У каждой грузовой тележки самым уязвимым местом являются колеса. Ведь именно они берут на себя тяжелые нагрузки от веса перевозимых грузов, при эксплуатации подвергаются ударам о различные неровности на напольном покрытии, а иногда довольно плотно контактируют с химическими веществами. Поэтому, как бы нам не хотелось, но колеса для тележек не могут быть вечными, даже если обращаться с тележкой грамотно и аккуратно, ухаживать за колесными комплектующими. Все равно рано или поздно придет время замены и нового выбора, к которому нужно отнестись очень серьезно, не упустив некоторые моменты:

  • Определить тип колеса, соответствующего поверхности пола и особенностям окружающей среды.
  • Определить диаметр колеса.
  • Вычислить динамические и статические нагрузки.
  • Рассчитать нагрузки на конструкцию или одно колесо.

Давайте подробнее разберем каждый указанный момент.

Первый и самый важный показатель на который нужно обратить внимание — это общая нагрузка на конструкцию передвижной грузовой тележки. Многие думают, что при расчете, нужно общий вес тележки разделить на четыре (по количеству колес) и это будет требуемая нагрузка. Но при этом не учитывается то, что тачка может быть перегруженной на одну сторону, наезжать при передвижении на ямки и т.д. При этом нагрузка уже получается неравномерной и колеса тележки попросту могут не выдержать, деформироваться и выйти из строя. Чтобы этого не произошло, рекомендуем Вам рассчитать вес конструкции на три колеса.

Второй немаловажный показатель — это характеристики по рекомендуемому покрытию пола. Не каждое колесо может эксплуатироваться по грунту, плитке, асфальту, цементу, по неровной поверхности и плохо преодолевают препятствия. Поэтому внимательно отнеситесь к характеристикам, ведь при нарушении их, колеса и ролики теряют коэффициент полезного действия и раньше положенного срока приходят в непригодность.

Мы рекомендуем использовать:

  • по плитке, цементу — колеса из полиуретана или резину;
  • по грунту, асфальту, металлу — эластичная резина или пневматическая шина.

Третье — это окружающая среда и агрессивные кислоты. Чтобы правильно выбрать колесо для ручной тележки важно выяснить совместимы ли материалы (шина, роликовый механизм, диск) с температурой, влажностью той среды, в которой придется использовать передвижное устройство. Насколько частым и близким будет контакт с водой, кислотами, маслами и т.д. Например: полиамидное или полиуретановое, а не колесо на резине, рекомендуется использовать в помещении с большим количеством масел, жиров и углеводородов, а нержавеющие ролики лучше всего использовать во влажной среде и при наличии солевых растворов. Если в помещении высокий температурный режим (например пекарня), нужно приобрести специальные термостойкие (жаростойкие) колеса.

Типы и разновидности колес для тележек

На рынке Украины множество различных колес для тачек и тележек, но все их можно разделить по такому принципу:

  • Используемые в бытовых целях. К этой категории можно отнести мебельные колеса, ролики и те, что используются на строительных, садовых тачках и т.п.
  • Колеса и ролики которыми укомплектовано складское оборудование (платформенные тележки, грузовые двухколесные, гидравлические, тележки с подъемным механизмом). Такие колеса идут с улучшенными техническими характеристиками, т.к все время подвергаются высоким нагрузкам.
  • Колеса для промышленного и строительного оборудования. Устанавливаются на разные стеллажи, мобильное лабораторное оборудование, которое часто перемещается.
  • Специализированные большегрузные, которые выдерживают большие нагрузки и могут использоваться в различных сложных климатических условиях.

Все они выполняют одну функцию — это передвижение, но по составу и вообще конструкции разные. Давайте вкратце рассмотрим и эти особенности.

  • Материал. Колеса для тележек изготавливают из разного материала. Основание (диск колеса) может быть из металла или полиамида, нейлона, полиуретана, чугуна. Контактный слой (шинка), может быть полиамидным, резиновым либо монолитным, то есть полностью состоять из одного материала. Именно материал колеса тележки и является определяющим фактором при выборе. От него зависит в каких условиях мы можем эксплуатировать колеса. Например:
    • Колеса на резине хорошо использовать при больших ударных нагрузках.
    • Колеса на полиуретане или на полиамиде хорошо выдерживают контакт с различными нефтепродуктами, кислотами и т.д.
    • На мягкой эластичной резине, хорошо использовать колеса в пищевой и фармацевтической промышленности, такой тип не оставляет на напольном покрытии следов.
    • Пневматические идеально подойдут для передвижения на улице.

    Ну вот, будем закругляться! Самые важные факторы, которые Вам помогут в выборе указали, пусть и кратко. Остальное за вами. Прежде чем купить колесо, изучите его характеристики, продумайте все детали, на чем они будут использоваться, в помещении или на улице, на каком покрытии, с какой грузоподъемностью и в каких условиях. Если все сделать правильно, однозначно покупкой будете довольны. Желаем Вам хорошей покупки!

    Существует несколько методов обозначить размер и параметры шины, некоторые производители используют размеры в дюймах, некоторые в миллиметрах, а некоторые – даже в обеих величинах. Примеры, приведенные ниже, помогут Вам определить параметры самостоятельно.

    1. Ширина шины (ширина поперечного сечения)
    2. Высота шины
    3. Высота в поперечном сечении
    4. Диаметр обода
    5. Наружный диаметр шины

    Пример: 3.00-4, 3.50-6, 4.00-8, 5.20-10, 6.00-12…. Первая цифра (3.00) обозначает ширину шины. “-” — обозначает то, что шина является диагональной (радиальная конструкция была бы обозначена буквой R). Последняя цифра (4) обозначает посадочный диаметр в дюймах. Таким образом, шина с параметрами 3.00-4 подходит для 4 дюймового диска, имеет ширину в 3 дюйма и диагональную конструкцию.

    Пример: 6-12, 7-14, 8-16, 9.5-18…

    То же самое, что и в предыдущем пункте, но без (.00) в первой части типоразмера. Все размеры в дюймах. Важно, что шины с похожими типоразмерами могут не быть совместимыми – шина с параметрами 6.00-12 может очень значительно отличаться от шины 6-12. Если Вы сомневаетесь в определении совместимости – обратитесь к менеджерам Промтехники.

    Пример: 4.10/3.50-4, 4.10/3.50-6, 5.30/4.50-6…

    Этот типоразмер состоит из 4х частей. Первая цифра (4.10) обозначает ширину шины. Вторая (3.50) обозначает высоту шины. Третья цифра (4) обозначает посадочный диаметр шины. “-” говорит о диагональной конструкции шины. Таким образом, шина с типоразмером 4.10/3.50-4 имеет ширину 4.1 дюйма, высоту 3.5 дюйма, подходит для дисков диаметром 4 дюйма и имеет диагональную конструкцию.

    Пример: 11х4.00-4, 13х5.00-6, 18х8.50-8, 25х12.00-9…

    Первая цифра (11) – это внешний диаметр шины в дюймах. Вторая цифра (4.00) – это ширина шины в дюймах, и третья цифра (4) обозначает посадочный диаметр шины. “-” говорит о диагональной конструкции шины. Таким образом, шина с типоразмером 11х4.00-4 имеет внешний диаметр 11 дюймов, ширину – 4 дюйма, подойдет для диска диаметром 4 дюйма и имеет диагональную конструкцию.

    Пример: 10х3, 18х4, 260х85

    Такая маркировка является устаревшей, но Вы всё ещё можете с ней столкнуться. Размеры могут указываться как в дюймах, так и в миллиметрах (обычно различить это достаточно легко). Первая цифра (10) обозначает внешний диаметр шины, вторая – ширину шины. Посадочный диаметр не обозначен в типоразмере, но может быть легко вычислен, так как высота такой шины обычно совпадает с ее шириной. Таким образом, шина с типоразмером 18х4 имеет внешний диаметр 18 дюймов, ширину 4 дюйма и посадочный диаметр в 10 дюймов (18 дюймов внешнего диаметра минус 2х4” высоты шины). Современным обозначением для такой шины была бы формула 4.00-10. Шина с типоразмером 260х85 имеет внешний диаметр 260мм и ширину 85мм, или 10” и 3” соответственно, посадочный диаметр – 4 дюйма. Современное обозначение выглядело бы так: 3.00-4.

    Пример: 255/60-10, 195/50R13, 420/85R28

    Первая цифра – это ширина шины в миллиметрах, вторая – высота профиля (процент от ширины шины), третья цифра – посадочный диаметр в дюймах. Если в типоразмере присутствует буква R – это означает, что шина имеет радиальную конструкцию, а “-” обозначает диагональную. Таким образом, шина с типоразмером 420/85R28 имеет ширину 420мм, профиль – 85% (высота шины равно 85% от ширины, то есть 357мм), радиальную конструкцию и подходит к диску диаметром 28 дюймов.

    Пример: 145R10, 155R12

    Первая цифра обозначает ширину шины в миллиметрах, а вторая – посадочный диаметр (диаметр диска) в дюймах. R указывает на радиальную конструкцию, “-” – на диагональную. При такой маркировке профиль шины не указывается, и по умолчанию равен 80%. То есть шина с типоразмером 145R10 имеет ширину 145мм, высоту 116мм (80% от 145мм), подходит для диска диаметром 10 дюймов и имеет радиальную конструкцию. Общий диаметр шины можно высчитать переведя все единицы измерения в дюймы или миллиметры и сложив диаметр диска с двойной величиной высоты шины.

    В настоящее время норма слойности определяет прочность шины и не указывает количество слоев кордной ткани. Первоначально термин «слой» действительно относился к числу слоев кордной ткани и поэтому служил показателем прочности шины. Но с развитием новых материалов исходную хлопковую кордную ткань сначала заменили на вискозу, а в настоящее время используют нейлон или стальную проволоку.

    В результате появилась возможность значительно повысить прочность без увеличения числа слоев материала. Поэтому термин «количество слоев кордной ткани» стал использоваться скорее для обозначения прочности шины, а не для указания действительного числа слоев.

    Звездочки (*,**,***) используются для обозначения прочности радиальных шин.