Прямые — накрутить, волнистые — выпрямить: во все времена женщины стремились изменить природную структуру волос и придать им непривычную форму. В ход шло все: от палочек с глиной до пластмассовых бигудей, которые приходилось греть в кастрюльке. Но как от примитивных способов укладки мы пришли к стайлерам, которые все делают сами, да еще и не вредят волосам, — рассказываем.

10 июня 2023

Поделиться:

Интересно уложенные волосы с древности считались признаком сексуальности и красоты. Римский император Нерон завивал локоны на глиняные палочки, в Древнем Египте рабыни наматывали волосы хозяек на деревянные коклюшки и обмазывали глиной (глина высыхала и отваливалась, а кудри оставались), а в Древней Греции пряди крутили на металлические стержни (каламис), нагретые на жаровне.

Эксперименты с волосами продолжались до наших дней (за исключением Средневековья, когда за красоту и сексуальность сжигали на костре), инструменты для укладки все усложнялись — рассказываем их историю.

Первые щипцы для волос и марсельская волна

В 1880 году во Франции Марсель Грато, которого называли «королем парикмахеров», «ангелом волны» и «самым блестящим художником парикмахерского мира», придумал первые в мире щипцы для волос. Они очень напоминали ножницы. Нижняя часть была круглой, выпуклой, а верхняя — вогнутой.

Марсель делал укладку на сухие волосы. Он применял такую технику: нагревал щипцы на газовой плите и зажимал в них пряди волос — если желобком вниз, то получалась выемка, если желобком вверх — впадинка. Получались волнообразные локоны, завивку так и называли — марсельская волна.

Вся парижская знать записывалась к Марселю: волна была очень модной у дам из высшего общества. Через два года он, выходец из очень бедной семьи, открыл в центре Парижа роскошную парикмахерскую. Способ завивки он засекретил, брал за нее кучу денег и стал миллионером.

Потом щипцы все-таки пошли в массовое производство, но эта завивка была опасной, волосы сжигали перегретыми щипцами на раз, два, три. Чтобы этого избежать, нагретый на горелке инструмент проверяли на бумаге: если она обугливалась, значит, завиваться нельзя. Чтобы не обжечь руки, завивали в специальных рукавичках.

Эти щипцы с маркировкой L.Р. Paris и Marcel были самым популярным и востребованным инструментом для волос в конце ХIХ — начале ХХ века, а те самые ревущие 1920-е прошли под знаком бесконечных волн. Хотя скептики указывают, что как таковая прическа-волна была придумана задолго до месье Грато, тот лишь удачно технологически и маркетингово способствовал ее популяризации.

Эволюция плойки

Другого способа термозавивки не было долгое время, так что женщины крутили марсельскую волну, а если хотели чего-то новенького — шли в парикмахерскую. Там можно было сделать электрическую завивку волос.

Революционером в деле химической завивки, она же «шестимесячный перманент», стал перебравшийся в Лондон немец Карл Несслер. Первая демонстрация придуманной им машины для завивки, прошла в 1905 году и стала фурором.

В качестве «подопытной» выступала жена Несслера. Ее волосы, пропитанные гидроксидом натрия, были накручены на множество тяжелых латунных стержней, которые нагревались спроектированным Несслером аппаратом.

В Первую мировую Несслера обвинили в шпионаже в пользу Германии, он бежал в США, где запатентовал свои открытия — в архивах можно найти его патенты с подробными рисунками и описаниями. Когда Несслер скончался, журналисты Life назвали его революционером, человеком, изменишим жизнь женщин.

Но еще до смерти Несслера его идею подхватили два инженера, жившие в Лондоне, Юджин Сутер и Исадоро Кальвете. Сперва они работали над разработкой конструкции для завивки вместе, потом рассорились, запатентовали каждый свое изобретение, которое сущности повторяло конструкцию Несслера, судились.

Но, так или иначе, дома такую завивку делать было невозможно, дамам приходилось посещать салоны и тратиться. А в 1960 году французский инженер Рене Лельевр разработал привычную нам плойку. В 1961 году он с компаньоном начал продавать этот инструмент под брендом Babyliss.

Во Франции не говорили «щипцы» или «плойка», говорили — babyliss.

В 1970-х Babyliss открыла собственную проектную лабораторию, в которой разрабатывала новые инструменты для волос. Одни были предназначены для профессионалов, другие — для домашнего использования.

Другие производители тоже не дремали. Возможности плойки постоянно раширялись. Так, в 1988 году компания Wahl представила полуцилиндрический стайлер Frenzee, который создавал модные в те годы зигзагообразные кудри.

С 1990-х годов нагревательные пластины плоек стали делать из керамики, в которой тепло распределяется равномерно, без риска сжечь волосы. В металлические сплавы стали добавлять турмалин: нагреваясь, он выделяет отрицательно заряженные ионы, которые усмиряют непослушные волосы.

Появились разные конструкции плоек, которые расширили возможности стайлинга. На двойные плойки (с двумя нагревательными цилиндрами) волосы накручивают восьмеркой. Сначала на нижний цилиндр — прядь перекручивается, — потом на верхний цилиндр. Так получались зигзагообразные локоны.

Потом появились тройные плойки, трехствольные. В зависимости от размера ствола и техники укладки ими можно крутить тугие локоны в стиле ретро или создавать свободные легкие волны. Ими даже можно выпрямить волосы, если уложить прядь между тремя цилиндрами и вытянуть несколько раз.

Из-за зажимов плойки часто образуют заломы на волосах, но этого недостатка нет у конусной плойки. У нее нет зажима (кончик пряди прижимают к валику рукой в термоперчатке), поэтому и на локонах не образуется складок.

Конусной плойкой можно крутить локоны разного диаметра (в зависимости от того, на какую часть конуса вы наматываете прядь), добавлять прикорневой объем, вертеть афрокудри.

Большинство таких стайлеров выпускают с дополнительными насадками, которые позволяют делать разные интересные укладки. Кстати, плойка с квадратом в сечении, наоборот, делает заломы фишкой прически. С ней получаются четкие графичные завитки.

Прадедушку современных плоек-гофре, прибор с двенадцатью зубчиками изобрел Симон Монро еще в 1906 году. Изобретение не пользовалось успехом долгие десятилетия, пока не наступили 1990-е.

Для плоек-гофре это было золотое время, но тогда девушки не владели всем многообразием техник, доступных этому девайсу, и не умели делать им прикорневой объем. Зато создавали на волосах красивые дискотечные волны.

Вершиной развития стайлеров стала автоматическая плойка. Первую придумали Babyliss в 2013 году. К завивке волос был применен совершенно новый подход: локоны не накручивались вокруг плойки, а создавались внутри прибора. Сделать идеальный локон стало просто, как никогда: валик сам накручивал прядь и фиксировал ее в нужной форме.

Сейчас автоматические стайлеры можно условно разделить на два вида: есть приборы, в которые прядь помещается ближе к корням и накручивается сверху вниз (плойки марок Babyliss, Saturn, Galaxy и др.), и есть конусообразная плойка с вращающимся основанием, как, например, у Rowenta. Эта плойка, наоборот, закручивает, начиная с кончиков.

Автоматическая плойка стала спасением для прямых густых волос, которые практически не реагировали на все остальные способы термозавивки: локоны держались максимум два часа. Теперь раз, два — и долговременный эффект готов.

Электробигуди — от кастрюльки к индукционным волнам

Параллельно с плойками все эти годы развивались электробигуди, наборы из нагревательного кейса и термопалочек. У всех производителей они работали по одному принципу: палочки устанавливали в кейс, который подключался к электросети, нагревали до 100–130 градусов, накручивали на волосы, крепили шпильками или крабами и оставляли минут на 20.

В СССР не было пластмассы, которая выдержала бы такое нагревание, и конструктор из Воронежа Герман Грабор придумал термобигуди, которые надо было кипятить в воде.

Поколения советских женщин крутили кудри, вылавливая бигуди из кастрюльки с кипятком и обжигая пальцы.

Когда железный занавес рухнул, все перешли на плойки или электробигуди.

Прорыв в этой технологии укладки волос сделали Cloud Nine. Они придумали капсулу, в которой роллеры-бигуди за четыре секунды нагреваются волнами электромагнитной индукции. Снаружи роллеры едва теплые, внутри их температура 130 градусов.

Остывая, они равномерно отдают волосам тепло, фиксируют объем и форму. Поверхность роллеров сделана из сплава керамики и серицита, которые придают волосам блеск, укрепляют и фиксируют форму локонов.

Утюжок для волос

В 1909 году изобретатель Исаак Шеро усовершенствовал тот самый прибор для гофрирования, который придумал Симон Монро. Он исключил из конструкции Симона зубчики, и получились просто две нагревающиеся пластины. Первый утюжок был уже похож на современный, но его не было в массовом производстве — до 1960-х актуальными были локоны или кудри, собранные в сложную прическу.

Видал Сассун научил женщин носить прямые геометрические стрижки, а потом еще и хиппи ввели в моду ровные распущенные волосы. Основатель компании Ga.Ma Марио Гардини заметил этот тренд и у себя в Италии начал предлагать салонам красоты щипцы-выпрямитель для волос с электрическим нагревательным элементом.

Нагретые пластины утюжка освобождали волосы от избытка влаги (а вьются они именно из-за нее). Самые кудрявые итальянские волосы распрямлялись в считаные минуты. Модницы были в восторге от нового устройства, а бренд Ga.Ma стал известным во всем мире.

В 1990-х годах появились утюжки для домашнего использования, и они постоянно совершенствовались — в основном в сторону защиты волос. Хороший утюжок не вредит волосам и даже улучшает их, «отутюженные» волосы выглядят более здоровыми и шелковистыми.

Другая разновидность выпрямителей — расчески-выпрямители — работают как утюжки, но еще и расчесывают пряди за счет множества зубцов. Первой бытовой электрической щеткой, профессионально выпрямляющей запутанные пряди, считается ghd glide.

Это умный прибор: не нагревается выше 185 градусов и не повреждает волосы, ионизатор снимает статическое электричество, зубцы разной длины захватывают и тонкие, и широкие пряди. Расческу-выпрямитель модные блогеры встретили на ура: ей укладывают челку, разглаживают волнистые волосы, обновляют прическу после сна.

Брашинг для Брижит, фен и фен-щетка

Живая легенда парикмахерского искусства, звездный парикмахер Патрик Алес придумал брашинг в 1964 году. В 1960-е парикмахерская мода развивалась в двух направлениях: смелые и эмансипированные девушки в мини-юбках стригли волосы в прическу шлем и выпрямляли их утюжками, а романтичные барышни верно любили круглые локоны и объемные прически.

Технику Le Brushing — укладку влажных волос круглой щеткой и феном — Патрик создал для них. Так он укладывал волосы и Катрин Денев, и Брижит Бардо, и Жаклин Кеннеди, и другим известным девушкам.

Сейчас этой техникой — вымыть голову, накрутить влажные волосы у корней и сушить феном по всей длине — владеют, кажется, вообще все. А брашингом стала называться не только техника, но и эта круглая щетка.

Над феном человечество работало начиная с прошлого века. Первый прибор, который изобрел и установил в своем салоне 8 сентября 1888 года французский парикмахер Александр Гольдефрой, был просто пугающим. В сущности, это была приставка к газовой печи: от нее по трубе горячий воздух поступал в купол, который надевался на макушку клиентки, и сушил волосы.

В 1890 году немецкая компания «Санитас» создала ручной фен, но он был огромный, весил два килограмма, выдувал воздух пропеллером и нагревал его до 90 градусов. Чтобы не сжечь волосы, приходилось держать прибор на расстоянии вытянутой руки, но он был тяжелым…

В общем, женщины продолжали сушить волосы полотенцами или у открытой дверцы печки. Но инженеры не сдавались и постепенно, через парикмахерские сушилки-колпаки, пришли к современным нам фенам.

Особняком в списке фенов стоит фен-щетка, прибор, объединяющий фен, круглую расческу и щипцы для завивки. Щетка может быть вращающейся и не вращающейся. Она быстро просушивает волосы, создает объем локонам, завивает прямые волосы, или, наоборот, выпрямляет кудри.

Самый современный инструмент для укладки волос — стайлер Dyson Airwrap с насадками для разного вида локонов, выпрямления и объема. Вся техника компании основана на разработках изобретателя Джеймса Дайсона, и не только парикмахерская — например, это ему мы благодарны за супербыстрые сушилки для рук в торговых центрах.

Dyson Airwrap работает на эффекте Коандэ. Физик Анри Коандэ еще в 1932 году открыл, что если струю жидкости или газа ограничить с одной стороны, из-за разницы давлений она будет липнуть к поверхности ограничителя.

Давление у насадки стайлера повышенное, и волосы буквально притягиваются к ней, но это не статическое электричество — оно не появляется благодаря отрицательным ионам. Волосы сами накручиваются на насадку — похоже на чудо.

Эффект Коандэ заменяет высокие температуры, воздух не перегревается — это контролирует и термистор, который сорок раз в секунду измеряет уровень нагрева.

Команда исследователей Dyson работала над стайлером шесть лет, для испытаний специально строили лаборатории. В результате здоровые волосы, гладкость без ущерба для объема, очень красивые локоны. Император Нерон о таком и не мечтал.

Больше образов, новостей и историй в наших каналах в Telegram и «Дзен». Подписывайтесь!

Фото обложки: Getty Images.

История причесок от древних людей до настоящего времени

Прическа — важное звено образа современного человека, ведь стремление к красоте заложено в его натуре.

Что же такое прическа? Это форма, которая придается волосам с помощью стрижки, филировки, укладки, завивки и даже подбора цвета.

Прически издавна создавались как из натуральных, так и из искусственных волос. Часто ее компонентами были ленты, цветы, ювелирные украшения и головные уборы. Эти тенденции находят отражение и в современном парикмахерском деле: бьюти-мастера получают новые идеи и импульсы для создания актуальных трендов. А исторические прически всегда востребованы в мире кино и театра.

Прически первобытных людей

Как ни странно, первые прически появились у древних людей даже раньше, чем возникла одежда в привычном для нас понимании. Сначала человек старался откинуть волосы назад, чтобы они ему не мешали, затем стал перехватывать их кусочком лианы или кожаным ремешком. Затем прически усложнились: мужчины собирали волосы в пучки высоко на макушке, а женщины скручивали их в жгуты или заплетали косы, носили низкие пучки на затылке (рис.1). Археологи нашли множество подтверждений этому: скульптурные и настенные изображения, костяные гребни.

Прическа изменяется с развитием любого общества, в ней отражаются климатические условия, исторические события, эстетические нормы, религиозные убеждения.

Прически древнего мира

1. Древний Египет

Первые упоминания о Древнем Египте как о централизованном государстве датируются пятым тысячелетием до нашей эры. Примерно к этому времени относятся и первые сведения о прическах, средствах и инструментах по уходу за волосами. Множество надписей на камнях, папирусах, открытые захоронения мумий дают богатые сведения о древнем парикмахерском искусстве. Археологические находки определили, что эволюция прически проходила очень медленно у древних египтян. В основе лежала простая геометрическая форма – трапеция, – очень напоминающая современное каре. Такая модель была общей и для знати, и для простолюдинов, хотя прическа вельмож отличалась пышностью и изысканностью аксессуаров.

Большой популярностью у древних египтян пользовались парики. Их носило все свободное население. Из-под парика на лоб выпускалась челка из собственных волос, а боковые пряди заплетались в плотные косички (рис.2)

Материал для изготовления парика выбирался разнообразный, в зависимости от происхождения и достатка заказчика. Самыми дорогими были парики, сделанные из волос. Использовали также шерсть животных, шелковые нити, растительные волокна или просто веревки. Парики окрашивались в модные коричневый, темно-коричневый или черный цвета. Иногда знатные люди надевали несколько париков одновременно. Так они создавали воздушную прослойку, которая помогала избежать солнечного удара. Основные формы для париков – трапеция (рис.3) и шар (рис.4)

Постепенно прическа усложнялась, в том числе и на париках: волосы заплетали во множество тонких тугих косичек (рис.5) или делали холодную укладку (рис.6) Для этого пряди накручивали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью. Через некоторое время грязь подсыхала и отваливалась, а волосы завивались легкими волнами или крутыми завитками. Прически обильно спрыскивались ароматическими маслами, эссенциями, духами, украшались диадемами, кисточками, заколками, цветными лентами и другими аксессуарами.

В Древнем Египте уходу за волосами уделялось особое внимание. Были разработаны сотни рецептов. Например, для предотвращения седины рекомендовали пользоваться смесью из жира черных змей, крови черных быков и яиц ворон. Мази на основе жира льва считались лучшим активатором роста волос. Многие подобные средства с успехом экспортировались и продавались за пределами Египта по баснословным ценам.

2. Месопотамия

Месопотамия (Междуречье) – одна из первых великих цивилизаций человечества. Возникла она в середине четвертого тысячелетия до нашей эры, а прекратила свое существование уже в начале нашей эры. Эта страна располагалась в Западной Азии в долине рек Тигр и Ефрат. Именно Месопотамия подарила людям письменность, первые школы, библиотеки, в ней появились первые города-государства, зародилась банковская система, а многими достижениями в области математики, астрономии, архитектуры, скульптуры мы пользуемся и по сей день. В состав Месопотамии входили различные царства, но наиболее значимыми были Шумер, Вавилония, Ассирия. Все жители Месопотамии называли себя черноголовыми, независимо от языка, на котором они говорили. Следы культуры Междуречья дошли до нас в основном в виде остатков архитектурных сооружений, скульптур, рельефов, монументальной живописи. Преимущественно на них изображались мужчины – сильные и смелые воины, знатные вельможи, величественные цари. Женских изображений крайне мало.

Знатные мужчины носили длинные завитые волосы, уложенные назад. Уши при этом оставались открытыми. Завивка, видимо, была обязательным элементом прически. Волосы завивали и укладывали крупными волнами, колечками, локонами. Большую популярность получили трубчатые локоны для укладки бороды (рис.7)

Женские прически почти не отличались от мужских. Дамы разделяли волосы пробором и укладывали четкими вертикальными или горизонтальными рядами, концы подворачивали внутрь в виде валика. Иногда плотные валики наподобие полусфер создавались на ушах. Волосы украшались стеблями растений, перьями птиц, а на макушку надевалась элегантная шапочка, расшитая драгоценностями (рис.8)

Конечно, такие прически могли позволить себе только богатые люди. Низшие сословия просто носили распущенные или забранные в пучки волосы.

3. Древняя Греция

Древнюю Грецию (Элладу) принято считать колыбелью западной культуры. Многое из того, что нам хорошо знакомо, появилось в Греции. Именно здесь были сформулированы первые основы научного познания мира, философии, юридического права, военного дела, спорта, литературы, театра, изобразительного искусства.

О древнегреческих прическах мы можем судить по многим произведениям, дошедших до нашего времени. И везде греки применяли принцип соблюдения пропорций, гармонию и эстетику. Прически также должны были подчеркивать красоту волос и совершенство человеческого тела. Процесс причесывания считался своеобразной церемонией. Рабам-парикмахерам, которых называли каламистрами, нужно было не только быстро и красиво уложить волосы, но и соблюсти гармонию и целостность образа. За нарушение пропорций ленивый мастер жестоко наказывался.

Укладка волос, окрашивание, завивка занимали массу времени, поэтому каждую операцию выполнял один, хорошо обученный специалист.

В архаичный период мужские прически мало чем отличались от женских: та же простота линий, те же силуэты. Длинные, завитые в локоны или заплетенные в косы, волосы укладывали в пучки или забирали под обруч, ленту (рис.9).

Постепенно в мужских прическах начала проявляться витиеватость и женственность. Подлинным произведением парикмахерского искусства считается «бант Аполлона» или «цикада» — сложнейшая прическа, сделанная из завитых длинных волос, изящно уложенных надо лбом в виде банта (рис.10).

С течением времени, особенно в период царствования Александра Македонского, набирают популярность короткие мужские прически. Но завивка всегда оставалась в приоритете.

Дамы Древней Греции предпочитали пучки и узлы в очертаниях образа. До наших дней дошло изображение «прически гетеры». Плотно уложенные на затылке волосы собраны в пучок и накрыты легкой тканью, иногда помещены в специальный мешочек. Особым предпочтением у женщин пользовался «греческий узел», который был чрезвычайно разнообразен. В основе – пучок конусообразной формы. Если пучок располагался низко, почти у самой шеи, прическа называлась «коримбос». Если же волосы поднимались высоко, а пряди напоминали вырывающиеся языки пламени, то укладка называлась «лампадион» (рис.11)

Нужно отметить, что подобные прически не потеряли своей актуальности и привлекательности сегодня. Простота и четкость линий помогают создать гармоничный образ, который вполне подходит как для торжественного случая, так и для ежедневного применения (рис.12).

4. Древний Рим

Историю Рима делят на два периода: Римскую республику и Римскую империю. Римляне, обладавшие воинственным характером, вели многочисленные войны, постепенно расширяя свои территории. Безусловно, традиции покоренных народов, оказывали воздействие на римскую культуру. Особенное влияние оказала греческая цивилизация.

Прически, способы стрижки, укладки, длина волос многократно менялись на протяжении истории Древнего Рима, но оставалось щепетильное отношение к волосам.

Есть сведения, что до начала III века до н.э. Римляне носили бороды и длинные волосы, но после покорения Греции, в моду вошел эллинский стиль. Бриться юноши начинали с 21 года. Это был торжественный момент. Часть сбритых волос приносилась в жертву богам, а часть хранилась дома как дорогое воспоминание. Периодически менялась мода на длину мужских причесок: то волосы были довольно длинными, то чрезвычайно короткими, то прямыми, то требовали завивки (рис.13).

И если мужчины уделяли волосам такое внимание, что же говорить о женщинах. Волосы прекрасных матрон были объектом почитания. Именно они определяли статус, размер достатка, личную индивидуальность женщины.

Поначалу, во времена республики, женские прически были просты: волосы зачесывались назад с пробором или без него, стягивались на затылке в узел, а надо лбом укладывался валик – нодус. Волосы красить запрещалось. Но менялось время, менялась политическая жизнь, менялись и нравы. В эпоху империи форма причесок усложнилась, в моду вошли высокие прически, косы и хитроумные сплетения прядей. Чрезвычайно популярной стала прическа тутулус – волосы завивались на множество завитков и крепились надо лбом на каркасе в виде кокошника, а оставшиеся пряди заплетались в мелкие косички и укладывались наподобие корзинки (рис.15).

Чем сложнее и вычурнее была прическа, тем больше она подчеркивала статус и богатство. В моду вошло окрашивание: самыми стильными считались красные, голубые цвета и блонд. Орнатрисы, рабы-парикмахеры, обязаны были ежедневно, а иногда и несколько раз в день, менять прическу владелицы. Дошло до того, что на статуях делали съемные детали прически: видимо, даже изображение богатой матроны следовало держать в трендовом состоянии.