Неисправности в работе топливного насоса способны вызвать проблемы с запуском двигателя, и не всегда можно догадаться, в чем причина. Реле отвечает в первую очередь за подачу и прекращение электропитания от электронного блока управления к бензонасосу. Если появились посторонние звуки, при повороте ключа зажигания насос не качает топливо, возможно, поломка связана именно с реле. Чтобы самостоятельно устранить проблему, потребуется знать, как устроен данный узел, какие бывают поломки, и с чем они связаны.
Содержание статьи:
- Устройство и принцип работы реле
- Причины неисправности реле бензонасоса
- Как понять, что необходима проверка реле бензонасоса
- Где находится реле бензонасоса
- Как проверить реле бензонасоса
- Особенности диагностики автомобилей ВАЗ и Subaru
Устройство и принцип работы реле
Вначале нужно разобраться, как работает данное устройство и какие функции выполняет. Реле – это электромагнитный выключатель, соединяющий и разъединяющий цепь при создании определенных условий. По внешнему виду он представляет собой короб с вилкой, имеющей выходы американского вида.
У реле есть 9 выводов, каждый из которых обозначен особой маркировкой:
- Напряжение + 12 В имеют три вывода – независимо от зажигания данное напряжение имеет вывод 30, при работе стартера – имеющий маркировку 50, при работающем зажигании – обозначенный цифрой 15.
- Сигналы от системы зажигания передает TD.
- Информацию о температуре мотора от блока, управляющего впрыском KE, передает TF.
- Масса – вывод 31.
- Также есть три выхода: за включение пусковой форсунки отвечает 87V, 87H идет на обогрев кислородного датчика, подачу электропитания к топливному насосу или БН производит 87.
Схема реле топливного насоса
Все вышеперечисленные функции должно выполнять реле, если он не справляется хотя бы с одной, значит, произошла поломка. Чтобы разобраться, что привело к выходу из строя, нужно разобраться, по какому принципу работает данный механизм.
Когда водитель включает зажигание в положение «ON», срабатывает реле, и насос начинает нагнетать давление в трубках, по которым идет топливо. В некоторых авто ТН активируется в момент открытия водительской двери. Реле на несколько секунд включает бензонасос, внутри которого находится электродвигатель, поднимающий давление до рабочего. В дальнейшем насос будет запускаться только при определенных условиях. Для этого должен работать мотор, либо это возможно при прокрутке мотора стартером.
Когда включается ТН, слышен характерный щелчок, а если его нет, машина не заводится. Во время проведения проверки важно учитывать, что даже сломанное реле может функционировать при включении стартера и исправном управляющем транзисторе.
При пуске «холодного» мотора пусковая форсунка и стартер работают в течение одного и того же промежутка времени. Длина временного промежутка зависит от температуры движка. Время работы форсунки устанавливает реле на основе температурных показателей, полученных от блока управления впрыском. На старых авто не было обогрева датчика кислорода, а на новых он запускается различными способами. В некоторых моделях реле предусмотрено, чтобы датчик включался одновременно с насосом.
Причины неисправности реле бензонасоса
Чаще всего аномалии в работе бывают связаны с естественным износом детали. Бывают случаи, когда в баке остается мало горючего, и мотор перестает заводиться. Датчик бензина подает ЭБУ сигнал о нехватке топлива, и система блокируется топливный насос. Когда деталь новая, нужно искать другую причину:
- Попадание воды — в этом случае на поверхности детали имеются окислы, возможно появление коррозии. Нередко данная поломка наблюдается в холодное время года.
- Сломаны конденсаторы.
- Чтобы узнать, почему система вышла из строя, необходимо учесть тип двигателя. В случае с карбюратором.
- Короткое замыкание или нарушение электроцепи. Часто это бывает связано с использованием предохранителей, имеющих неправильное значение.
- Попалось бракованное реле.
- Неграмотная установка иммобилайзера – в противоугонных системах принцип работы обычно основывается н а блокировании подачи питания к ТН. В такой ситуации проблема заключается в иммобилайзере, и проверять нужно именно его.
Если появились окислы, после очистки контактов реле еще будет работать. Во избежание последующих повреждений под воздействием влаги, можно обработать их смазкой WD-40. Исправное реле может греться и не срабатывать, либо запускаться с опозданием. Такая аномалия объясняется поломкой предохранителя.
Самостоятельно заниматься устранением поломки не следует, только при попадании воды реле можно прочистить и пользоваться им дальше. Покупка запчасти не потребует особых затрат, установить ее можно своими силам.. Например, реле ТН для отечественного авто будет стоить в районе 100 рублей. С неисправностями реле и их причинами можно ознакомиться в таблице:
Основные неисправности, связанные с реле и их причины
Признак
Вид неисправности Возможные причины
При включении зажигания нет звука работающего бензонасоса.
Контакты окислены, покрыты ржавчиной или повреждены.
Неправильная установка иммобилайзера, либо несовместимость с новой охранной системой.
Проблемы с проводкой, неисправность реле или предохранителя.
Как понять, что необходима проверка реле бензонасоса
Определить, что реле неисправно можно, обратив внимание на следующие аномалии при работе ТН:
- Насос перестал выключаться, достигнув нужного давления, что проявляется неприятным гудением.
- Отсутствует характерный звук при включении зажигания.
- Не подается питание на данный узел.
- Не включается двигатель, так как не подлючается к электропитанию ТН.
- В некоторых моделях авто даже при превышении максимально допустимого количества оборотов мотора бензонасос включается. Но запуск может производить не с первого раза, двигатель глохнет на ходу, либо наблюдаются шумы, исходящие от работающего насоса.
Где находится реле бензонасоса
Расположение зависит от конкретной марки и модели авто, но обычно эта деталь находится под капотом или рядом с блоком управления КЕ. Установлено целых три, они располагаются в блоке предохранителей. Верхнее является главным, среднее относится к электродвигателю охладительной системы, а нижнее подключено к бензонасосу. В автомобилях ВАЗ его можно найти в районе левой ноги сидящего рядом с водителем пассажира.
Возможные способы диагностики рассмотрены в таблице:
Способы диагностики реле бензонасоса
Цель проверки
Используемые инструменты и оборудование Признаки неисправности Особенности
Определение давления в топливной системе
Проверка напряжения силовых и управляющих выводов
Контрольная лампа 12 В
При подключении к контактам и срабатывании зажигания лампочка не загорается или светит тускло. Подключение осуществляется к выводам 85 и 86.
Аккумулятор подключают к контактам 85 и 86, а мультиметр к 87 и 30.
Как проверить реле бензонасоса
Вначале необходимо взять контрольную лампу и осмотреть предохранитель. Возможно, он просто перегорел, поэтому при ремонте достаточно произвести замену данного элемента. Возле предохранителя находится и реле топливного насоса. Необходимо проверить напряжение в области управляющих выводов, другим концом тестера касаясь массы. Если после поворота ключа бензонасос включился, значит причина поломки заключается в реле.
Проверку можно осуществить при помощи лампочки 12 Вольт с силой тока не более 0,25 Ампер. Большую мощность брать нельзя, в противном случае может сломаться блок управления.
Лампочка подключается между выходом 86 и 85. После того, как сработает зажигание, лампочка должна загореться. Если этого не произошло, значит реле неисправно.
Операцию можно произвести при помощи цифрового мультиметра, который покажет, идет ли напряжение на бензонасос, предохранитель и провода. Как он выглядит, видно на картинке:
На тестере есть три разъема, к которым важно правильно подключить щупы:
- Маркировка «COM» – к ней подсоединяют черный провод.
- Сопротивление, напряжение сети и сила тока ниже 200 миллиампер – проводок красного цвета подсоединяют к «VΩmA». Большую мощность сюда подключать нельзя, иначе прибор сломается.
- Для силы тока более 200 мА – красный щуп ставят в разъем «10 ADC».
Когда напряжение падает больше, чем на 1 В, это говорит о том, что провода или контакты окислились. Тогда важно убедиться, что не произошло короткое замыкание. Если с проводкой все в порядке, такой результат свидетельствует о выходе самого насоса из строя.
Подробнее изучить последовательность действий можно на видео:
Можно убедиться, что бензонасос в порядке, для этого необходимо подключить контрольную лампу к его разъему. Затем включается зажигание, при этом должна загореться лампочка. Если этого не произошло, значит ТН сломан. В таком случае его можно отремонтировать, используя ремкомплект и не заменяя реле.
Особенности диагностики автомобилей ВАЗ и Subaru
Чтобы обследовать автомобиль ВАЗ 2110 при помощи тест-лампы, нужно вначале демонтировать заднее сиденье и снять крышку люка.
Теперь можно проверить питание, при этом важно правильно подключить провода. На управляющих выводах поочередно измеряют напряжение. Контрольной лампой измеряется, идет ли питание с электронного блока управления, включающего реле.
Необходимо параллельно фиксировать контакт на массу. Когда тест-лампа не загорается, это означает, что повреждена проводка или реле. Также не стоит исключать вероятность выхода из строя блока управления мотором.
Теперь можно осмотреть реле, находящееся возле переднего пассажира под крышкой, в которую упираются ноги.
Необходимо произвести прозвон, предварительно открутив болты крепления реле при помощи головок на 8 и 10 мм.
На бензонасос нужно накинуть фишку и завести зажигание. Если насос срабатывает, реле исправно, но где-то отходит один из контактов. Когда бензонасос не работает, нужно проверить, проходит ли на подключенной фишке 12 Вольт.
Теперь с бензонасоса снимают фишку, от которой идут четыре провода разных цветов. Обследовать нужно два средних провода – серый и черно-белый, между которыми есть разность потенциалов.
Для проверки бензонасоса напрямую потребуется аккумулятор , можно взять установленный в машине и протянуть от него провода. На средние контакты подается напряжение 12 Вольт, не больше. Если насос исправен, будет слышен его гул.
Когда представленный выше метод не подходит, между выходом 87 и тридцатым ставят перемычку. При включении зажигания бензонасос не должен срабатывать. Когда ТН включается, это указывает на проблемы с устройством управления.
Следующий, способ подойдет, если не хочется возиться с измерительным оборудованием. Вместо старого реле нужно поставить новое или снятое из монтажного блока, которое отвечает за стеклоподъемники (находится оно в монтажном блоке). Необходимо проверить, как оно будет работать при включенном зажигании.
Чтобы снять деталь, достаточно убрать центральный подлокотник и часть приборной панели, в которую встроен прикуриватель и пепельница.
Дальше снимается защита из пластика и раскручиваются гайки, прикрепляющие деталь к кузову.
Другое реле ставится в пазы, после чего производится сборка в обратном порядке. Подробный разбор неисправностей бензонасоса представлен в видеоролике:
На автомобилях Субару можно активировать для проверки тестовый режим, при включении которого ЭБУ будет подавать сигнал на все контрольные лампочки. Чтобы включить этот режим, потребуется замкнуть находящиеся под рулевой колонкой зеленые фишки. Затем нужно включить зажигание. Если не будет слышно щелчка при включении бензонасоса, значит, возникли проблемы с реле. Когда реле подает звуки, это указывает на проблемы во входных сигналах.
Какие инструменты потребуются
Для проверки берется тест-лампа, потребляемый ток у которой не должен превышать 0,25 А. Вместо нее можно использовать мультиметр – прибор, обладающий функциями вольтметра, амперметра и аппарат для измерения омических сопротивлений. Чтобы открутить колодки реле, потребуются гаечные ключи соответствующие диаметру болтов.
Желательно иметь при себе схему реле, основные характеристики и значения силы тока. Как правило, необходимые данные наносятся на корпус устройства. Обычно на большинстве моделей разъемы расположены по стандартной схеме. Но лучше знать точное расположение, чтобы потом проверить количество контактов. Стандартная схема расположения реле представлена ниже:
Что случится с автомобилем, если не проверять реле бензонасоса
Возрастает вероятность возникновения аварийной ситуации, ведь двигатель может заглохнуть во время движения по шоссе. Невозможно предсказать, как поведет себя сломанное реле и в какой момент перестанет выполнять свои функции. Бывает, что с утра машина заводится с энного раза, а вечером насос никак не реагирует на поворот ключа. В результате может потребоваться вызов эвакуатора, за который придется выложить немало денег.
Заключение
Проблемы с автоэлектрикой не так заметны, как неисправности самого двигателя, но не менее серьезны. Определить, что возникла неисправность бензонасоса, можно на слух при включении зажигания. Следует как можно быстрее проверить данный узел, чаще всего ломается не сам насос, а его реле. Эту деталь не так сложно проверить, и при необходимости можно заменить, не привлекая специалистов.
J17 — это реле топливного насоса, которое играет основную роль в системе подачи топлива в автомобиле. Он отвечает за включение и выключение топливного насоса, контроль подачи топлива из бака к двигателю. Реле J17 работает в связке с системой управления двигателем, активируя насос в нужные моменты, например, при запуске двигателя или при движении.
В этой статье мы рассмотрим принцип работы реле топливного насоса J17, его назначение, особенности неисправности и особенности диагностики.
Назначение реле топливного насоса J17
Основная задача реле J17 заключается в том, чтобы включить и отключить топливный насос, подающий топливо из бака в двигатель. Это реле управляется сигналами от блока управления двигателем (ЭБУ), который, в свою очередь, регулирует работу топливного насоса в зависимости от режима двигателя.
Основные функции реле J17:
- Включение топливного насоса при запуске двигателя : Когда водитель поворачивает ключ зажигания, ЭБУ активирует реле J17, которое включает топливный насос. Насос начинает перекачивать топливо в топливную систему, получая топливо двигателя для запуска.
- Отключение топливного насоса при выключении двигателя : После того, как двигатель заглушен, реле J17 отключает топливный насос, останавливая подачу топлива.
- Предотвращение подачи топлива в аварийных ситуациях : В некоторых вспомогательных устройствах реле J17 отключает топливный насос при авариях, чтобы предотвратить утечку топлива.
Принцип работы реле топливного насоса J17
Реле J17 — это электрическое устройство, которое включает и отключает процесс тока в цепи топливного насоса. В нормальном состоянии реле разомкнуто, и ток не поступает на насос. Когда ЭБУ подает сигнал, реле катушки срабатывает, замыкает контакты, и ток начинает поступать на топливный насос.
Когда двигатель включается, реле поддерживает работу топливного насоса, обеспечивая непрерывную подачу топлива. После выключения двигателя реле размыкает контакты, отключая насос и прекращая подачу топлива.
Признаки неисправности реле J17
Неисправность реле J17 может привести к сбоям в работе топливного насоса, что, в свою очередь, может вызвать проблемы с запуском двигателя или его работой. Вот несколько признаков того, что реле топливного насоса J17 может быть неисправным:
- Двигатель не заводится : Один из самых основных симптомов. Если реле не реализовано, топливный насос не включится, что приведет к отсутствию подачи топлива в двигатель, и он не сможет включиться.
- Нестабильная работа двигателя : Если реле J17 работает с перебоями, это может вызвать прерывистую подачу топлива, что приведет к рывкам, удару или нестабильной работе двигателя.
- Топливный насос не выключается после остановки двигателя : В норме насос должен отключаться, когда двигатель заглушен. Если реле J17 заедает во включенное положение, топливный насос может продолжать работать даже после выключения двигателя.
- Двигатель заглохнет во время движения : Если реле отключится во время работы двигателя, это приведет к остановке подачи топлива, что вызовет заглушение двигателя прямо на ходу.
Причины неисправности реле J17
Неисправность реле топливного насоса может быть вызвана такими причинами, как:
- Износ контактов реле : Со временем контакты реле могут окислиться или обгореть, что приведет к включению дополнительной работы или полному выходу реле из строя.
- Перегрев : Постоянное использование и высокая температура под капотом могут вызвать перегрев реле, что приводит к его выводу из строя.
- Механические повреждения : Вибрация или удары могут повредить реле, что также повлияет на его работоспособность.
- Проблемы с проводкой : Обрыв проводов или контактов в цепи подключающего реле, возможно, остались сбои в его работе.
Диагностика реле топливного насоса J17
Диагностика реле J17 обычно проводится с помощью мультиметра или при помощи замены реле на исправное для проверки работы системы.
Этапы диагностики:
- Проверка реле питания : С помощью мультиметра проверьте напряжение на реле. Для этого подключите щупы к разъему-реле и зажигание. Если напряжение не подается, проблема может быть в проводке или ЭБУ.
- Проверка работы реле : Для проверки работы реле можно снять его с посадочного места и подключить к источнику питания (например, 12 В). Если реле не щелкает при подаче питания, оно неисправно.
- Замена реле на новое или заведомо исправное : Один из самых простых способов — замена реле на новое или заведомо исправное. Если после замены топливный насос заработал правильно, значит, проблема была в реле.
- Проверка топливного насоса : Если реле работает исправно, но топливный насос не включается, это может свидетельствовать о неисправности самого насоса или его проводки.
Замена реле J17
Если диагностика покажет, что реле J17 неисправно, его необходимо заменить. Процедура замены реле довольно проста и может быть выполнена самостоятельно, если вы имеете базовые навыки работы с электрическими компонентами автомобиля.
Этапы замены:
- Отключение аккумулятора : Перед работой с электрической системой автомобиля всегда отключайте аккумулятор, чтобы избежать короткого замыкания.
- Переключение реле J17 : Реле топливного насоса обычно находится в блоке предохранителей или реле, которое может располагаться под капотом или в салоне автомобиля. Конкретное расположение реле зависит от модели автомобиля.
- Снятие реле : Аккуратно извлеките реле J17 из его гнезда, убедившись, что не повреждены разъемы или провода.
- Установка нового реле : Вставьте новое реле в гнездо, убедившись, что оно плотно установлено и правильно подключено.
- Проверка работы : Подключите аккумулятор и проверьте работу топливного насоса. Если проблема была в реле, топливный насос должен работать нормально.
Заключение
Реле J17 — моментальный компонент системы подачи топлива, управляющий работой топливного насоса. Его неисправность может вызвать проблемы с запуском двигателя, перебои в работе двигателя или даже его остановку во время движения. Своевременная диагностика и замена неисправного реле позволяют избежать проблем с топливной системой и поддерживать автомобиль в исправном состоянии.
Если у вас возникли проблемы с топливной системой, такие как двигатель, который не заводится, плавная работа или остановка двигателя во время движения, диагностическое реле J17 должно быть одной из первых проверок, которые следует провести.