Классификация API — для бензиновых двигателей, дизельных двигателей, трансмиссионных масел и двухтактных двигателей.
Система классификации моторных масел API развивается с 1969 года в результате совместной работы API, ASTM и SAE. Новый качественный шаг в развитии качества и классификации моторных масел был сделан в 1983-1992 гг., когда под руководством API была создана и развита «Система лицензирования и сертификации моторных масел EOLCS» (Engine Oil Licensing and Certification System, API Publication No 1509). Все масла, получившие лицензию, включены в список EOLCS, который публикуется в Интернете.
По системе API (ASTM D 4485, SAE J183 APR96) установлены три эксплуатационные категории (три ряда) назначения и качества моторных масел:
S (Service) — состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждого нового поколения масла присваивается дополнительная буква по алфавиту:
API SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM, SN
(категория SI — намеренно пропущена API, для исключения путаницы с Международной системой мер, для проекта категории PS-06 планировалось название SK, но один из поставщиков моторных масел в Корее использует сокращение «SK» как часть своего корпоративного имени. Для исключения возможной путаницы буква «К» была заменена следующей «L»).
C (Commercial) — состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту:
API СA, СB, СC, СD, CE, CF, CF-2, CF-4, CG-4, CH-4, CI-4, CJ-4.
EC (Energy Conserving) — энергосберегающие масла — новый ряд высококачественных масел, состоящий из маловязких масел, уменьшающих расход топлива по результатам тестов на бензиновых двигателях.
Моторные масла, отличающиеся низкой вязкостью как при низкой, так и при высокой температуре могут быть сертифицированы на соответствие категории API EC «энергосберегающее» масло («Energy Conserving» Oil).
Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый символ является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателя другого типа. Например, API CG-4/SH — масло, оптимизированное для применения в дизельных двигателях, но его можно применять и в бензиновых двигателях, для которых предписывается масло категории API SH и ниже (SG, SF, SE и т.д.).
API — для бензиновых двигателей
SN | Введена 1 октября 2010 г. Предназначена для масел, эксплуатируемых в самых современных бензиновых двигателях пассажирских и спортивных автомобилей и небольших фургонов. Масла этой категории обладают улучшенными антиокислительными и моющими свойствами, обеспечивает высокую защиту от износа и коррозии. Усилены высокотемпературные свойства для эксплуатации в двигателях с турбонаддувом. Могут использоваться там, где рекомендуется применение масел категории SM и SL. Некоторые масла из этой категории могут соответствовать спецификации ILSAC GF-5 и квалифицироваться как энергосберегающие |
SM | Для двигателей 2010 г и раньше. В дополнении к категории SL улучшены антиокислительные и противоизносные свойства. Масла этой категории отличаются сохранением низкотемпературных свойств даже после длительных интервалов эксплуатации. Некоторые из этих масел могут также соответствовать спецификации ILSAC GF-4 и/или быть энергосберегающими (Energy Conserving) |
SL | Для двигателей 2004 года или раньше. Отличаются стабильностью энергосберегающих свойств, пониженной летучестью, удлиненными интервалами замены. API планировал разрабатывать проект PS-06 как следующую категорию API SK, но один из поставщиков моторных масел в Корее использует сокращение «SK» как часть своего корпоративного имени. Для исключения возможной путаницы буква «К» пропускается для следующей категории «S» |
SJ | Для двигателей 2001 года или раньше. Масла для бензиновых двигателей, отвечающие высоким требованиям в отношении расхода масла в двигателе, энергосберегающих свойств (экономии топлива) и способности выдержи¬вать нагрев, не образуя отложений. Могут применяться в тех случаях, когда рекомендованы масла уровня SH и более ранних |
SH | Для двигателей до 1996 года или раньше. По требованиям соответствует категории ILSAC GF-1, но без обязательного энергосбережения. Масла данной категории предназначены для бензиновых двигателей моделей 1996 года и старше. При проведении сертификации на энергосбережение, в зависимости от степени экономии топлива присваивались категории API SH/EC и API SH/ECII |
API — для дизельных двигателей
CJ-4 | Введена в 2006. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения норм по токсичности отработавших газов 2007 года на магистральных дорогах. Масла CJ-4 допускают использование топлива с содержанием серы вплоть до 500 ppm (0,05% от массы). Масла CJ-4 рекомендованы для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами и другими системами обработки выхлопных газов. Масла со спецификацией CJ-4 превышают рабочие свойства CI-4, CH-4, CG-4, CF-4 и могут применяться в двигателях, которым рекомендуются масла этих классов |
CI-4 | Введена в 2002. Для высокоскоростных 4-тактных двигателей разработанных в соответствии с требованиями стандарта 2002 года по эмиссии выхлопных газов. Для двигателей с рециркуляцией выхлопных газов (EGR). Для использования с топливами с < 0.5% серы. Обеспечивают оптимальную защиту от высокотемпературных отложений в цилиндро-поршневой группе и низкотемпературных отложений в картере, обладает высокими противокоррозионными характеристиками. Замещает CD,CE,CF-4,CG-4, и GH-4 |
CH-4 | Категория представлена 1 декабря 1998 года. Масла данной категории предназначены для высокоскоростных, четырехтактных двигателей выполняющих требования жестких стандартов 1998 года по токсичности отработанных газов. Отвечают высочайшим требованиям не только американских, но и европейских производителей дизельных двигателей. Специально сформулированы для применения в двигателях, использующих топливо с содержанием серы до 0,5% от массы. В отличие от категории API CG-4, допускается применение дизельного топлива с содержанием серы более 0,5%, что является важным преимуществом в странах, в которых распространены высокосернистые топлива (Южная Америка, Азия, Африка). Масла удовлетворяют повышенным требованиям по уменьшению износа клапанов и уменьшению образования нагара. Заменяют масла категорий API CD, API CE, API CF-4 и API CG-4 |
API — для двухтактных двигателей
TA | Двухтактные двигатели мопедов, газонокосилок и соответствующих машин |
TB | Маломощные мотоциклы, мотороллеры |
TC | Смазка для двухтактных двигателей, работающих на суше, также тогда, когда требуется класс API-TA и API-TB |
TD | Смазка для двухтактных подвесных лодочных моторов |
API — для трансмиссионных масел
GL-1 | Минеральные масла без присадок или с антиокислительными и противопенными присадками без противозадирных компонентов для применения, среди прочего, в коробках передач с ручным управлением с низкими удельными давлениями и скоростями скольжения. Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках |
GL-2 | Червячные передачи, работающие в условиях GL-1 при низких скоростях и нагрузках, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам Могут содержать антифрикционный компонент |
GL-3 | Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов, пассажиров и для нетранспортных работ. Спирально-конические передачи, работающие в умеренно жестких условиях. Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам. Обладают лучшими противоизносными свойствами, чем GL-2 |
GL-4 | Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов и пассажиров и для нетранспортных работ. Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при больших крутящих моментах. Обязательно наличие высокоэффективных противозадирных присадок |
GL-5 | Масла для гипоидных передач с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105 C/D. Эти масла предпочтительно применяются в передачах с гипоидными коническими зубатыми колесами и коническими колесами с круговыми зубьями для главной передачи в автомобилях и в карданных приводах мотоциклов и ступенчатых коробках передач мотоциклов. Специально для гипоидных передач с высоким смешением оси. Для самых тяжелых условий эксплуатации с ударной и знакопеременной нагрузкой. Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестерен. Должны иметь большое количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки |
GL-6 | Гипоидные передачи с увеличенным смещением, работающие в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок. Имеют большее количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки, чем масла GL-5 |
MT-1 | Масла для высоконагруженных агрегатов. Предназначены для несинхронизированных механических коробок передач мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов). Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью |
PG-2 | Масла для передач ведущих мостов мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов) и мобильной техники. Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью и улучшенной совместимостью с эластомерами |
Действующие и прошлые категории классификации API приведены в удобных таблицах. Перед сверкой с данными таблицами владелец транспортного средства должен обратиться к руководству по эксплуатации. Масло может иметь более одного уровня эффективности. Для автомобильных бензиновых двигателей последняя категория моторного масла включает показатели каждой предыдущей категории. Если в руководстве автовладельца значится масло API SJ или SL, то масло API SM сможет обеспечить полную защиту. Для дизельных двигателей последняя категория обычно (но не всегда) включает показатели эффективности предыдущей категории.
API FA-4 и FA-4 Donut выделяют определенные масла XW-30, которые были разработаны специально для использования в высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, спроектированных согласно стандартам по выбросу парниковых газов на шоссе для 2017 (GHG). API FA-4 масла не взаимозаменяемы и не совместимы с маслами API CK-4, CJ-4, CI-4 PLUS, CI-4 и CH-4. Чтобы установить возможность использования масел API FA-4, необходимо обратиться к рекомендациям изготовителя двигателя.
Международный комитет по стандартизации и апробированию масел (ILSAC).
ILSAC стандарты моторного масла для легковых автомобилей
Действующие и прошлые стандарты ILSAC приведены ниже. Перед сверкой с данными таблицами владелец транспортного средства должен обратиться к руководству по эксплуатации. Масло может иметь более одного уровня эффективности.
Для автомобильных бензиновых двигателей последний стандарт ILSAC включает показатели эффективности каждой предыдущей категории и может использоваться в старых двигателях, для которых рекомендованы масла предыдущих категорий.
Название | Статус | Применение |
---|---|---|
GF-6A | Действующий | Анонсирован в 05-2020 году, создан для защиты от преждевременного воспламенения на низких оборотах (LSPI), защиты от износа цепи привода ГРМ, улучшенной защиты поршневой группы и турбин от высокотемпературных отложений, более строгого контроля образования отложений и нагара, улучшенной экономии топлива, улучшенной системы контроля выбросов. Защита двигателей, работающих на этанолсодержащих топливах до E85. |
GF-6B | Действующий | Применим только к маслам, имеющим класс вязкости SAE 0W-16. Представлен в мае 2020 года, разработан для обеспечения защиты от преждевременного воспламенения на низких оборотах (LSPI), защиты от износа цепи привода ГРМ, защиты от высокотемпературных отложений для поршней и турбокомпрессоров, строгого контроля образования отложений и нагара, повышения экономии топлива, защиты и защиты системы контроля выбросов. двигателей, работающих на этанолсодержащем топливе до E85. |
GF-5 | Устаревший * | Использовать GF-6A, если рекомендован GF-5. |
GF-4 | Устаревший | Использовать GF-5, если рекомендован GF-4. |
GF-3 | Устаревший | Использовать GF-5, если рекомендован GF-3. |
GF-2 | Устаревший | Использовать GF-5, если рекомендован GF-2. |
GF-1 | Устаревший | Использовать GF-5, если рекомендован GF-1. |
* устарело с 1 мая 2021 года
Бензиновые двигатели
Действующие и прошлые категории классификации API приведены в удобных таблицах. Перед сверкой с данными таблицами владелец транспортного средства должен обратиться к руководству по эксплуатации. Масло может иметь более одного уровня эффективности.
Для автомобильных бензиновых двигателей последняя категория API включает показатели эффективности каждой предыдущей категории и может использоваться в старых двигателях, для которых рекомендованы масла предыдущих категорий.
Категория | Статус | Применение |
---|---|---|
SP | Действующий | Представлен в мае 2020 года и предназначен для обеспечения защиты от преждевременного воспламенения на низких оборотах (LSPI), защиты от износа цепи привода ГРМ, улучшенной защиты поршней и турбонагнетателей от высокотемпературных отложений, а также более строгого контроля образования отложений и нагара. API SP с Resource Conserving соответствует ILSAC GF-6A, сочетая характеристики API SP с улучшенной экономией топлива, защитой системы контроля выбросов и защитой двигателей, работающих на этанолсодержащем топливе до E85. |
SN | Действующий | Введена в октябре 2010, разработана для обеспечения лучшей защиты от образования высоких температур на поршнях; более строгий контроль над осадком, улучшенная совместимость уплотнений. API SN с Экономией Ресурсов отвечает стандарту ILSAC GF-5 благодаря сочетанию характеристики API SN с улучшенной экономией топлива, защитой турбокомпрессора, совместимостью с системами контроля выбросов и защитой двигателей, работающих на топливе до E85, содержащем этанол. |
SM | Действующий | Для автомобильных двигателей 2010 и более ранних годов выпуска. |
SL | Действующий | Для автомобильных двигателей 2004 и более ранних годов выпуска. |
SJ | Действующий | Для автомобильных двигателей 2001 и более ранних годов выпуска. |
SH | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для использования в большинстве автомобильных бензиновых двигателей, собранных после 1996. Не может гарантировать адекватную защиту от образования нагара, продуктов окисления или износа. |
SG | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для использования в большинстве автомобильных бензиновых двигателей, собранных после 1993. Не может гарантировать адекватную защиту от образования нагара, продуктов окисления или износа. |
SF | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для использования в большинстве автомобильных бензиновых двигателей, собранных после 1988. Не может гарантировать адекватную защиту от образования нагара. |
SE | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для использования в большинстве автомобильных бензиновых двигателей, собранных после 1979. |
SD | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для использования в большинстве автомобильных бензиновых двигателей, собранных после 1971. Использование в более современных двигателях может вызвать неудовлетворительную работу или повреждение оборудования. |
SC | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для использования в большинстве автомобильных бензиновых двигателей, собранных после 1967. Использование в более современных двигателях может вызвать неудовлетворительную работу или повреждение оборудования. |
SB | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для использования в большинстве автомобильных бензиновых двигателей, собранных после 1951. Использование в более современных двигателях может вызвать неудовлетворительную работу или повреждение оборудования. |
SA | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не содержит присадок. Не подходит для использования в большинстве автомобильных бензиновых двигателей, собранных после 1930. Использование в более современных двигателях может вызвать неудовлетворительную работу или повреждение оборудования. |
Дизельные двигатели
(Ознакомьтесь с рекомендациями производителя транспортного относительно уровней характеристик масла)
Категория | Статус | Применение |
---|---|---|
CK-4 | Действующий | Категория API CK-4 включает масла для использования в высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, разработанных согласно требованиям стандартов по выбросу на шоссе для моделей 2017 и стандартов по выбросу вне трассы Tier 4, а также для дизельных двигателей более ранних моделей. Такие масла были разработаны для использования с дизельным топливом с содержанием серы до 500 частей на миллион (0.05% массы). Однако, использование этих масел с топливом, содержание серы в котором превышает 15 частей на миллион (0.0015% массы), может повлиять на долговечность системы последующей обработки выхлопа и/или интервал слива масла. Такие масла особенно эффективны для поддержания надежности системы контроля над выхлопами, в которых используются сажевые фильтры и другие передовые системы очистки. Масла API CK-4 разработаны для улучшенной защиты от окисления масла, потери вязкости из-за смещения и аэрации масла, а также для защиты от загрязнения каталитического нейтрализатора, засорения сажевого фильтра, износа двигателя, отложений на поршнях, ухудшения низко- и высокотемпературных свойств и увеличения вязкости из-за сажи. Масла API CK-4 превышают критерии качества API CJ-4, CI-4 с CI-4 PLUS, CI-4 и CH-4 и могут использоваться в двигателях, для которых рекомендованы эти категории API. При использовании масла CK-4 с топливом с содержанием серы более 15 частей на миллион необходимо проконсультироваться с изготовителем двигателя относительно рекомендованных интервалов обслуживания. |
CJ-4 | Действующий | Для использования в высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, разработанных согласно требованиям стандартов по выбросу на шоссе для моделей 2010 и стандартов по выбросу вне трассы Tier 4, а также для дизельных двигателей более ранних моделей. Такие масла были разработаны для использования с дизельным топливом с содержанием серы до 500 частей на миллион (0.05% массы). Однако, использование этих масел с топливом, содержание серы в котором превышает 15 частей на миллион (0.0015% массы), может повлиять на долговечность системы последующей обработки выхлопа и/или интервал слива масла. Масла API CJ-4 превышают критерии качества API CI-4 с CI-4 PLUS, CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4 и могут использоваться в двигателях, для которых рекомендованы эти категории API. При использовании масла CJ-4 с топливом с содержанием серы более 15 частей на миллион необходимо проконсультироваться с изготовителем двигателя относительно интервалов обслуживания. |
CI-4 | Действующий | Введена в 2002. Для высокоскоростных четырехтактных двигателей, разработанных согласно требованиям стандартов по выхлопам 2004, введенных в 2002. Масла CI-4 разработаны для поддержания надежности двигателей, в которых используется рециркуляция выхлопных газов (EGR), и предназначены для использования с дизельным топливом с содержанием серы до 0.5% от массы. Могут использоваться вместо масел CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4. Некоторые масла CI-4 также могут отвечать классификации CI-4 PLUS. |
CH-4 | Действующий | Введена в 1998. Для высокоскоростных четырехтактных двигателей, разработанных согласно требованиям стандартов по выхлопам 1998. Масла CH-4 разработаны специально для применения с дизельным топливом с содержанием серы до 0.5% от массы. Могут использоваться вместо масел CD, CE, CF-4 и CG-4. |
CG-4 | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для использования в большинстве автомобильных дизельных двигателей, собранных после 2009. |
CF-4 | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для использования в большинстве автомобильных дизельных двигателей, собранных после 2009. |
CF-2 | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для использования в большинстве автомобильных дизельных двигателей, собранных после 2009. Двухтактные двигатели могут иметь требования к смазке, отличающиеся от требований для четырехтактных двигателей. Поэтому для получения информации относительно актуальных рекомендаций необходимо обратиться к производителю. |
CF | Устаревший | УСТАРЕВШАЯ КАТЕГОРИЯ: Введена в 1994. Для предкамерных двигателей внедорожников и других дизельных двигателей, включая двигателя, использующие топливо с содержанием серы свыше 0.5% от массы. Может использоваться вместо масел CD. |
CE | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для использования в большинстве автомобильных дизельных двигателей, собранных после 1994. |
CD-II | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для использования в большинстве автомобильных дизельных двигателей, собранных после 1994. |
CD | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для использования в большинстве автомобильных дизельных двигателей, собранных после 1994. |
CC | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для использования в большинстве автомобильных дизельных двигателей, собранных после 1990. |
CB | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для использования в большинстве автомобильных дизельных двигателей, собранных после 1961. |
CA | Устаревший | ВНИМАНИЕ: Не подходит для использования в большинстве автомобильных дизельных двигателей, собранных после 1959. |
Дизельные двигатели
(Ознакомьтесь с рекомендациями производителя транспортного относительно уровней характеристик масла)
Категория | Статус | Применение |
---|---|---|
FA-4 | Действующий | Категория API FA-4 включает определенные масла XW-30, которые были специально разработаны для использования в высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, спроектированных согласно стандартам по выбросу парниковых газов на шоссе для моделей 2017 (GHG). Эти масла разработаны для использования на трассе с дизельным топливом, содержание серы в котором составляет до 15 частей на миллион (0.0015% от массы). Ознакомьтесь с рекомендациями изготовителя двигателя относительно совместимости с маслами API FA-4. Такие масла разработаны для высокотемпературного диапазона вязкости большого градиента (HTHS) 2.9cP-3.2cP для сокращения выброса парниковых газов. Такие масла особенно эффективны для поддержания надежности системы контроля над выхлопами, в которых используются сажевые фильтры и другие передовые системы очистки. Масла API FA-4 разработаны для улучшенной защиты от окисления масла, потери вязкости из-за смещения и аэрации масла, а также для защиты от загрязнения каталитического нейтрализатора, засорения сажевого фильтра, износа двигателя, отложений на поршнях, ухудшения низко- и высокотемпературных свойств и увеличения вязкости из-за сажи. Масла API FA-4 не взаимозаменяемы и не совместимы с маслами API CK-4, CJ-4, CI-4 с CI-4 PLUS, CI-4 и CH-4. Чтобы установить возможность использования масел API FA-4, необходимо обратиться к рекомендациям изготовителя двигателя. Масла API FA-4 не рекомендуются для использования с топливом с содержанием серы свыше 15 частей на миллион. Относительно топлива с содержанием серы свыше 15 частей на миллион необходимо обратиться к рекомендациям изготовителя двигателя. |