчелиная матка даёт жизнь нескольким тысячам пчел. За рубежом созданы питомники, где выращивают породистых и трудолюбивых насекомых. Спросом пользуются пчелиные королевы из:

  • Германии;
  • Нидерландов;
  • Канады;
  • Дании;
  • Польши;
  • Литвы.

Там созданы питомники, где разводят пчелиных маток. Одно насекомое может стоить сотни долларов. Выращиваются, например, пчёлы популярных пород бакфаст и карника – дружелюбные, зимостойкие, трудолюбивые. Одна «королева» этой породы стоит от 27 до 95 евро. Можно заказать готовые пчелопакеты.

ВНИМАНИЕ! Мы работаем только с юридическими лицами.

Факт! В 2019 году была зафиксирована массовая гибель пчел в 30 регионах России, что связывают с бесконтрольным использованием пестицидов. Предварительный ущерб оценивается в 1 трлн рублей.

Особенности растаможки

Экспортирующая сторона, в лице которой выступает племенная ферма, при заказе и переводе средств готова отправить пчел по нужному адресу вместе со всеми сопроводительными документами. Всю документацию производитель готовит самостоятельно. Однако дело осложняется особым порядком легализации импортных пчел.

Перед отправкой насекомых держат в карантине. Затем экспортер готовит необходимые документы, в том числе ветеринарный сертификат. После прибытия на российский таможенный пост пчёлы растамаживаются. Вместо экспортного ветеринарного сертификата оформляется отечественный.

Пчёлы декларируются под несколькими кодами ТН ВЭД:

  • 0106 41 000 1 «Матки пчелиные медоносные». Таможенная пошлина – 5%.
  • 0106 41 000 2 «Пчелопакеты». Таможенная пошлина – 5%.
  • 0106 41 000 3 «Прочие пчелы медоносные». Таможенная пошлина – 5%.

НДС во всех случаях составит 20%.

Чтобы без проблем ввезти пчел в Россию, импортеру необходимо зарегистрироваться в системе «Аргус». Для регистрации юридического лица потребуются следующие данные:

  • фактический и юридический адрес;
  • наименование;
  • ИНН;
  • субъект РФ;
  • логин и пароль.

Если регистрируется физическое лицо, то нужно указать:

  • ФИО;
  • адрес регистрации и места жительства;
  • ИНН;
  • данные по паспорту;
  • субъект РФ;
  • логин и пароль.

Обращаться нужно в Службу ветеринарии и Государственной ветеринарной инспекции.

Необходимо также получить разрешение Россельхознадзора на ввоз пчел (правило установлено п.6.1 Положения о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза (утверждено Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 №317)). Порядок оформления разрешения регламентирован «Административным регламентом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок для животных», утвержденного приказом Минсельхоза России от 07.11.2011 № 404.

Данный документ оформляется на основании заявления, которое подается в бумажном или электронном виде через АИС «Аргус». Обязательно нужно указать, соблюдены ли ветеринарно-санитарные условия для размещения, карантинирования и содержания импортируемых пчел. Соответствие указанным требованиям подтверждается путем обследования хозяйства комиссией из Управления ветеринарии или Управления Россельхознадзора. Отмечается наличие необходимого для жизни маток оборудования. На основании проверки составляется акт с заключением, который нужно приложить к заявлению. Разрешение выдается в бумажном или электронном формате в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления.

Здоровье ввозимых пчел строго контролируется. К ввозу допускаются только здоровые пчелиные семьи, матки. В регионах, откуда происходят насекомые, как минимум в течение 2 лет должны выполняться положения по ветеринарному надзору. Состояние ввозимых насекомых подтверждается путем лабораторных и клинических исследований в стране-экспортере. Должны быть получены отрицательные результаты. Пчелосемьи отбирают за месяц до даты отправки, пчелиные матки – за 1-3 дня. Здоровье насекомых после отбора и до отправки контролируют.

Обратите внимание! Насекомые, отправляемые в Россию, не должны получать корма, содержащие ГМО.

Все требования, которые предъявляются к отбору и перевозке насекомых, подтверждаются ветеринарным сертификатом. Он составляется на русском и языке и языке страны-экспортера и подписывается государственным ветеринарным врачом.

После прибытия на таможню груза получатель оплачивает таможенные платежи, получает от поставщика:

  • характеристику товара, включая условия транспортировки, способ упаковки, габаритность;
  • сертификат о том, что пчелиные матки не являются племенными или селекционным материалом.


Обратите внимание! Если партия большая, то растаможить пчёл на физическое лицо не удастся, потому что партию признают коммерческой. По количественным и техническим характеристикам товара таможня самостоятельно определяет, является груз коммерческой партией или нет. К примеру, 5 пчелиных маток без проблем пропустят на таможне, а 150 маток пчел уже придется растамаживать как коммерческую партию.

Перевозка

Для транспортировки пчелиных маток в наибольшей степени пригоден авиатранспорт, поскольку «королева», которая долгое время проведет в одиночестве, теряет свои качества и может превратиться в трутня. 5 дней – это уже значительный срок для нее. Транспортные средства и упаковка должны быть подвергнуты профилактической дезинфекции, дезакаризации. Контейнеры и упаковочный материал не должны контактировать с больными пчелами.

Преимущества СБ Карго

Процесс таможенного оформления, а особенно подготовка документов затруднительна для декларанта, который сталкивается с этим впервые. В законодательстве не все всегда разложено по полочкам, а понять отдельные положения можно неправильно. Именно для того, чтобы разъяснить тонкости закона и взять на себя обязанности по растаможке, работают таможенные брокеры СБ Карго. Мы готовы растаможить пчел в максимально короткий срок и по оптимальной цене. Мы грамотно организуем перевозку, поможем подготовить пакет документации. Уточнить информацию вы можете по телефону +7(499)643-43-06. Пишите также на электронную почту (указанную ниже) или заполняйте форму на сайте.

Уважаемые клиенты!

Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися получателями, отправителями, собственниками грузов, а также готовой коммерческой документацией на товар.

Расчет таможенных платежей, классификация кода ТНВЭД ЕАЭС осуществляется на платной основе, в рамках проведения персональной консультации. Нам необходимо предоставить внешнеторговый договор с поставщиком, инвойс, упаковочный лист на готовую к отгрузке товарную партию.

Подробнее об особенностях таможенного оформления различных категорий товаров вы можете узнать в разделе «Полезная информация», воспользовавшись поиском.

Самостоятельно рассчитать таможенные платежи вы можете с помощью нашего калькулятора.

Похожие статьи

  • Таможенное оформление хурмы
  • СВХ «Внуково-Карго»
  • Таможенная процедура уничтожения
  • Таможенное оформление МПО, доставляемых службами экспресс-доставки
  • Таможенное оформление дуриана

Многие пчеловоды практикуют транспортировку своих пасек с целью увеличения объёмов мёда или получения определённых его видов. Благодаря передвижному пчеловодству удаётся вдвое повысить сбор нектара. Узнаем, как перевезти ульи к месту медосбора, и как обустроить пасеку на новом месте.

Зачем вывозить пчёл?

Передвижное пчеловодство – сложное и затратное дело, за которое берутся только бывалые пасечники. Перевозка ульев требует времени, денег и сил. Один улей без мёда весит 18-20 кг.

Несмотря на сложности, многие пчеловоды практикуют перевозку пасек. Причины передвижного пчеловодства:

  • возможность установки ульев в экологически чистой зоне с целью получения высококачественного мёда;
  • размещение пасеки возле определённых растений, чтобы собрать конкретный вид мёда – гречишный, люцерновый и т. д.;
  • поиск мест, не занятых конкурентами, и более хорошей кормовой базы для пчёл.

Есть виды пчёл, которые неспособны летать за мёдом на большие расстояния. Обычно радиус облёта составляет 2-5 км. Благодаря доставке пасек к полям и посадкам с цветущими медоносами, мёд оказывается у пчёл в «шаговой доступности».

Одни пасечники изначально создают передвижные пасеки, рассчитывая на быстрый медосбор в полях, лугах и посадках. Другие же начинают вывоз ульев вынужденно – при нехватке кормовой базы.

Плюсы и минусы перевозки пасеки

Перевозка ульев – дело непростое, учитывая их вес и риски для пчёл во время транспортировки. Но у кочевых пасек есть множество преимуществ.

Плюсы:

  • благодаря перевозке удаётся получить определённый объём мёда гораздо быстрее, чем на стационарной пасеке;
  • сбор мёда стартует раньше стандартных сроков и продолжается в течение всего сезона – с ранней весны до поздней осени;
  • возможность контролировать график и объёмы сбора мёда.

Минусы:

  • трудности транспортировки и затраты, связанные с ней;
  • пасечникам приходится жить в полевых условиях, пользуясь минимумом удобств;
  • необходимость постоянно присматривать за пасекой;
  • получение специального разрешения на перевозку ульев;
  • риск гибели пчёл из-за неблагоприятных условий – повышения температуры и влажности в улье.

Передвижные пасеки требуют от пчеловода серьёзных физических усилий, отказа от комфорта и крепкого здоровья.

Когда заниматься перевозкой пчёл?

Для перевозки пчёл подбирают время, когда есть возможность облёта близлежащих территорий – лугов, полей и лесов. Транспортировку производят в период активности роя.

Рекомендуется перевозить ульи в начале весны и осени. Чаще всего, пчеловоды вывозят ульи рано весной, когда начинается период первых облётов.

Преимущества весенней перевозки:

  • в ульях немного пчёл и расплода;
  • нет тяжелых рамок с мёдом;
  • нет новых сот, построенных пчёлами.

Зимой транспортировать пчёл не рекомендуется, разве что при крайней надобности. Самый опасный период для перевозки – конец зимы, когда в ульях скапливается критический объём каловых масс.

  • для перемещения используют тележки или автоприцепы;
  • максимальное время транспортировки – 48 часов;
  • запрещается перевозить пчёл в сильную жару – они испытывают дискомфорт и могут погибнуть;
  • летом ульи перевозят в пасмурную или дождливую погоду, в крайнем случае – ночью.

Подготовка к транспортировке ульев

Перевозка пасеки – ответственная задача, к которой нужна особая подготовка. Сначала выбирают место, потом готовят транспорт, ульи и инвентарь. Если плохо подготовиться к транспортировке, есть риск потери пчёл и поломки их домиков.

Особенности нового места

Главный аспект при выборе места для пасеки – вид и количество медоносных растений в доступной для пчёл близости. Чем больше в округе цветущих трав, деревьев, сельскохозяйственных культур, тем больше объём собранного мёда.

Требования к месту пасеки:

  • Наличие большой и ровной площадки, на которой свободно разместится конкретное количество ульев.
  • Отсутствие сквозняков, дождей, ветров и прямых солнечных лучей.
  • Водоём с чистой водой поблизости.
  • Высокий медоносный потенциал. Чем больше медоносов, тем реже придётся перевозить пасеку. Желательно, чтобы одни медоносы сменяли другие.
  • Оптимальный рельеф – холмистый. Меньше подходят равнины и плоскогорья.
  • Отсутствие карантинных ограничений.
  • Отдалённость от дорог, предприятий, жилых районов, других пасек.
  • Минимальное расстояние до старого места – 3-4 км. В противном случае пчёлы способны вернуться в знакомые им места.

Требования к транспорту

Выбор транспорта для перевозки пасеки зависит от количества ульев, частоты перевозок, наличия водительских прав (категории) и других факторов.

Требования к транспорту:

  • Для рентабельности передвижной пасеки необходим транспорт большой грузоподъёмности. Чтобы перевозить ульи общей массой более 0,75 т, водителю понадобятся права Е-категории.
  • Если пасечник имеет права С-категории, но хочет перевезти ульи своими силами, он должен переоборудовать транспортное средство надлежащим образом.
  • Транспортировать пасеку можно на тракторе с прицепом, но в этом случае понадобится получить специальное удостоверение. Категории В и С не помогут, так как только сам прицеп весит более 0,3 т.
  • Если у пасечника нет ни транспорта, ни прав на его вождение, проблема решается наймом перевозчика.

В качестве транспорта для перевозки пасеки часто используют списанную технику, например, старый автобус или другой вид транспорта, позволяющий за один раз разместить с десяток ульев.

Инвентарь

Для работы и перевозки передвижных пасек необходим разнообразный инвентарь. Для транспортировки:

  • кочевая сетка – она необходима для вентилирования ульев и предотвращения запаивания пчёл;
  • брусья – чтобы соединять ульи;
  • скрепы – чтобы крепить пчелиные домики;
  • строп-сетка – для обеспечения внешнего крепления (из неё также можно соорудить навес для будки пасечника).

Пасечники живут на выезде в специальных сооружениях – кочевых будках.

Чтобы установить и обслужить пасеку, понадобится оборудование и приспособления:

  • основной и запасной дымарь;
  • пульверизатор;
  • столярные инструменты;
  • пустые ульи;
  • роевни;
  • весы в кожухе;
  • фонарь.

Как подготовить ульи к перевозке?

Если перевозка осуществляется весной, пока нет жары, особых условий создавать не требуется. Достаточно укрепить в ульях рамки, чтобы предотвратить их сдвиг во время транспортировки.

Если ульи транспортируют летом, часть рамок может быть заполнена мёдом. Чтобы они не упали на расплод во время движения, их достают и устанавливают по периметру прицепа. Специальные разделители обеспечивают неподвижность.

Если медосбор закончен, пчёл перевозят вместе с мёдом, содержащимся в сотах.

Как готовят пчелиные домики к дальней перевозке:

  • Если предстоит долгая транспортировка – более одной ночи – ульи накройте тентом, который защитит их от солнечных лучей и перегревания.
  • Улучшите вентиляцию гнёзд, чтобы предотвратить перегрев внутри ульев. Рекомендуется увеличить объём улья или поменять «потолки» из досок на решётчатые рамы.
  • Для предотвращения травм и гибели насекомых, позаботьтесь, чтобы в улье не было предметов, которые бы могли свалиться на пчёл. Проверьте качество закрепления сот, затворов и прочих составных частей пчелиного дома – каждый элемент должен надёжно фиксироваться.
  • Все части улья, которые из-за вибрации могут отвалиться (соты, рамки), извлеките. Все несъёмные элементы зафиксируйте. Ничто не должно выскакивать из пазов, скользить или соприкасаться с другими поверхностями.
  • Прежде чем грузить ульи, загоните в них пчёл. Если они будут противиться, воспользуйтесь дымарём. После обработки дымом пчёлы раздражаются и волнуются, приходится проветривать их жилища, а это перед перевозкой не приветствуется. Вместо дыма можно использовать воду.
  • Если перевозятся большие ульи в весенний период, в пчелиные гнёзда подбавляют вощину. А при повышении температурного режима освобождают вверху пространство – примерно 10 куб. дм.

Правила погрузки

Ульи надо не только подготовить к перевозке, но и правильно погрузить. Во время погрузки существуют риски как для ульев, так и для людей, которые их грузят.

Особенности погрузки и рекомендации по её проведению:

  • Грузить ульи рекомендуется при включённом двигателе автомобиля. Это позволяет пчёлам до начала движения привыкнуть к гулу и вибрациям.
  • Ульи расставляют максимально компактно. Например, в грузовик, рассчитанный на 1,5 т, удаётся поставить в один этаж 12 ульев. Удвоить их количество позволяет установка второго яруса – его ставят на прочные доски.
  • Чтобы предотвратить сильную тряску во время движения по неровным дорогам, кузов авто или прицепа выстилают слоем соломы, а ульи перевязывают верёвками. Если дорога долгая, время от времени проверяют, насколько прочно зафиксированы узлы.

Как перевозить ульи?

При транспортировке пасеки пчеловоды стараются обеспечить пчёлам максимальный комфорт. Особое внимание уделяется поддержанию температуры и влажности в ульях.

Доступ воздуха

Во время перевозки важно обеспечить благоприятную атмосферу внутри ульев. Задача пасечников – предотвратить нагрев воздуха и переувлажнение.

Как обеспечить воздухообмен:

  • Чтобы воздушные потоки активнее поступали в ульи, на их манжетах крепят сетки в рамках.
  • Для лучшего поступления воздуха в крышке делают небольшие отверстия, затянутые сеткой.
  • Оставляют небольшие щели, через которые насекомые не протиснутся. В этом случае есть опасность того, что пчёлы, льнущие к просветам, перекроют поступление воздуха внутрь ульев.

Если пчелиные домики перевозят в летнюю жару, их расставляют так, чтобы между соседними рядами оставались промежутки шириной 15 см. Это улучшает движение воздушных масс. Для обеспечения этого расстояния между ульями помещают прокладки из брусьев подходящей ширины.

Безопасность людей при перевозке

Чтобы при перевозке не пострадали перевозимые ульи и люди, участвующие в погрузке и транспортировке, принимают ряд специальных мер:

    Все пчелиные дома закрывают так, чтобы насекомые не имели возможности вылететь. Пчёлы, раздражённые погрузкой и гулом двигателя, вылетев наружу, обязательно набросятся на людей.
    Особенно опасна ситуация, при которой насекомые проникают в кабину водителя. Из-за укуса водитель может на доли секунды потерять контроль над автомобилем и дорогой. Тогда возникает риск дорожно-транспортного происшествия.

Скорость перемещения

Водитель, перевозящий пчёл, выбирает скорость с учётом качества дорожного покрытия и особенностей перевозимого груза. Если трасса имеет хорошее покрытие, автомобиль двигается с такой же скоростью, как и при перевозке обычных грузов.

При движении по дорогам с проблемным покрытием, а также по лесным и проселочным дорогам скорость приходится снижать, чтобы не допустить смещения ценного груза.

Несмотря на предпринятые меры (фиксацию), сильная тряска способна привести к расшатыванию конструкций, отваливанию отдельных элементов, в результате чего часто наступает гибель пчёл.

Рекомендуемый режим езды:

  • оптимальная скорость на дороге с хорошим асфальтовым покрытием – 50-70 км/ч;
  • скорость на дорогах с проблемным покрытием или без него – 15-30 км/ч.

В местах, где проезд затруднён, скорость сбрасывают до 5-10 км/ч. Во время транспортирования ульев с пчёлами не рекомендуется останавливаться. Если всё-таки приходится сделать привал, то в максимально тихом и в затенённом месте.

Другие условия передвижного пчеловодства

Занимаясь кочевым пчеловодством, приходится соблюдать определённые правила и учитывать огромное количество нюансов:

  • чтобы упростить погрузку и разгрузку ульев, изготавливать их рекомендуется из лёгких материалов;
  • у ульев должны быть плоские и ровные крыши – чтобы была возможность установки их в несколько ярусов;
  • для успешной перевозки пчелиных семей важно соблюдать все санитарные нормы, применяемые в отношении этих насекомых.

Типичные ошибки пчеловодов

Перевозка пчёл, как и само размещение пасеки на новом месте, – рискованное и затратное предприятие. Новички часто допускают ошибки, ведущие к убыткам.

    Размещение ульев на побережье водоёма. Особенно опасно, когда медоносы расположены на противоположном берегу. Пчёлы, перелетая через водную гладь, могут упасть в воду и утонуть, если подует ветер.

Как устанавливать ульи на новом месте?

По прибытии на место новой пасеки, сгрузив и расставив домики на земле, сразу ульи не открывают. Сначала ждут, когда возбуждённые перевозкой медоносы успокоятся, и только тогда открывают летки. Адаптация к новому месту длится около 12 часов.

Особенности установки ульев на новом месте:

  • Прибыв на медоносную местность и сгрузив ульи, приступают к их расстановке. Пчелиные дома ставят так, чтобы на них не падали прямые солнечные лучи.
  • Хорошее место для ульев – в затенении деревьев и кустарников. Обычно пасечники устанавливают свои ульи в посадках, разделяющих поля с люцерной, подсолнухами, прочими медоносными растениями.
  • Если поблизости нет подходящей растительности, создающей тень, пчелиные дома накрывают ветками и сооружают навесы.
  • После того как пчёлы адаптируются на новом месте и немного поутихнут, пчеловоды начинают постепенно с интервалами в несколько часов, открывать летки. Обычно одновременно открывают летки в 50 % ульев – через один. Сразу все не открывают, так как насекомые должны сначала сориентироваться на местности.
  • Постепенное открытие летков позволяет пчёлам привыкнуть к местности. Они делают предварительный её облёт и постепенно успокаиваются, обживаются. Такой подход также позволяет избежать смешения семей.
  • Когда пчёлы адаптируются и перестанут нервничать, пчеловоды переходят к установке рамок.
  • Если ульи привезены на новое место ночью, летки во всех ульях открывают одновременно.
  • Если пчёлы после перевозки раздражены и не успокаиваются, с распаковкой ульев и установкой рамок повремените – это мероприятие проводят на следующий день после приезда.

При хорошем медосборе – свыше 2 кг в день – пчёлы почти не пользуются поилками, так как для приготовления личиночных кормов им хватает воды, содержащейся в нектаре.

Реакция пчёл на переезд

Пчёл легко рассердить любым вмешательством в их жизнь. Шум мотора и перемещение домов с насиженного места крайне возмущает медоносных насекомых. Когда машина начинает движение, дополнительное раздражение у пчёл вызывают вибрации и нахождение в замкнутом пространстве.

У нервничающих пчёл происходит ускорение обменных процессов, потребности их организма в кислороде многократно возрастают. Именно из-за этого насекомые так упорно стремятся вылететь наружу. Они ищут малейшие щели, чтобы протиснуться.

Из-за возбуждённого состояния насекомых повышается температура внутри улья, мёда расходуется больше обычного, влажность стремительно повышается. Соты в таких условиях могут, оборвавшись, раздавить не только обычных пчёл, но и матку.

Как быть, если улей повреждён при перевозке?

Несмотря на все предпринятые меры безопасности, ульи часто повреждаются после перевозки. При нарушении правил погрузки или езды, поломок не избежать. Пчеловод, сопровождающий ульи, должен иметь при себе материалы, инструменты и приспособления, которые позволят ему оперативно устранить поломку.

Для ремонта неисправностей обычно пользуются паклей и глиной. Возьмите с собой заранее приготовленный глиняный раствор. Он пригодится, если насекомые начнут протискиваться в щели, – вы набьёте их паклей, а затем замажете глинистой смесью.

Если во время транспортировки замечено, что из улья вытекает мёд, а насекомые вылетают наружу, значит, пчелиный дом серьёзно повреждён. Что делать, если из улья потёк мёд:

  1. Откройте верхние летки и приподнимите крышку. Пусть пчёлы вылетят.
  2. Когда насекомые утихнут, разберите ульи и достаньте повреждённые соты.
  3. Удалите погибших пчёл.
  4. Очистите пчелиный дом от потёков мёда и отремонтируйте его.
  5. Замените испорченные соты новыми.
  6. Обеспечьте пчёл кормом, обустройте их гнёзда и закройте улей крышкой. Летки не закрывайте.

Выполняя ремонтные работы, всё время держите дымарь зажжённым. Работайте в защитной спецодежде.

Как сделать тележку для транспортировки ульев?

Если пчеловод ещё не обзавёлся прицепом или платформой для транспортировки ульев, он может своими руками соорудить небольшое транспортное средство – тележку для перевозки пчёл на небольшие расстояния. На ней помещается всего один улей.

Для изготовления тележки нужна металлическая рама и колёса большого диаметра – на маленьких колёсах перевозка будет сложной и потребует значительных усилий.

Как изготовить тележку для небольшой дачной пасеки:

  1. К раме приделайте две ручки.
  2. В нижней части рамы, возле колёс, приварите две металлические трубы и вилку.

Перед перевозкой тележку подводят к улью таким образом, чтобы вилка зашла под его дно. После этого пчелиный дом водружается на конструкцию – не приходится приподнимать и переносить тяжёлые ульи. Чтобы за раз перевозить несколько ульев, усилив ось, увеличьте площадь под установку груза.

Чтобы не потерпеть убытки во время транспортировки пасеки, строго соблюдайте правила перевозки и собственной безопасности. Вывозя пчёл к медоносным растениям, важно учесть все нюансы доставки и особенностей нового места. Тогда риски, связанные с функционированием передвижной пасеки, будут сведены к минимуму.