Клапан PCV или клапан системы вентиляции картерных газов, известный также как клапан принудительной вентиляции картерных газов (КПВКГ), является неотъемлемой частью одноименной системы. О существовании этого клапана, многие автовладельцы узнают, как правило, после того как он выходит из строя, что на мой взгляд является большой ошибкой, которую я сегодня попытаюсь исправить!
Друзья, сегодня будем разбираться в том, что такое клапан PCV, для чего он нужен, как работает, а также как распознать его неисправность. В конце этой статьи расскажу о способах диагностики этого клапана, так что смотрите до конца будет интересно поехали!
На английском система принудительной вентиляции картерных газов звучит примерно, как Positive Crankcase Ventilation System или для удобства сокращенно — (PCV System). Роль «первой скрипки» в устройстве этой системы играет именно вышеупомянутый клапан, который так и называется клапан PCV, или клапан вентиляции картерных газов. Первое название покороче, поэтому, несмотря на английские буквы, оно более удобное, так что успешно прижилось.
От правильной и стабильной работы этого клапана зависит ооооочень много. Неисправность клапана PCV может стать причиной: перебоев в работе мотора за счет переобогащения ТВС, появления вибрации и плавающих оборотов, снижения мощности двигателя и повышенного расхода топлива, загрязнения дроссельного узла и повышенного расхода масла, проще говоря, масложора за счет повышения давления в картере. А дальше по цепочке, все это приведет к большим проблемам с двигателем, уж не сомневайтесь. Так что тема интересная и важная, как говорится — это знать полезно!
А теперь продолжим. Система вентиляции, помимо своей основной задачи — вентилировать картер и освобождать его от излишнего давления, которое образуют отработавшие газы, выполняет ряд иных функций и задач, а также коллаборирует с другими жизненно важными системами силового агрегата. Так, к примеру система принудительной вентиляции картерных газов, заботится об окружающей среде, не позволяя газам, состоящим из остатков топлива, масляной пыли и выхлопа, беспрепятственно проникать наружу, как это было в те далекие годы, когда автомобилей на Земле было не так много. Кроме того, система вентиляции картера, при помощи клапана PCV препятствует повышенному расходу масла и топлива. Газы, которые проникают в картер успешно фильтруются от избытка смазки и топлива, после чего отправляются во впуск, а далее в цилиндры, где успешно сгорают.
К слову, этот гремучий коктейль, состоящий из газов, масляной мелкодисперсной взвеси и топлива, считается намного более токсичной субстанцией по сравнению с выхлопом автомобиля, поэтому роль этой системы сложно переоценить. А те, кто утверждают, что в этой системе нет никакого смысла, или того хуже — удаляют PCV-клапан и глушат все это хозяйство, на мой взгляд полные болваны и дремучие люди. К этой категории водил также стоит отнести любителей глушить EGR, удалять катализатор, сажевый фильтр и так далее. Короче не буду заострять и отходить от темы, это отдельная каста людей и говорить об этом необходимо в отдельном видео…
К прочим преимуществам системы принудительной вентиляции картерных газов следует отнести экономию топлива, которая достигается за счет подачи во впуск газов, содержащих частицы топлива. Не будь этой системы все картерные газы просто выбрасывались бы во вне вместе с содержащимися в них маслом и топливом. А если учесть цены на первое и второе, систему можно смело назвать гениальным изобретением. Добавим сюда еще заботу об окружающей среде, и в результате получаем полноценную заявку на нобелевскую премию. Хотя как знать вполне возможно, что кто-то ее уже получил причем вполне заслуженно. Ну да ладно.
Еще один важнейший плюс системы принудительной вентиляции картерных газов в том, что она позволяет удалять конденсат и влагу из моторного масла. Как известно работа двигателя сопровождается выделением большого количество тепла, из-за которого после его остановки на стенках образуется большое количество конденсата. Частично с этой влагой справляются присадки, содержащиеся в масле, они удерживают ее во взвешенном состоянии. Однако бесконечно удерживать постоянно увеличивающееся количество влаги присадки не в силах, в результате внутренние детали двигателя начинают страдать от коррозии. И в этот момент, на помощь приходит система PCV, так что к многочисленным ее плюсам, следует также отнести и защиту внутренних деталей двигателя от коррозии. Кстати, появление молочной, мутной пленки в шлангах системы вентиляции, или на клапане PCV — это явный признак переизбытка воды в масляной системе.
Несколько слов о том, откуда это давление в картере двигателя?
Несмотря на то, что в цилиндрах присутствует компрессия и компрессионные кольца успешно ее поддерживают, на оптимальном для сгорания ТВС уровне, какая-то часть газов и давления прорывается через кольца в поддон, то бишь в картер, куда стекает моторное масло. Поэтому, чтобы давление в картере не поднялось до уровня критического и не привело к выдавливанию масла через малейшие неплотности, а также слабые места, была придумана система вентиляции картерных газов.
Как работает клапан PCV?
Постараюсь вкратце. Как уже говорилось выше, клапан PCV — это исполнительный элемент системы вентиляции картера, посредством которого регулируется давление и производится отвод газов. По большому счету — это немного доработанный перепускной клапан, который имеет несколько режимов работы. Когда двигатель не работает, клапан находится в закрытом положении, на холостых клапан приоткрыт, на средних оборотах во время езды — клапан открыт больше, чем наполовину. Ну и при нагрузке, или во время набора скорости он максимально открыт.
Изменяя положение мембраны, клапан здорово влияет на работу двигателя, путем оптимизации процесса смесеобразования. Отводя из картера газы, содержащие частицы топлива и, подавая их в воздушные каналы перед дросселем и за ним, PCV клапан не только снижает давление в картере двигателя, но и позволяет снизить расход топлива, посредством подачи богатых топливом паров во впускной коллектор, для дальнейшего смесеобразования.
Если клапан вентиляции картерных газов забивается, или выходит из строя, последние поступают во впуск в избытке, либо не поступают вовсе. Заметить переизбыток картерных газов сложнее, так как система настроена таким образом, чтобы эффективно распознавать только их недостаток.
Забитый или заклинивший в закрытом положении клапан PCV приведет к нарушению расчетных параметров подачи воздуха на впуск для образования топливовоздушной смеси, в результат чего она становится БЕДНОЙ, возникают проблемы с запуском, не исключено появление ошибки P0171 бедная ТВС. Работа системы принудительной вентиляции будет нарушена, остатки газов начнут прорываться через второй вентиляционный шланг, что в большинстве случаев приводит к появлению масла в воздушном фильтре и загрязнению дроссельной заслонки.
Если клапан вентиляции картерных газов заклинил в открытом состоянии, возникнет другая ситуация, во впуск начнет поступать слишком много обогащенного топливом воздуха. Возможно ухудшение динамики, появление ошибки P0172 богатая ТВС, провалы при попытке резко ускориться, и многое другое.
Забитый вентиляционный канал, при рабочем клапане PCV приведет к повышенному разрежению в картере и увеличению расхода масла.
Хуже всего, когда оба канала вентиляции забиты или перекрыты по тем или иным причинам, в таком случае в картере возникнет избыточное давление. Достигнув критического уровня, газы будут прорываться через любые неплотности и слабые места, например горловину щупа, а также через сальники и прокладки двигателя. Как правило, это сальники коленвала и распредвала, а также прокладка клапанной крышки.
Ну а теперь, когда мы разобрались в том, что такое система принудительной вентиляции картера и выяснили, что собой представляет клапан PCV, думаю самое время поговорить о том, как распознать неисправность этого клапана.
Признаки неисправности PCV клапана!
На самом деле симптомов есть немало и все, кто сталкивался с этой проблемой описывают ее по-разному, однако общее все же можно выделить. Хочу сразу предупредить о том, что каждый из перечисленных ниже признаков не является 100-процентой гарантией того, что проблема связана исключительно с клапаном вентиляции. Однако косвенно, каждый из этих признаков может указывать на перебои в работе системы вентиляции картерных газов. Например, если у вас масложор, это не значит, что вина лежит исключительно на клапане PCV. Нет, причин по которым двигатель жрет масло литрами есть очень много, думаю это понятно, симптомы одинаковые, но причины могут быть разные.
Признаки неисправности клапана PCV!
1. Итак, первый признак — перебои в работе двигателя. Мотор может вести себя крайне неадекватно, могут наблюдаться рывки во время движения, плавающие обороты, плохой запуск на холодную и т. д.
2. Второй признак — увеличенный расход топлива. Вместе с перебоями в работе силового агрегата, увеличенный расход топлива будет явно указывать на то, что образование ТВС происходит с нарушениями, не исключено, что это связано с клапаном PCV.
3. Признак третий — масложор. Почему из-за клапана начинается подъедание масла объяснил выше, поэтому не буду повторяться, едем дальше.
4. Четвертый признак — появление ошибок типа Check Engine. Даже минимальные нарушения в процессе смесеобразования будут фиксироваться в журнале ошибок, а водитель будет оповещен соответствующим значком на панели приборов. Check Engine или «джекичан» — это страшный сон любого автомобилиста. Однако нередко решение проблемы может занять 10 минут, достаточно просто промыть клапан PCV или заменить его.
5. Пятый симптом, который указывает на проблемы с клапаном принудительной вентиляции картера — является появление масляных следов по всему двигателю (в районе поддона, клапанной крышки, а также сальников и прокладок). Из-за повышения давления в кратере, уплотнители и прокладки начинают «сопливить», или даже течь, но большинство из нас при этом совершает одну и ту же ошибку — мы просто покупаем новую прокладку или сальник. После производим замену, надеясь, что проблема решена и спустя какое-то время подтеки снова появляются. Я слышал много разных ругательств в сторону производителей уплотнителей и прокладок, от водил, сервисменов и даже мотористов. Но как показывает практика очень часто причина не в уплотнителях, а в избыточном делении в картере, хотя нередко причина также и в самих «мастерах»
На моем предыдущем авто была подобная ситуация, масло давило из-под клапанной крышки. Мастер дважды переделывал свою же работу, ругал прокладку и ее изготовителей, жаловался на кривую крышку и жидкое масло, но так и не додумался до того, что все дело в этом клапане, который меняется в течении 10 минут.
6. Признак номер «шесть» — следы масла в воздушном фильтре и грязная дроссельная заслонка. Заклинивший в закрытом положении клапан PCV можно легко распознать взглянув на дроссельный узел. Если он закоксован маслом можно смело проверять работоспособность клапана вентиляции. То же самое касается и воздушного фильтра, если на нем есть масляные следы, то есть высока вероятность того, что система вентиляции работает некорректно.
Как проверить клапан системы принудительной вентиляции картерных газов проще говоря — PCV клапан?
Суть всех проверок сводится к одному — выяснить продувается клапан в одну или в обе стороны, а также образуется ли вакуум при перекрывании подачи воздуха.
- Первый вариант предусматривает демонтаж клапана и продувку компрессором, можно и ртом попробовать, но это, как говорится — «на любителя». Клапан должен пропускать воздух, только в одну сторону, если это не так, его следует заменить.
- Второй вариант проверки клапана PCV предполагает следующие действия: отключаем шланг, идущий к клапану, запускаем двигатель и даем поработать на холостых 1-2 минуты. Далее пальцем перекрываем подачу воздуха и, если вакуум не образуется, то есть палец не засасывает, значит клапан неисправен или же требует промывки. Также известно, что рабочий клапан, при проверке издает щелчки, которые тоже своего рода признаки рабочий он или нет.
- Третий вариант диагностики PCV клапана — проверка хода штока клапана. Используя тонкий штырь или отвертку, со стороны впускного отверстия, пробуем двигать шток клапана. Если он неподвижен значит он засорен, забит или же неисправен.
Отмечу, что не всегда и не на всех авто есть возможно проверить, или промыть клапан вентиляции картерных газов. Некоторые экземпляры неразборные или труднодоступны, поэтому все индивидуально.
По традиции приглашаю всех заглянуть в комментарии, с их помощью можно делиться своими идеями и мыслями с другими пользователями, а также узнать много интересного от реальных людей.
Видеоверсия статьи!
Последнее изменение: 04.07.2024
На автомобильных форумах посетители часто задают вопрос, как проверить вентиляцию картерных газов, и насколько эффективна самостоятельная диагностика. Ведь от работы этой системы зависит состояние мотора и безопасность дорожного движения.
Обслуживанием двигателя занимаются специалисты, поэтому большинство автолюбителей не знакомы с данной операцией. Так что для начала стоит разобраться, что представляет собой картер, и откуда берутся эти газы.
Оглавление:
- Как устроен и для чего нужен картер двигателя
- Что такое картерные газы
- Про систему вентиляции картера двигателя
- Причины неисправности вентиляции
- Как обнаружить неисправности вентиляции
- Как избежать поломки системы
- Какие внутренние и внешние факторы влияют на износ вентиляции
- Способы проверки картерных газов
- Проверка при помощи воздушного шарика
- Самодельный прибор для измерения картерных газов
Как устроен и для чего нужен картер двигателя
Этот элемент коробчатого типа предназначен для защиты и опоры элементов ДВС, также он служит резервуаром для масла. Нижняя часть включает емкость для сбора газов и поддон с маслом. В верхней находится крышка клапанов, блок цилиндров и ГБЦ.
Современные модели картеров включают более 10 элементов. В двигателях среднего и крупного размера его детали представляют соединенные между собой стойки. Цельный корпус имеют только модификации для небольших моторов.
Что такое картерные газы
В процессе работы ДВС формируется высокое давление внутри цилиндра. Во время сгорания топливовоздушной смеси выхлопные газы частично прорываются сквозь поршневые кольца и проникают в полость картера. При неполном сгорании бензина и во время такта сжатия в картер попадают также пары топлива, масла, воды.
Все эти газы в совокупности называют картерными. Когда они скапливаются, увеличивается давление в картерном пространстве, а побочным эффектом становится ускоренный износ мотора. Также наблюдается разжижение и ухудшение качества моторного масла.
Про систему вентиляции картера двигателя
Чтобы избежать скопления газов и повышения давления машины оборудуют вентиляционной системой закрытого типа. Принцип ее работы основан на выведении скопившихся газов во впускной коллектор.
Принцип действия может основываться на выводе газов, либо на притоке чистого воздуха. Сейчас наиболее распространена модель комбинированного типа. Данный узел состоит из четырех частей:
- Маслоотделитель — удаляет частицы масла, которые не должны попасть в камеру сгорания.
- Воздушные патрубки.
- Клапан — регулирует давление,
- Успокоитель — позволяет предотвратить турбулентность паров.
Устройство закрытой системы вентиляции картера
Причины неисправности вентиляции
Проблему чаще всего вызывает плохая проводимость системы или ее разгерметизация. Основные причины подобных неполадок приведены в списке:
- Различные повреждения шлангов.
- Прорывание мембраны клапана PCV.
- Засоренные шланги системы вентиляции.
- Нагар — даже переработанные газы содержат частицы масла. В результате постоянного перемещения паров, на поверхности клапана скапливаются загрязнения.
- Износ поршневой группы.
Как обнаружить неисправности вентиляции
Когда система вентиляции засоряется, газы перестают нормально выводиться. Образуются смолистые отложения, мешающие отведению паров. Возможны следующие проявления неполадки:
- Течь и излишнее потребление масла.
- Находящееся в поддоне масло может засасываться через клапан. Это приводит к деформации клапанов.
- Возможно задымление мотора.
- Ухудшение динамики двигателя.
- Посторонние звуки в области клапана и впускного коллектора.
- Слишком быстрое загрязнение регулятора холостого хода и дроссельной заслонки.
- Если система сильно засорена, картерные газы выдергивают щуп.
Как избежать поломки системы
Чтобы система вентиляции работала исправно, важно использовать качественное масло. Также нужно производить очистку вентиляции. Порядок проведения профилактической прочистки описан ниже:
- Отсоединяют расширительный бак. Отключают трубу блока и провод, подключенный к датчику.
- Идущую к блоку трубку затыкают, бак устанавливают вертикально.
- Отсоединяют дроссельную заслонку, а потом — идущую к блоку трубку. Блок вытаскивают.
- Снимают хомуты сапуна.
- Отключают клапаны от узлов, подвергаемых очистке.
- Производят прочистку, затем собирают детали в обратном порядке.
Какие внутренние и внешние факторы влияют на износ вентиляции
Забитые шланги становятся причиной выдавливания сальников. За счет повышенного давления, масло протекает сквозь уплотнения коленчатого вала и клапанной крышки. Возможно вылетание щупов.
Изношенная вентиляционная система
Когда повреждены шланги, может засасываться воздух. Это приводит к снижению динамических характеристик. Клапан отправляет газы к двигателю, а нагар вместе с маслом засоряет дроссельную заслонку. При ремонте нельзя убирать кронштейны, за счет них шланг фиксируется под наклоном. Иначе конденсат, образующийся зимой, не сможет стекать, а заморозится и забьет магистраль.
Способы проверки картерных газов
Необходимо открыть крышку на капоте и отвернуть крышку маслозаливной горловины, но не стоит откручивать ее полностью и снимать. Далее нужно завести мотор и посмотреть, что происходит с крышкой:
Если она прыгает, но не слетает, значит есть давление, и газы прорываются. Это нормально.
При разряжении крышку присасывает, это свидетельствует о проблемах с впускным коллектором. В данном случае в картере создается вакуум.
Когда ее сильно подкидывает, такое явление означает, что просели кольца.
Второй способ диагностики — завести двигатель и открыть крышку полностью. Если она слегка присасывается во время снятия, значит вентиляция работает нормально. Когда присасывание слишком слабое, а из горловины выходит дым, это свидетельствует о выходе из строя.
Присасывающаяся слишком сильно крышка также является признаком поломки. Скорее всего, клапан негерметичен, так как повреждена его мембрана. Если при работающем моторе масло брызгает из-под крышки и течет через форсунки, может потребоваться капитальный ремонт. Подобные проблемы обычно встречаются на машинах с большим пробегом и изношенным двигателем.
Третий способ даст результат, если система сильно забита. Нужно завести авто и извлечь щуп. Двигатель считается исправно работающим, когда при затыкании отверстия щупа ощущается легкое всасывание. Если появляется дым, значит механизм неисправен.
Проверка при помощи воздушного шарика
Данная методика используется при заглушенной вентиляции. Необходимо извлечь масляный щуп из трубки. Затем на нее надевают и закрепляют изолентой воздушный шарик или медицинскую перчатку. Можно также надеть его на место заливной пробки, но тогда придется следить, чтобы шар не засосало внутрь.
Далее заводится мотор, на минимальных оборотах в холостом режиме шарик должен слегка надуться и остановиться.
Когда за 5 минут шар почти не увеличивается в размерах или слишком сильно надувается, это значит, что вентиляция засорилась и работает слабо. Возможно, износились поршневые кольца.
Бывает, что шарик при установленных заглушках перестает увеличиваться в размерах. Это означает, что придется разбирать систему и смотреть, какой элемент засорился.
Чтобы проверить работоспособность клапана, при заведенном двигателе с силой зажимают трубку. Если в момент сжатия слышен щелчок, элемент исправен. Другой вариант — держать над клапаном лист бумаги. Листок должен парить в воздухе под воздействием газов. Если положить его над отверстием, он притянется.
Прибор для измерения картерных газов
Монометром можно измерить давление, нормальные показатели не должны превышать 60 миллиметров ртутного столба. Вначале убеждаются, нет ли засора в трубке сапуна. Также проверяют уровень масла в двигателе. Модель измерительного прибора подбирают, исходя из мощности и типа двигателя. Важно убедиться, что аппарат подходит по диаметру калиброванного отверстия.
В машинах с вентиляционной системой закрытого типа необходимо отсоединить трубку сапуна. На канал внутри впускного коллектора ставят заглушку. Манометр присоединяют к кончику трубки. К самому аппарату подключают датчик давления.
Двигатель должен поработать с нагрузкой и с частотой вращения, при которой достигается номинальная мощность. Нужно дождаться, пока выровняются показания манометра.
После стабилизации прибора, записывают результаты. Затем можно снять прибор, вытащить заглушку и заново подсоединить трубку.
Важно учитывать, что на двух моторах с одинаковым рабочим объемом расход газов может отличаться. Такая ситуация возможна, когда у рассматриваемые модели дифференцируются по показателям работы на единицу времени и вращающему моменту.
Расход картерных газов в машинах с дизельным двигателем Мощность двигателя от 280 до 450 литров Объемный расход картерных газов на режиме холостого хода 4-120 л/мин Объемный расход в режиме номинальной мощности 140-130 л/мин Массовый расход в режиме холостого хода 0,7-5 г/ч Массовый расход на режиме номинальной мощности 5-10 г/ч Самодельный прибор для измерения картерных газов
Используя подручные материалы, можно измерить давление картерных газов, выраженное в литрах в минуту. Операцию удобнее выполнять с помощником. Понадобятся следующие материалы:
- Часы с секундной стрелкой или секундомер.
- Большое ведро или таз.
- Садовый шланг длиной не менее 1,5 метров.
- Пластиковая канистра для воды объемом 5-6 литров.
Вначале нужно отключить и заглушить продувочные шланги. Далее потребуется набрать немного воды в таз. Канистру заполнить доверху водой и закрыть крышкой. Теперь ее нужно перевернуть, поставить в таз и аккуратно открыть крышку.
Запускается двигатель. Один конец шланга подключают к маслозаливной горловине, другой загибают вверх и опускают в канистру. Когда газы начнут выходить, важно сразу засечь время по секундомеру. Если движок работает нормально, показатели не должны превышать 20л/мин.
Когда требуется диагностика вентиляции картерных газов
Когда автомобиль исправен, проверку можно не проводить. Но после капитального ремонта мотора подобная процедура обязательна. Она позволяет убедиться в точном геометрическом соответствии подобранных деталей. Рекомендуется проведение осмотра при подозрительно высоком расходе масла в машинах с открытыми вентиляционными системами.
Если система закрытая, диагностику осуществляют при попадании масла во впускной коллектор. Эта операция может производиться с целью обнаружения повреждений двигателя. Например, часто проблемы бывают вызваны износом уплотнителей стержней клапанов или поршневых колец.
Вентиляция способна достаточно долго прослужить, так у нее простая конструкция. Обычно встречаются только две поломки, первая — забиваются сепараторы клапанной крышки. Второй вариант — выход клапана из строя.
Клапан работает в нескольких режимах, а его положение зависит от состояния двигателя. На холостом ходу он открывается частично и не пропускает газы полностью. По мере открытия дроссельной заслонки зазор увеличивается.
Когда двигатель заглушен, зазор закрывается до конца. Если клапан закоксовывается или лопается, то начинает работать неправильно. В такой ситуации он всегда открыт или наоборот, закрыт.
Работа вентиляционного клапана Состояние мотора Остановлен Холостой ход Нормальная работа Высокая нагрузка и ускорение Положение клапана Клапан PCV Закрыт Приоткрыт Нормально открыт Открыт полностью Разряжение во впускном коллекторе Отсутствует Высокое Среднее Низкое Поток картерных газов Отсутствует Малый Средний Большой Какие способы проверки лучше не использовать
Существует мнение, что можно приложить к крышке маслозаливной горловины лист картона и по его вибрациям поставить диагноз. Но данная методика не является верной, так как результаты проверки сильно разнятся для разных моделей авто. Также влияет степень износа элементов двигателя.
В каких случаях наличие масла в сапуне не связано с картером
Перед диагностикой рекомендуется убедиться, что неприятные симптомы действительно связаны с газами. Попадание масла возможно и в других случаях, например, если залито большее количество жидкости, чем положено по нормативам. Возможно, что сапун установлен неправильно, и его перемещение устранит проблему.
Иногда масло проникает из внутренних элементов силового агрегата, в том числе, форсунок. Влияет и манера вождения, а также состояние дорожного полотна. Масляные частицы могут оставаться при активном перемещении мотора в поперечном направлении.
Вывод
Высокое давление картерных нередко говорит не только о засорении, но и повреждении мотора. Сильное разряжение при большом пробеге тоже не является признаком отличного состояния двигателя. Придется произвести диагностику всей системы, чтобы определить причины отклонений. Если вентиляционная система засорена, ее можно прочистить самостоятельно.