В 11-летнюю годовщину смерти Александра Маккуина «Собака.ru» вспомнила все, что вам нужно знать о дизайнере — кем он должен был работать на самом деле, кто открыл миру его коллекции, почему вдохновлялся голодом, кровью и нищетой, и из-за чего покончил жизнь самоубийством.

«Из тебя бы вышел хороший таксист»

Дизайнер, на коллекции которого до сих пор оборачивается все профессиональное модное сообщество, на самом деле должен был стать водителем. Родители Ли Александра Маккуина — таксист и учительница обществознания — считали увлечение одного из шестерых своих детей нарядами несерьезным и непристойным для мальчика. Рональд Маккуин надеялся, что Ли пойдет по его стопам, пока сын рисовал на бумаге эскизы роскошных платьев. В результате очередного конфликта с семьей на этой почве Маккуин бросил школу и устроился в ателье Anderson & Shepherd на Сэвил-Роу. Там он набил руку на костюмах для принца Чарльза (и, поговаривают, для Михаила Горбачева!), рисуя на внутренней подкладке дорогого пиджака нецензурные надписи маркером.

«Маккуин открыл себя сам» (но это не точно!)

В трейлере документального фильма о дизайнере звучит фраза «Никто не открывал Александра Маккуина. Маккуин открыл себя сам». На самом деле с этим можно поспорить: в конце 1980-х годов Ли поступил в колледж Central Saint Martins, а в 1992 году показал выпускную коллекцию «Джек-Потрошитель выслеживает своих жертв» (с платьями, стилизованными натуральными женскими волосами). Если бы она не впечатлила стилиста и фэшн-редактора Изабеллу Блоу, которая выкупила наряды за 5000 фунтов стерлингов, кто знает — узнали бы мы о таланте дизайнера?

Изабелла Блоу и Александр Маккуин

Alexander McQueen, осень-зима 1995

Alexander McQueen, весна-лето 1995

Модель Эйми Маллинз на показе Александра Маккуина

Alexander McQueen, весна-лето 1994

Alexander McQueen, весна-лето 1995

«Я предпочитаю, чтобы люди уходили с моих шоу и их тошнило»

Изабелла была не только консультантом Ли, но и его самым близким товарищем. Именно она посоветовала использовать при создании бренда вторую часть его имени — Alexander McQueen. О своих первых шоу, наполненных драматизмом, провокацией и театральностью (он заворачивал моделей в пластиковую пленку и гримировал их под избитых женщин с синяками и кровоподтеками), Маккуин рассказывал так: «Я стремился показать журналистам то, что они не хотели видеть: голод, кровь и нищету. Смотришь на всю эту фэшн-тусовку в дорогих прикидах и темных очках и понимаешь, что они и понятия не имеют о происходящих в мире событиях — их интересы ограничиваются рамками моды. Я трачу деньги на свои шоу для того, чтобы показать этим людям другую сторону жизни. Пусть они испытывают ненависть и отвращение — меня это вполне устраивает. Буду знать, что пробуждаю в них хоть какие-то чувства».

Скорая популярность дизайнера была обусловлена не только его эпатажными и гротескными коллекциями, но и тем, что под каждой из них скрывались культурный, исторический и социальный подтексты. Так, показом осень-зима 1995/1996 под названием «Изнасилованная Шотландия», когда на подиум вышли девушки в свисающих окровавленных бинтах, Маккуин рассказывал о войне между шотландцами и англичанами, которая, по его словам, была геноцидом. Вместе с тем дизайнер всегда намекал на трагичные личные обстоятельства — например, на издевательства со стороны мужа своей старшей сестры Джанетт. Через несколько лет после самоубийства Маккуина она рассказала о том, что Ли подвергался жестокому сексуальному насилию с девятилетнего возраста.

Александр Маккуин и Бьорк

Наоми Кэмпбелл, Александр Маккуин и Кейт Мосс

Александр Маккуин и Сара Джессика Паркер

Леди Гага в Alexander McQueen в 2010 году

«Настало время выйти из тьмы к свету»

В 1996 году президент модного конгломерата LVMH Бернар Арно предложил Маккуину позицию креативного директора Givenchy после ухода Джона Гальяно. Несмотря на то, что дизайнер продвигал свои идеи даже в чужом бренде (приглашая к участию в шоу моделей с ампутированными ногами или посыпая подиум гравием), Маккуин, как он потом признавался, «делал коллекции из-под палки». В 2001 году он ушел из модного дома, продал часть акций Alexander McQueen Gucci Group, запустил парфюмерную линейку и стал одевать знаменитостей — Бьорк, Мадонну, Уитни Хьюстон, Джерри Холл, Джулианну Мур и Сару Джессику Паркер, которая в 2006 году задала тренд на дабл-дрессинг в похожих с Маккуином нарядах из тартана.

Выставка Института костюма нью-йоркского Метрополитен-музея Savage Beauty, проходившая с 4 мая по 7 августа 2011 года и посвященная творчеству Александра Маккуина

Выставка Института костюма нью-йоркского Метрополитен-музея Savage Beauty, проходившая с 4 мая по 7 августа 2011 года и посвященная творчеству Александра Маккуина

Выставка Института костюма нью-йоркского Метрополитен-музея Savage Beauty, проходившая с 4 мая по 7 августа 2011 года и посвященная творчеству Александра Маккуина

Выставка Института костюма нью-йоркского Метрополитен-музея Savage Beauty, проходившая с 4 мая по 7 августа 2011 года и посвященная творчеству Александра Маккуина

Выставка Института костюма нью-йоркского Метрополитен-музея Savage Beauty, проходившая с 4 мая по 7 августа 2011 года и посвященная творчеству Александра Маккуина

Выставка Института костюма нью-йоркского Метрополитен-музея Savage Beauty, проходившая с 4 мая по 7 августа 2011 года и посвященная творчеству Александра Маккуина

Выставка Института костюма нью-йоркского Метрополитен-музея Savage Beauty, проходившая с 4 мая по 7 августа 2011 года и посвященная творчеству Александра Маккуина

В какой-то момент психологическое состояние дизайнера стало налаживаться — если бы не самоубийство Изабеллы Блоу в 2007 году. Психиатр Маккуина, доктор Стивен Перейра, отмечал, что у него появились симптомы смешанного тревожно-депрессивного расстройства: низкая самооценка, нарушение сна, усталость, апатия, пессимизм и беспокойство. Вернуться к работе над коллекциями ему помогла медитация и поездка в Индию, после которой Ли заявил: «Настало время выйти из тьмы к свету» (сотрудничеству с Леди Гагой, благотворительным эко-проектам, открытию дополнительных бутиков и революционным идеям — например, туфлям-броненосцам и платьям из утиных перьев).

«Позаботьтесь о моих собаках»

В 2009 году Маккуин показал женскую коллекцию «Атлантида Платона», ставшую результатом размышлений дизайнера об экологической катастрофе и конце света. Одной из сложнейших работ Ли публика аплодировала стоя, еще не зная о том, что она — последняя в карьере дизайнера. 2 февраля 2010 года Маккуин потерял последнего близкого человека в своей жизни — маму, на вопрос которой «чего ты боишься больше всего на свете» отвечал «боюсь умереть раньше тебя». Через 8 дней после смерти Джойс он повесился в своей квартире в Грин-парк в Лондоне, написав предсмертную записку «Позаботьтесь о моих собаках, простите, люблю вас. Ли». Коллеги и друзья Маккуина, которые как раз собирались на стартующие Недели моды, были потрясены смертью дизайнера настолько, что один за одним посвящали ему свои шоу. Так, на показе Betsey Johnson модель вышла с плакатом «Long Live McQueen» — фразой, которая до сих пор живет в статьях, фильмах и коллекциях преемницы Ли Сары Бертон. О том, что она значит для режиссера Иэна Бонота, можно узнать из байопика «Маккуин», который уже назвали «самым честным портретом дизайнера».

Фото: Shutterstock, metmuseum.org, архивы пресс-служб

В четверг, 11 февраля, британские СМИ сообщили о смерти модельера Александра Маккуина. Дизайнер повесился в собственном доме в Лондоне всего за несколько дней до начала Недели моды. К 40 годам он четыре раза был признан лучшим дизайнером Великобритании, его последняя весенне-летняя коллекция получила восторженные отзывы критиков. Маккуин никогда не был замешан в светских скандалах, не злоупотреблял алкоголем и наркотиками — он вел достаточно спокойный образ жизни. Пока существует всего одна версия его самоубийства — модельер не смог перенести смерть матери.

Александр Маккуин родился в «бунтарском» 1969 году в семье таксиста и домохозяйки. У его родителей было шестеро детей, и порой семейство с трудом сводило концы с концами. Маленький Александр (тогда его еще называли первым, данным при рождении именем Ли) помогал матери шить одежду для старших сестер и придумывал для них фантастические наряды. А потом заявил родителям, что хотел бы связать свою жизнь и карьеру с модой. Как он часто потом вспоминал, в семье это стремление восприняли не очень благожелательно: Маккуины сочли, что шитье — не самое подходящее занятие для мужчины.

Однако юноша придерживался другого мнения, и в 16 лет он решил оставить школу. Вместо учебы он получил первую работу портного — в ателье Anderson & Sheppard, которое шило одежду для глав государств (в частности, для Михаила Горбачева) и членов королевской семьи. Согласно распространенной легенде, Маккуину пришлось оставить эту работу после того, как он мелком написал на подкладке пиджака принца Чарльза грубое ругательство («I’m a c**t»). Правда, по другой версии истории, это случилось несколько позже, когда молодой Маккуин работал в ателье Gieves & Hawkes. Так или иначе, в рассказ охотно верят — слишком хорошо он вписывается в бунтарский образ модельера.

Следующим местом работы Ли Маккуина стало театральное ателье. Там он шил исторические костюмы по оригинальным лекалам и освоил шесть методов кройки — от тех, что применялись в 16 веке до современных. Впоследствии даже самые сложные и вычурные его модели отличались безупречным кроем. В возрасте 20 лет Маккуин уже работал с известными итальянскими дизайнерами, а потом решил податься в одно из главных модных учебных заведений мира — Колледж искусства и дизайна Святого Мартина (Central Saint Martins College of Art and Design), расположенный в Лондоне.

Рассказывают, что амбициозный молодой модельер сперва попытался предложить себя на роль преподавателя, но получил отказ. Согласно другой версии, его не хотели брать на программу подготовки магистров, поскольку он не окончил даже школу, но когда руководство учебного заведения увидело портфолио Маккуина, талантливого юношу немедленно зачислили на курс.

Дипломная коллекция Маккуина под названием «Джек Потрошитель», которую он представил публике в 1992 году, в одночасье сделала молодого дизайнера знаменитым. Критики взахлеб описывали похожие на фартук мясника кожаные топы с пятнами крови и низко сидящие штаны, словно попавшие на подиум с лондонской стройки. Вся коллекция целиком была выкуплена стилистом и журналисткой Изабеллой Блоу, той самой, которая открыла миру известную модель Софи Даль. В лице Блоу Маккуин обрел не только влиятельного покровителя, но и близкого друга. И именно она предложила ему оставить имя «Ли» для близких друзей и стать Александром Маккуином.

Материалы по теме:

Бабочки и радуга Коллекции Александра Маккуина разных лет
12 февраля 2010

Следующие несколько лет принесли Маккуину славу нарушителя всех правил и enfant terrible британской моды. Он выпускал на подиум закованных в цепи моделей и девушек-инвалидов, использовал в качестве материалов прозрачный пластик и мертвых насекомых, сочетал воздушные кружева с грубой кожей. Он пытался привлечь внимание к голоду и религиозной вражде. Он говорил в интервью, что мечтает о мире без расизма и гомофобии. В 1996 году он стал арт-директором Givenchy, но остался недоволен наложенными на него ограничениями и через несколько лет уволился, запустив свою линию. В контрольный пакет его компании вложился дом Гуччи. А Изабелла Блоу продолжала поддерживать все начинания модельера.

Четыре раза Александра Маккуина называли лучшим модным дизайнером Великобритании — в 1996, 1997, 2001 и 2003 годах. Ему довелось лично встретиться с принцем Чарльзом — тот вручал ему одну из наград. Модельер выехал на сцену на самокате. В интервью The Times в 2003 году Маккуин рассказал, что вывел формулу своей работы — каждая коллекция на две трети состоит из творчества и на одну треть из коммерции.

В мае 2007 года покончила с собой Изабелла Блоу. Она была больна раком, и решилась на суицид, чтобы прекратить свои страдания. Смерть подруги произвела на Александра Маккуина очень тяжелое впечатление. Он бросил начатую коллекцию, уехал в Индию на месяц, изучал буддизм, медитировал и путешествовал, а затем вернулся и создал новую коллекцию, посвященную памяти Изабеллы. Он назвал ее «Девушка, которая жила в дереве».

Последней увидевшей свет коллекцией Маккуина стала одежда прет-а-порте на сезон весна-лето 2010 года. На подиум вышли манекенщицы в причудливых платьях, придававших им сходство то ли с эльфами, то ли с бабочками, то ли с инопланетянками. В сочетании с обувью на «фирменных» гигантских платформах и изогнутых каблуках одежда выглядела фантастически.

Незадолго до новых показов Маккуин покончил с собой. За неделю до самоубийства он написал в микроблоге на Twitter, что умерла его мать. Маккуин признался, что тяжело переживает утрату, и не смог бы справиться без помощи друзей.

Конечно, самоубийству модельера еще придумают множество объяснений. Журналисты выяснят, кем был тот светловолосый мужчина, который явился в дом покойного Маккуина и назвался его любовником. Не исключено, что депрессию дизайнера спишут на медицинские препараты или даже наркотики, которыми он никогда не увлекался. Но на сентиментального бунтаря Маккуина с его напускным цинизмом все это непохоже.

В 2004 году в The Guardian было опубликовано необычное интервью. В нем Александр Маккуин задавал вопросы своей матери Джойс, а она отвечала на них и задавала вопросы сыну. В этом интервью есть такие слова:
Джойс Маккуин: Чего ты боишься больше всего на свете?
Александр Маккуин: Умереть раньше тебя.
Джойс Маккуин: Спасибо, сынок. Чем ты больше всего гордишься?
Александр Маккуин: Тобой.