Как рисовать гуашью — выбор краски и необходимых материалов для начинающих

Инструменты и материалы для работы гуашью

Перед тем, в ком проснулся творческий зуд и серьезное намерение заниматься рисованием в первую очередь встает вопрос о приобретении необходимых материалов и инструментов. Конечно, также как музыку можно писать на салфетке в кафе, рисовать тоже можно чем угодно и на чём угодно. Хотя, может, лучше оставить роспись обоев нашим детям или отложить до тех времен, когда наша креативность возрастет на столько, чтобы можно было нарисовать небо на потолке или порталы в другие миры на стенах и потренироваться с помощью привычного и стандартного набора художников: красок, кситей и бумаги. Самой подходящей и распространенной для обучения живописи краской, пожалуй, является гуашь.

Люди бывают разные. Кто-то стремится сразу же приобретать самые хорошие и дорогие материалы для живописи, другие наоборот считают что начинать можно с более дешевых, а когда чему-то научаться перейти на дорогие и профессиональные. Я не сторонник излишнего фанатизма, к тому же самые дорогие краски и кисти не сделают человека автоматически художником, но как плохо настроенный инструмент может безнадежно испортить слух начинающего музыканта, так и плохие художественные материалы могут испортить настроение начинающему художнику. В любом случае, выбор останется за вами, а я могу лишь поделиться своим опытом.

Гуашевые краски

Гуашь является водорастворимой краской, состоящей из тонко перетертых красящих пигментов и водно-клеевых связующих. Она ложится на поверхность плотным непрозрачным слоем и при высыхании приобретает матовую бархатистость. Одно из преимуществ гуаши для начинающих в том, что нижние слои не просвечивают через верхние и в рисунок можно легко вносить исправления.

В нашей стране гуашь продается обычно в пластиковых баночках разного объема, в наборах с широкой цветовой гаммой или по отдельности. За границей гуашь чаще встречается в тюбиках. Существенных различий в марках красок я не вижу и мои предпочтения здесь часто зависят от ассортимента магазина. Если у кого-то есть своё мнение по этому поводу, буду рада о нем узнать. Сейчас также продают всяческую флуоресцентную гуашь или краски с эффектом “металлик”. Для классической живописи они не нужны, но если у вас возникают какие-то необычные идеи – экспериментируйте. Можно купить для начала любой понравившийся набор художественной гуаши, на мой взгляд 12 цветов будет вполне достаточно. Кроме того, по мере рисования вы быстро заметите, что используете чаще всего только несколько основных цветов. Их потом можно докупать по отдельности. У меня, например, очень быстро заканчиваются белила, поэтому я их покупаю сразу баночками по 220 мл, из которых по мере необходимости выкладываю краску в маленькие баночки для удобства. Слишком яркие (“ядовитые”) цвета редко бывают нужны при классической реалистичной живописи. Большую часть других оттенков можно получить смешиванием основных цветов. Поскольку практически во всех гуашевых красках содержится некоторое количество белил, при высыхании они могут сильно высветляться. Стоит иметь это ввиду. Конечный результат может отличаться от цветов, которые вы видите на палитре или еще не просохшей работе.

На чем рисовать гуашью

Рисовать гуашью можно на бумаге, картоне, фанере, холсте или других поверхностях. Я помню как в детстве с мамой разрисовывала гуашью оконные стекла перед Новым годом, а после праздников их можно было легко отмыть. Самой распространенной и доступной основой для гуаши является плотная чертежная бумага или картон. Бумагу лучше выбирать шероховатую, тогда краска будет надежнее сцепляться с поверхностью и ровнее ложиться. Со слишком гладкой бумаги гуашь может осыпаться после высыхания, а во время работы ложиться неровно или собираться “островками”. Я использую обычную чертежную бумагу фабрики “Гознак”. Нужно учитывать, что слишком большое добавление в краску воды может привести к излишнему увлажнению бумаги и как следствие к ее деформации. Впитывая влагу бумага может пойти волнами, что несколько усложняет работу. Хотя часто по мере нанесения красок и просыхания красочного слоя бумага постепенно выравнивается. Картон в силу его плотности деформируется меньше, но и с ним случается подобная мелкая неприятность. Избежать этого можно натягивая лист бумаги на планшет с помощью скотча или если размер планшета позволяет, с помощью зажимов для бумаги. Можно применять и канцелярские кнопки, хотя мне они кажутся неудобными, поскольку оставляют дырочки в бумаге и не дают равномерного натяжения. Скотч для крепления бумаги лучше применять малярный, он надежно держит и натягивает основу, легко отстает от бумаги по завершении, не рвет ее и не оставляет следов клея.

Планшет для рисования

Планшет – это обычная деревянная досочка или фанерка прямоугольной формы для крепления бумаги. Он не является обязательным атрибутом и нужен главным образом для удобства или для работы на пленере (на открытом воздухе). Планшет можно держать на коленях под удобным углом, если не подходит горизонтальная поверхность стола, или поставить его на мольберт. Он позволяет защитить поверхность стола от лишних загрязнений, к нему можно прикрепить лист бумаги, чтобы в процессе работы она не елозила и ее не приходилось постоянно придерживать. Я планшетом пользуюсь редко, в основном для крупноформатных работ. Для рисунков формата А4 мне вполне подходит стол, который я застилаю газетами, чтобы не испачкать. В художественных учебных заведениях бумагу к планшету иногда крепят с помощью клея ПВА, подгибая края, а после окончания срезают готовую работу, но по-моему это излишняя морока.

Кисти для гуаши

Выбор кистей сугубо индивидуален и во многом зависит от предпочтений автора и желаемой техники работы. Со временем вы подберете самые удобные и подходящие для вас кисти. Гуашью можно работать с помощью различных кистей. Если вы хотите рисовать в технике сухой кисти (не разбавляя краску водой), то лучше всего подойдет щетина. При разведении красок водой и для нанесения более тонких слоев лучше выбирать мягкие и упругие кисти, хорошо подойдет синтетика, колонок или ушной волос. Слишком мягкие кисти, например из волоса пони, плохо отдают краску и вбирая воду становятся малоподвижными, в процессе работы могут выгибаться в одну сторону и не хотят затем распрямляться, чего не случается с упругими кистями.

Читайте также:
Классификация и характеристики пигментов для краски

Формы и размеры используемых кистей также зависят от предпочтений художника, формата работы и техники. Кому-то больше нравятся плоские кисти, кому-то круглые, попробуйте те и другие, чтобы решить, что лучше для вас. Попробуйте также различные размеры кисточек. Заведите как минимум три разные кисточки на первых этапах. В качестве общих рекомендаций могу сказать, что для работы над фоном лучше использовать крупную кисть (около 10 мм шириной или больше), мне удобнее плоская. Если наловчиться, то практически весь рисунок можно делать одной большой плоской кистью, работая всей ее поверхностью для покрывания большой площади или боковой частью для более тонких деталей. Хорошо иметь плоскую кисть поменьше (около 3-4 мм шириной) и тонкую круглую кисть для детализации. Для некоторых видов работ удобны веерные кисти, но на начальных этапах они вам скорее всего не понадобятся.

При покупке кистей стоит уделять особое внимание их качеству, волос должен быть надежно скреплен, чтобы ваша кисточка со временем не “облысела”, цоколь не должен шататься на древке или слетать с него. В хорошем магазине вам скорее всего дадут перед покупкой подержать кисточки в руках или даже смочить их водой. Воспользуйтесь шансом, если он есть, проверьте надежность крепления цоколя, если он вертится и пошатывается, или вы видите что шов на нем расходится, лучше не покупать такую кисть, со временем он расшатается сильнее и будет постоянно слетать с древка или пошатываться во время работы. Потрогайте волос кисти. Если при его поглаживании хоть одна ворсинка остается у вас на руках, будьте уверены, что на рисунке они будут оставаться в большом количестве. Такие неприятности могут попортить много крови.

Кисть – главный инструмент художника. Поэтому если желание рисовать у вас не на один день, то кисти лучше сразу приобретать хорошего качества, профессиональные, с длинной ручкой. Сделаю бесплатную рекламу и посоветую кисти под брендом Roubloff, еще хорошие кисти марки Гамма и Sonnet. У этих кистей надежная обжимка, они удобны в работе, прекрасно держат форму и не деформируются.

Палитры для гуаши

Палитры бывают разных форм и размеров. Можно приобрести пластиковую палитру со специальными углублениями, в которые удобно выкладывать краски, составлять цветовые смеси и в таких углублениях краска не будет сохнуть так быстро как на плоской палитре. Однако, красящие пигменты гуаши со временем въедаются в пластик и такие палитры потом становится почти невозможно отмыть, постепенно пластиковые палитры из белых превращаются в радужные. Фарфоровые палитры стоят дороже и они тяжелее пластиковых, но краска в них не въедается, они легко отмываются и при хорошем обращении могут прослужить очень долго. В качестве палитры можно использовать обычную белую тарелку, любую поверхность, не впитывающую влагу, например кусок стекла, а можно пользоваться для смешивания красок и просто отдельным листом бумаги, хотя на него скорее всего не получится выкладывать нужное количество краски.

Что еще пригодится

Тряпочка – верный помощник художника, которым новички иной раз пренебрегают. Она нужна для того, чтобы убирать с кисти излишки воды или протирать их от краски. Я протираю кисть от краски перед тем, как залезть ею в баночку с другим цветом или перед тем как ополоснуть ее в воде, чтобы вода не так быстро загрязнялась. Тряпочки лучше брать из плотного материала: фланели или х/б, можно использовать плотную нетканку или влажные салфетки.

Для ополаскивания кистей и разбавления красок, конечно же, понадобится баночка с водой. Сейчас в продаже можно увидеть специальные баночки-непроливайки. Они имеют крышечку с углубленным отверстием для кисточек и высокими краями, бывают одинарными или двойными. Предполагается, что если вы случайно опрокинете такую баночку, вода из нее не выльется, рискуя испачкать всё вокруг. Если вы не склонны сильно размахивать руками при работе, можно совершенно спокойно обойтись без такой баночки и использовать под воду любую пластиковую или стеклянную емкость. Тем кто не любит часто менять воду во время работы лучше использовать емкость большего объема.

Для нанесения наброска может пригодиться карандаш и ластик, хотя предварительный набросок можно делать и непосредственно краской.

Уход за инструментами

Ухаживайте за вашими инструментами и материалами и тогда они прослужат вам долго и будут радовать. Храните гуашь в плотно закрытых баночках при комнатной температуре, не допуская их охлаждения ниже нуля градусов. Бывает, что красящие пигменты оседают на дно банки, а сверху выделяется клей и вода, поэтому краски нужно периодически тщательно перемешивать, доставая до самого дна баночки, чтобы они были однородной консистенции, время от времени можно добавлять в них немного воды, чтобы они не загустевали и в них не образовывалось комков. После работы нужно обязательно плотно закрывать баночки с краской, чтобы избежать их высыхания. Высохшие краски, конечно, можно восстановить, если залить их водой, оставить на некоторое время, а потом хорошо перемешать, но полностью высохшая гуашь может потерять свои клеевые свойства. Палитры и кисти после работы надо тщательно промывать, можно теплой водой с мылом, чтобы между ворсинками кистей не оставалось краски. Волос плохо промытых кистей может склеиваться. Не оставляйте кисти в банке с водой, тем более волосом вниз, они деформируются и восстановить ровность волоса будет практически невозможно. Храните кисти в специальном футляре или ставьте их в какую-нибудь емкость волосом вверх. Выливайте грязную воду после работы и промывайте баночку. Пусть бережное отношение к инструментам станет хорошей привычкой.

Читайте также:
Особенности, преимущества и недостатки силиконовой краски

Поделиться собственным опытом или задать вопрос можно в комментариях ниже.

Как рисовать гуашью — выбор краски и необходимых материалов для начинающих

Гуашь – популярный материал у профессиональных художников и новичков. Работать с ней удобно, ассортимент средств велик, как и цветовая палитра. Рисунки гуашью очень красивые, «сочные», могут выполняться в разных техниках. Чтобы нарисовать изображение такой краской, надо ознакомиться с ее особенностями и секретами.

Советы начинающим художникам

Хочется рисовать настоящие картины гуашью? Следует начать с приобретения нужных материалов. Для начинающих понадобятся бумага, коробка с красками, кисти, палитра для смешивания тонов, посуда для воды, простой карандаш. В минимальном наборе присутствует 12 основных красок, при их соединении получают самые разнообразные цвета и оттенки. Более опытные мастера имеют и иные инструменты, приспособления – например, мастихин – прибор для смешивания и удаления остатков гуаши, нанесения густой краски на холст.

В начале работы рекомендуется рисование гуашью самых легких изображений – гор, деревьев, пейзажей. Переходить к натюрмортам или портретам стоит только при наличии определенных навыков, после посещения уроков живописи, ИЗО. Эскизы следует тщательно прорисовывать карандашом, это поможет избежать ошибок на бумаге.

Гуашь – основные сведения

Гуашь – это разновидность водяных красок, она состоит из растертых пигментов, белил и водно-клеевых связующих веществ. К последним относятся крахмал, гуммиарабик, декстрин. Также в составе некоторых типов краски содержатся фруктовая камедь, глицерин, мед, масло, акрил.

Основное отличие ее от акварели – в непрозрачности. Гуашь была создана на основе акварели путем введения в нее титановой белой краски для увеличения плотности, частичного высветления тонов, их приглушенности. Для детского творчества используется краска, дополнительно содержащая ПВА.

Работа с гуашью довольно проста, рисунки наносятся на разные виды материалов (бумага, стекло, ткань, камни и т.д.). С помощью такой краски можно претворять в жизнь и нетрадиционные идеи: гуашью рисуют на коже лица, тела, на руках, ногтях. Колеры реализуются в баночках по 10-30 мл, но есть и профессиональные упаковки по 500-1000 мл.

Достоинства гуаши очевидны:

  • отличная кроющая способность, возможность закрывать темные пятна светлыми красками,
  • умеренная стоимость, экономичность расхода,
  • быстрое высыхание,
  • хорошая растворимость в воде,
  • легкость исправления ошибок,
  • возможность разбавить засохшую краску водой.

Все указанные свойства позволяют проводить уроки творчества с детьми с применением гуаши. Она поможет научиться рисовать красиво и правильно, при этом техника может быть абсолютно разной. Готовый рисунок не пачкается, покрывать лаком его не надо, разве что, при выполнении на стекле, ткани или керамике.

Виды гуаши

Не все гуаши обладают универсальными свойствами. В зависимости от вида, качество может различаться. Есть даже сухие порошки, которые нужно разводить до необходимой консистенции водой, хотя в продаже они встречаются редко.

Художественная

Данный тип краски еще называют профессиональной. Она максимально ориентирована на создание больших, красивых картин, отличается матовой бархатистостью, высокой кроющей способностью. Мазок материала в один слой будет ярким, насыщенным, легко перекроет акварель. Обычно художественная гуашь реализуется по 36 флаконов в одном наборе (ее можно найти по коду ОКПД 2 среди канцтоваров). Для создания некоторых марок художественной краски используют дорогостоящий гуммиарабик.

Плакатная

Такой краской рисуют плакаты, театральные декорации, поэтому она включает яркие пигменты и клей для стойкости и быстрой сушки. Кроме того, вместо белил тут присутствует каолин, что делает рисунки неподверженными скорому выгоранию. Работать гуашью можно на фанере, картоне, холсте. Чаще всего плакатная гуашь реализуется в наборах по 24 баночки.

Флуоресцентная

Кроме классических вариантов расцветок, в продаже можно встретить оригинальные флуоресцентные краски. Они представляют собой суспензии флуоресцирующих пигментов – раствор красителей, люминофоров на органических смолах. В гуашь добавляют клей ПВА, антисептик и пластификаторы.

Благодаря введенным пигментам, краски смотрятся ярко, обладают свойством светиться под влиянием ультрафиолета. Кроющая способность у таких гуашей ниже, поэтому их наносят только на основания белого цвета тонкими мазками. Есть даже неоновые краски – они сами по себе светятся в темноте.

Акриловая

Гуашь на основе акрила встречается нечасто, но ее свойства отличаются от таковых у обычной краски. Благодаря акрилатам, средство идеально схватывается с любыми поверхностями, рисунок получается более ярким и максимально стойким к механическим повреждениям.

Выбор кисти для рисования

Для работы с гуашью не подходят слишком мягкие кисточки. Лучше всего приобретать кисти из шерсти белки – они умеренно мягкие, имеют острый кончик, позволяют наносить тонкие мазки с четкими контурами. Но для больших рисунков такие изделия могут показаться недостаточно упругими, и работа замедлится. Также к минусам беличьих кисточек можно отнести слишком быструю истираемость.

Колонковые кисти более износоустойчивы и упруги, зато цена их на порядок выше, чем стоимость беличьих. Для растушевки, создания фона, заливки можно применять кисти из шерсти козы, синтетические изделия (нейлоновые). Текстурная поверхность на холсте, бумаге хорошо получается при использовании кисточки из свиной щетины.

Если гуашь развести водой до более жидкой консистенции, неплохо подойдет кисть из шерсти барсука. Для создания особых эффектов профессионалы иногда используют резиновые, силиконовые кисти, но для обучения детей и новичков они не подходят. Для рисования натюрморта также можно использовать поролоновые губки, валики, обычные бумажные салфетки. Некоторые техники предполагают работу ниткой вместо кисти.

Какую форму кисти выбрать для гуаши? Вот основные рекомендации:

  • плоские – применяются для заливки фона, нанесения широких мазков, выполнения крупных деталей,
  • круглые и овальные – универсальные, меняют толщину в зависимости от силы нажима,
  • контурные – используются для прорисовки отдельных деталей,
  • веерные – ими заливают фон, применяют в технике лессировки.
Читайте также:
Как состарить покраской стены, древесину или металл?

Поверхности для основы рисунка

Гуашью можно создавать настоящие шедевры практически на любом полотне и материале, главное, чтобы он был плотным.

Бумага

Самые легкие рисунки новичкам рекомендуется делать на бумажной основе. Следует выбирать ватман формата А3 или бумагу формата А4, но с увеличенной плотностью. Ватман гладкий, краска ложится на него идеально, при этом основа не размокает. Если же бумага будет тонкой, от попадания гуаши она сразу начнет коробиться.

Неплохим вариантом для создания рисунка является картон. Он должен быть белым, однородным по текстуре. В некоторых случаях (в зависимости от специфики рисунка) допускается применение цветного или тонированного картона. Гофрокартон и гуашь, напротив, несовместимы – основа со временем деформируется.

Фанера

Работать гуашью по фанере – одно удовольствие. Этот материал никогда не размокнет, если имеет высокое качество и гладкое покрытие. На фанере не должно быть пятен, которые могут проступить даже из-под слоя краски.

Стекло

Для работы со стеклом тоже может использоваться гуашь. Обычно ею расписывают бокалы, тарелки, витражи, поделки. Рекомендуется вначале выполнить набросок карандашом на обычном листе бумаги, затем при помощи копирки перенести на стекло. После можно наносить краску.

К сожалению, водная основа гуаши не позволяет сохранить рисунки на стекле на долгий срок. Но это может стать большим плюсом, ведь можно изображать каждый раз новые картинки – например, делать рисунки на Новый год на оконном стекле. Ребенку понравится осуществлять свои задумки, легко корректируя детали при помощи влажной салфетки. Хорошо ложится гуашь на стеклянные бутылки – не течет, быстро сохнет. Сверху готовое изделие можно покрыть лаком.

Ткань

Модные принты на футболках, юбках и брюках сейчас на пике популярности. Также по ткани рисуют мастерицы, делающие шторы, изделия для детей. Конечно, обычный рисунок гуашью на ткани длительно не продержится, разве что, при бережном обращении. Попадание воды, стирка смоют краску окончательно. Поэтому для закрепления принта в краску вводят лак или клей либо покрывают готовый рисунок особым лаком для материи. Если же предполагается стирать такую вещь, лучше применять не гуашь, а специальные акриловые колеры.

Техники рисования гуашью

Существует огромное количество методик, по которым можно научиться рисовать, – пошаговые рекомендации, видео, мастер-классы есть в интернете. Разработана даже уникальная методика «правополушарное рисование» — для создания рисунка не нужно задействовать логику. Вся работа длится несколько минут, в итоге получается оригинальная картина. Далее описаны самые популярные методики рисования с применением гуаши.

Лессировка

Под лессировкой понимают поэтапное нанесение прозрачных, полупрозрачных слоев гуаши после полного высыхания предыдущего слоя. Это позволит получить сложные тона путем оптического смешивания колеров. Нанесение краски до сушки первого слоя приводит к порче рисунка, получению «грязного» цвета. Эффект прозрачности достигается разведением краски водой. Количество слоев – не больше 5.

Пастозная техника

В этом случае на рабочую поверхность наносятся густые мазки без разбавления гуаши. Фактура, конкретные тона будут зависеть от направления мазков. Для идеального результата в гуашь добавляют ПВА – он не даст слою краски растрескаться, хотя толстые мазки все равно наносить не нужно.

Сграффито

В данной технике вначале на основу наносят светлые мазки, затем, после их высыхания, работают с темной краской – черной, синей и т.д. После окончательной сушки рисунка берут специальную иглу, острую палочку или нож и царапают верхний слой, обнажая нижний. Техника сродни гравюре, но выполняется в первые несколько минут (гуашь сохнет быстро). В итоге создаются оригинальные фактуры, особенно на переднем плане рисунка.

Смешанная техника

В таком варианте используют разные техники, например, фон выполняют растушевкой, рисунок на нем – акриловыми красками. Также гуашь используют на одной картине вместе с акварелью, маслом, пастелью, темперой.

Секреты работы с гуашью

Есть ряд советов, которые художники всегда соблюдают при работе с краской. Вот основные из них:

  • рисовать от темного к светлому – вначале прорисовывать темные тона, потом ставить блики, светлые пятна,
  • соединять оттенки, не забывая про световой круг (цвета, находящиеся рядом, дают тона без грязи, серой примеси),
  • для прорисовки контура брать тон из противоположного сектора,
  • тени рисовать синим, зеленым, фиолетовым, но не черным,
  • исправлять помарки после полного высыхания гуаши,
  • при сушке гуашь посветлеет, потому нужно брать более яркие цвета,
  • вместо палитры для смешивания красок можно применять картон, дощечку,
  • облака на небе рисуют обычными белилами, траву – зеленой краской, а деревья – более светлым, чем трава, зеленым тоном.

Продвигаться в мастерстве надо поэтапно, от простого к сложному, тогда рисунки будут выходить все удачнее.

Мастер-класс: написание картины гуашью

Несложный пример, как пошагово сделать настоящую картину (зимнее дерево):

  1. Начинать следует с фона – снега, неба. В зоне, где будет дерево, надо сделать небо более ярким.
  2. После сушки фона карандашом нарисовать дерево с веточками. Затем провести контуры краской, хорошо прорисовав ствол, коричневые ветки, на кончиках сделать их белыми от снега. На основных ветках следует рисовать больше малых ответвлений.
  3. Сделать детализацию. Для этого высветлить маленькие веточки, а ствол «усилить» темно-коричневой, черной гуашью. Добавить веткам серых теней.
  4. Для выполнения более яркой картины можно ввести в фон розовый, голубой цвет – как оттенки неба.

Для украшения рисунка также можно нарисовать животных, птиц, гирлянду – все, что подскажет фантазия. Гуашь быстро станет любимым материалом для творчества, ведь работать с ней легко и увлекательно!

Как рисовать гуашью — выбор краски и необходимых материалов для начинающих

Гуашь – популярный материал у профессиональных художников и новичков. Работать с ней удобно, ассортимент средств велик, как и цветовая палитра. Рисунки гуашью очень красивые, «сочные», могут выполняться в разных техниках. Чтобы нарисовать изображение такой краской, надо ознакомиться с ее особенностями и секретами.

Читайте также:
Покраска деревянного стола своими руками

Советы начинающим художникам

Хочется рисовать настоящие картины гуашью? Следует начать с приобретения нужных материалов. Для начинающих понадобятся бумага, коробка с красками, кисти, палитра для смешивания тонов, посуда для воды, простой карандаш. В минимальном наборе присутствует 12 основных красок, при их соединении получают самые разнообразные цвета и оттенки. Более опытные мастера имеют и иные инструменты, приспособления – например, мастихин – прибор для смешивания и удаления остатков гуаши, нанесения густой краски на холст.

В начале работы рекомендуется рисование гуашью самых легких изображений – гор, деревьев, пейзажей. Переходить к натюрмортам или портретам стоит только при наличии определенных навыков, после посещения уроков живописи, ИЗО. Эскизы следует тщательно прорисовывать карандашом, это поможет избежать ошибок на бумаге.

Гуашь – основные сведения

Гуашь – это разновидность водяных красок, она состоит из растертых пигментов, белил и водно-клеевых связующих веществ. К последним относятся крахмал, гуммиарабик, декстрин. Также в составе некоторых типов краски содержатся фруктовая камедь, глицерин, мед, масло, акрил.

Основное отличие ее от акварели – в непрозрачности. Гуашь была создана на основе акварели путем введения в нее титановой белой краски для увеличения плотности, частичного высветления тонов, их приглушенности. Для детского творчества используется краска, дополнительно содержащая ПВА.

Работа с гуашью довольно проста, рисунки наносятся на разные виды материалов (бумага, стекло, ткань, камни и т.д.). С помощью такой краски можно претворять в жизнь и нетрадиционные идеи: гуашью рисуют на коже лица, тела, на руках, ногтях. Колеры реализуются в баночках по 10-30 мл, но есть и профессиональные упаковки по 500-1000 мл.

Достоинства гуаши очевидны:

  • отличная кроющая способность, возможность закрывать темные пятна светлыми красками;
  • умеренная стоимость, экономичность расхода;
  • быстрое высыхание;
  • хорошая растворимость в воде;
  • легкость исправления ошибок;
  • возможность разбавить засохшую краску водой.

Все указанные свойства позволяют проводить уроки творчества с детьми с применением гуаши. Она поможет научиться рисовать красиво и правильно, при этом техника может быть абсолютно разной. Готовый рисунок не пачкается, покрывать лаком его не надо, разве что, при выполнении на стекле, ткани или керамике.

Виды гуаши

Не все гуаши обладают универсальными свойствами. В зависимости от вида, качество может различаться. Есть даже сухие порошки, которые нужно разводить до необходимой консистенции водой, хотя в продаже они встречаются редко.

Художественная

Данный тип краски еще называют профессиональной. Она максимально ориентирована на создание больших, красивых картин, отличается матовой бархатистостью, высокой кроющей способностью. Мазок материала в один слой будет ярким, насыщенным, легко перекроет акварель. Обычно художественная гуашь реализуется по 36 флаконов в одном наборе (ее можно найти по коду ОКПД 2 среди канцтоваров). Для создания некоторых марок художественной краски используют дорогостоящий гуммиарабик.

Плакатная

Такой краской рисуют плакаты, театральные декорации, поэтому она включает яркие пигменты и клей для стойкости и быстрой сушки. Кроме того, вместо белил тут присутствует каолин, что делает рисунки неподверженными скорому выгоранию. Работать гуашью можно на фанере, картоне, холсте. Чаще всего плакатная гуашь реализуется в наборах по 24 баночки.

Флуоресцентная

Кроме классических вариантов расцветок, в продаже можно встретить оригинальные флуоресцентные краски. Они представляют собой суспензии флуоресцирующих пигментов – раствор красителей, люминофоров на органических смолах. В гуашь добавляют клей ПВА, антисептик и пластификаторы.

Благодаря введенным пигментам, краски смотрятся ярко, обладают свойством светиться под влиянием ультрафиолета. Кроющая способность у таких гуашей ниже, поэтому их наносят только на основания белого цвета тонкими мазками. Есть даже неоновые краски – они сами по себе светятся в темноте.

Акриловая

Гуашь на основе акрила встречается нечасто, но ее свойства отличаются от таковых у обычной краски. Благодаря акрилатам, средство идеально схватывается с любыми поверхностями, рисунок получается более ярким и максимально стойким к механическим повреждениям.

Выбор кисти для рисования

Для работы с гуашью не подходят слишком мягкие кисточки. Лучше всего приобретать кисти из шерсти белки – они умеренно мягкие, имеют острый кончик, позволяют наносить тонкие мазки с четкими контурами. Но для больших рисунков такие изделия могут показаться недостаточно упругими, и работа замедлится. Также к минусам беличьих кисточек можно отнести слишком быструю истираемость.

Колонковые кисти более износоустойчивы и упруги, зато цена их на порядок выше, чем стоимость беличьих. Для растушевки, создания фона, заливки можно применять кисти из шерсти козы, синтетические изделия (нейлоновые). Текстурная поверхность на холсте, бумаге хорошо получается при использовании кисточки из свиной щетины.

Если гуашь развести водой до более жидкой консистенции, неплохо подойдет кисть из шерсти барсука. Для создания особых эффектов профессионалы иногда используют резиновые, силиконовые кисти, но для обучения детей и новичков они не подходят. Для рисования натюрморта также можно использовать поролоновые губки, валики, обычные бумажные салфетки. Некоторые техники предполагают работу ниткой вместо кисти.

Какую форму кисти выбрать для гуаши? Вот основные рекомендации:

  • плоские – применяются для заливки фона, нанесения широких мазков, выполнения крупных деталей;
  • круглые и овальные – универсальные, меняют толщину в зависимости от силы нажима;
  • контурные – используются для прорисовки отдельных деталей;
  • веерные – ими заливают фон, применяют в технике лессировки.

к содержанию ↑

Поверхности для основы рисунка

Гуашью можно создавать настоящие шедевры практически на любом полотне и материале, главное, чтобы он был плотным.

Бумага

Самые легкие рисунки новичкам рекомендуется делать на бумажной основе. Следует выбирать ватман формата А3 или бумагу формата А4, но с увеличенной плотностью. Ватман гладкий, краска ложится на него идеально, при этом основа не размокает. Если же бумага будет тонкой, от попадания гуаши она сразу начнет коробиться.

Читайте также:
Как и чем можно покрасить тротуарную плитку?

Неплохим вариантом для создания рисунка является картон. Он должен быть белым, однородным по текстуре. В некоторых случаях (в зависимости от специфики рисунка) допускается применение цветного или тонированного картона. Гофрокартон и гуашь, напротив, несовместимы – основа со временем деформируется.

Фанера

Работать гуашью по фанере – одно удовольствие. Этот материал никогда не размокнет, если имеет высокое качество и гладкое покрытие. На фанере не должно быть пятен, которые могут проступить даже из-под слоя краски.

Стекло

Для работы со стеклом тоже может использоваться гуашь. Обычно ею расписывают бокалы, тарелки, витражи, поделки. Рекомендуется вначале выполнить набросок карандашом на обычном листе бумаги, затем при помощи копирки перенести на стекло. После можно наносить краску.

К сожалению, водная основа гуаши не позволяет сохранить рисунки на стекле на долгий срок. Но это может стать большим плюсом, ведь можно изображать каждый раз новые картинки – например, делать рисунки на Новый год на оконном стекле. Ребенку понравится осуществлять свои задумки, легко корректируя детали при помощи влажной салфетки. Хорошо ложится гуашь на стеклянные бутылки – не течет, быстро сохнет. Сверху готовое изделие можно покрыть лаком.

Ткань

Модные принты на футболках, юбках и брюках сейчас на пике популярности. Также по ткани рисуют мастерицы, делающие шторы, изделия для детей. Конечно, обычный рисунок гуашью на ткани длительно не продержится, разве что, при бережном обращении. Попадание воды, стирка смоют краску окончательно. Поэтому для закрепления принта в краску вводят лак или клей либо покрывают готовый рисунок особым лаком для материи. Если же предполагается стирать такую вещь, лучше применять не гуашь, а специальные акриловые колеры.

Техники рисования гуашью

Существует огромное количество методик, по которым можно научиться рисовать, – пошаговые рекомендации, видео, мастер-классы есть в интернете. Разработана даже уникальная методика «правополушарное рисование» — для создания рисунка не нужно задействовать логику. Вся работа длится несколько минут, в итоге получается оригинальная картина. Далее описаны самые популярные методики рисования с применением гуаши.

Лессировка

Под лессировкой понимают поэтапное нанесение прозрачных, полупрозрачных слоев гуаши после полного высыхания предыдущего слоя. Это позволит получить сложные тона путем оптического смешивания колеров. Нанесение краски до сушки первого слоя приводит к порче рисунка, получению «грязного» цвета. Эффект прозрачности достигается разведением краски водой. Количество слоев – не больше 5.

Пастозная техника

В этом случае на рабочую поверхность наносятся густые мазки без разбавления гуаши. Фактура, конкретные тона будут зависеть от направления мазков. Для идеального результата в гуашь добавляют ПВА – он не даст слою краски растрескаться, хотя толстые мазки все равно наносить не нужно.

Сграффито

В данной технике вначале на основу наносят светлые мазки, затем, после их высыхания, работают с темной краской – черной, синей и т.д. После окончательной сушки рисунка берут специальную иглу, острую палочку или нож и царапают верхний слой, обнажая нижний. Техника сродни гравюре, но выполняется в первые несколько минут (гуашь сохнет быстро). В итоге создаются оригинальные фактуры, особенно на переднем плане рисунка.

Смешанная техника

В таком варианте используют разные техники, например, фон выполняют растушевкой, рисунок на нем – акриловыми красками. Также гуашь используют на одной картине вместе с акварелью, маслом, пастелью, темперой.

Секреты работы с гуашью

Есть ряд советов, которые художники всегда соблюдают при работе с краской. Вот основные из них:

  • рисовать от темного к светлому – вначале прорисовывать темные тона, потом ставить блики, светлые пятна;
  • соединять оттенки, не забывая про световой круг (цвета, находящиеся рядом, дают тона без грязи, серой примеси);
  • для прорисовки контура брать тон из противоположного сектора;
  • тени рисовать синим, зеленым, фиолетовым, но не черным;
  • исправлять помарки после полного высыхания гуаши;
  • при сушке гуашь посветлеет, потому нужно брать более яркие цвета;
  • вместо палитры для смешивания красок можно применять картон, дощечку;
  • облака на небе рисуют обычными белилами, траву – зеленой краской, а деревья – более светлым, чем трава, зеленым тоном.

Продвигаться в мастерстве надо поэтапно, от простого к сложному, тогда рисунки будут выходить все удачнее.

Мастер-класс: написание картины гуашью

Несложный пример, как пошагово сделать настоящую картину (зимнее дерево):

  1. Начинать следует с фона – снега, неба. В зоне, где будет дерево, надо сделать небо более ярким.
  2. После сушки фона карандашом нарисовать дерево с веточками. Затем провести контуры краской, хорошо прорисовав ствол, коричневые ветки, на кончиках сделать их белыми от снега. На основных ветках следует рисовать больше малых ответвлений.
  3. Сделать детализацию. Для этого высветлить маленькие веточки, а ствол «усилить» темно-коричневой, черной гуашью. Добавить веткам серых теней.
  4. Для выполнения более яркой картины можно ввести в фон розовый, голубой цвет – как оттенки неба.

Для украшения рисунка также можно нарисовать животных, птиц, гирлянду – все, что подскажет фантазия. Гуашь быстро станет любимым материалом для творчества, ведь работать с ней легко и увлекательно!

Как красиво рисовать гуашью, если вы – начинающий художник

Глядя на картины известных художников, невольно восхищаешься их творчеством, умением изобразить в ярких красках окружающий мир. Каждый из нас также может попытаться овладеть искусством рисования и сделать это увлечение своим любимым занятием. Здесь представлены красивые рисунки гуашью для начинающих, они позволят испытать свой талант в живописи и овладеть техникой рисования красками.

Что нужно знать начинающим художникам?

Чтобы усвоить технику рисования гуашью для начинающих, необходимо иметь для работы:

  • Набор гуашевых красок из двенадцати цветов.

  • Пару плоских кистей из свиной щетины.

  • Палитру и посуду с водой.
Читайте также:
Виды и характеристики огнезащитных красок для металлических конструкций

Аромат гуашевых красок каждому знаком с детства. Как рисовать гуашью, понять не трудно, техника такого рисования довольно проста. Рисовать необходимо, начиная с наброска рисунка карандашом.

Для нанесения краски и ее смешивания используют мастихин. С его помощью можно наносить краску ровными мазками.

С раннего возраста мы рисуем гуашью в альбоме простой незатейливый пейзаж. Но, нарисовать такими красками можно и узоры, и цветы, горы, и даже городские постройки. Для начинающих работать с гуашью – просто идеальный вариант.

Прорисовывая эскиз карандашом, удается избежать ошибок и сделать работу аккуратно. Если же размазывать и смешивать краски непосредственно на холсте, то получится просто грязь на картине. Поэтому можно добавить в гуашь немного воды и она превратится в акварель.

Чтобы узнать, как научиться рисовать гуашью красиво, нужно познакомиться с поэтапной техникой. Эта методика заключается в том, что в ходе рисования гуашь наносится только горизонтально.

Первым делом нарисуем темные фрагменты картины, а уже потом светлым цветом изображаем блики. В результате получаем нужный цвет без следов грязи.

Техники рисования гуашью

Среди известных художникам техник раскрашивания картины гуашью распространенными являются следующие:

  1. Влажным слоем краски по еще не высохшему слою. В этом случае краска ложится плотно и долго сохнет. Такой метод более подходит для рисования акварелью.
  2. Сухой кистью производится нанесение гуашевых красок на высохший слой.
  3. С помощью губки создается фактурная картина. Эта техника идеально подходит, когда мы рисуем осенний пейзаж, можно легко изобразить яркие краски золотой осени.
  4. Новичку поднимет настроение и поможет побороть волнение техника разбрызгивания краски по холсту. Достаточно смочить кисть в краске и разбрызгать гуашь по бумаге или полотну. Получается яркая и красивая живопись. Обязательно научись этому способу нанесения краски, который помогает натренировать руку.

Разумеется, мы не нарисуем картину без правильно подобранной кисти. Желательно выбирать кисточки из нейлона, козьего или свиного волоса.

На видео: как красиво нарисовать небо гуашью.

Виды гуаши

Гуашь пригодна для рисования на картоне, бумаге, холсте и других поверхностях. Но не всякая гуашь обладает такими универсальными свойствами. Рассмотрим основные виды таких красок:

  • Художественная гуашь. Пригодна для нанесения на поверхности, предназначенные только для рисования. Она впитывается в материал и позволяет наносить второй слой, делая краски на картине более насыщенными и яркими.

  • Плакатная гуашь. Обладает более насыщенным пигментом и яркими красящими способностями. Ею разукрашивают театральные декорации. Детская гуашь содержит в своем составе клей ПВА, поэтому она быстро высыхает. Такой гуашью удобно работать на фанере, керамике или холсте. А вот акриловая краска отлично ложится на любые поверхности, а после высыхания не смывается и не теряет свой первоначальный цвет.

  • Флуоресцентная гуашь. Удивительна по своим свойствам и качеству. Под воздействием ультрафиолетовых лучей она светится. Цвет является слишком ярким, что придает рисунку особую красоту.

Дополнительные рекомендации

Пошаговый способ помогает постичь основы рисования гуашью даже детям. Такие уроки позволят освоить это прекрасное творчество и научиться рисовать в определенной последовательности, правильно подобрать краски для отражения реальной красоты природы, представителей растительного и животного мира на холсте.

Создавать картины природы, как и рисунки на любую другую тему, необходимо с карандашного наброска. Проще всего рисовать, начиная с верхней части холста или листа бумаги. Как правило, вверху находится небо, которое по карандашным контурам окрашивается в синий цвет.

Облака рисуют белилами, нанеся кистью белые блики по синему небу.

Горы изображаются коричневыми красками, а растительность – зелеными тонами. Деревья внизу изображают более светлой или темно-зеленой гуашью. Главное, чтобы цвета на картине выглядели как в реальности. Краски можно смешивать прямо на листе, периодически меняя воду. Для изображения тонких линий нужно правильно подобрать кисточку.

Пользуясь гуашью, необходимо придерживаться следующих советов:

  • Приобрести гуашь можно в тюбиках или в баночках, каждый выбирает наиболее удобную для себя упаковку.
  • Цвета нужно выбирать те, которые понадобятся для работы над картиной.
  • Пробы нужно делать на палитре, только подобрав нужный цвет, переносить его на холст.
  • Если краска трескается, в нее добавляют немного гуммиарабика и тщательно размешивают.
  • Чтобы нанести следующий слой, нужно дождаться, пока высохнет предыдущий.
  • Желательно после высыхания покрыть картину лаком.

Постигнув технику рисования, можно добиться успехов в художественном творчестве. Продвигаясь пошагово, от простого к сложному, начинающие художники постепенно овладевают техникой рисования гуашью. Ниже представлены видеоуроки, задача которых — помочь максимально точно изобразить выбранный сюжет на полотне. Такой поэтапный подход позволяет быстрее научиться работать с такими красками, как гуашь.

Уроки рисования гуашью для начинающих (2 видео)


Какие бывают краски для рисования

Здравствуйте, мои любимые читатели! Искусство зародилось еще во времена первых людей, и тогда люди рисовали любым пригодным для этого материалом. Но сегодня, в двадцать первом веке появилось очень много материалов для рисования, поэтому эта статья расскажет вам о том, какие бывают краски для рисования.

  1. Акварель
  2. Гуашь
  3. Масло
  4. Акрил
  5. Темпера
  6. Пастель
  7. Необычные краски
  8. Вот и все

Акварель

Один из самых известных и распространенных материалов для рисования. Акварель используют для обучения детей азам рисования, чтобы познакомить их с миром красок и цветов. И одновременно с ними этим материалом пользуются профессиональные художники и просто любители рисовать.

Сама акварель впервые появилась в Китае почти сразу после изобретения бумаги. Фактура краски очень приятная, мягкая и воздушная, с ее помощью можно изображать все что угодно вашей душе, даже если это «Что-то» не имеет определенной формы.

Слои краски легко ложатся друг на друга и помогают добиться эффекта объема, высыхают быстро и не смазываются. Акварель можно использовать и с другими материалами для рисования, например, обводить контуры маркерами или смешивать стили рисования с другими красками, хорошо сочетается с нею акрил, как и гуашь, масло и т.д.

Читайте также:
Как и чем покрасить изделия из нержавейки

Хранить акварель стоит в сухих условиях и подальше от солнца, или как минимум плотно закрывать крышку. Сама по себе она не привередлива, но из-за солнца рисунок может выцвести и потерять яркость, сама акварель, пересыхая, теряет часть своих свойств и начинает сыпаться, что не очень приятно.

Бумагу под основу рисунка можно использовать любую, но чем плотнее, тем лучше, так как акварель очень водянистая из-за чего тонкая бумага разбухает и теряет форму.

Гуашь

Рисунок этим материалом кажется бархатным на ощупь и вид, но может марать руки и смазываться, но не очень сильно. Чаще художники по неопытности наносят слишком толстый слой краски, из-за чего после высыхания этот участок может осыпаться.

Эти краски также стоит держать вдали от солнца, а главное — хорошо закрывать крышку, иначе даже вода не сможет их реанимировать, если вы надолго забудете их открытыми.

Для тех, кто захотел их попробовать как материал, для начинания стоит узнать пару советов.

  • Гуашь любит воду, но не стоит перебарщивать. Слишком много воды может привести к тому, что окончательная работа будет липкой и не высохнет.
  • Если у вас что-то не получилось, не стоит унывать. Эта краска легко перекрывает предыдущий слой, чем можно воспользоваться для исправления ошибок.
  • Бумагу можно использовать любую. Эта краска не настолько водная как акварель, но если вы хотите сохранить работу надолго, то лучше использовать плотный материал, который дольше не портится.

Интересный факт, но Рубенс и Пикассо так же использовали гуашь. В наше время многие считают, что это исключительно детские краски, но это не так. Испокон веков гуашью пользовались как раз профи своего дела, даже если мы запомнили их как материал из детства.

Масло

О масляных красках знают почти все, это один из самых распространенных материалов для рисования, но чаще всего ими пользуются только профессионалы или продвинутые любители. У масла есть несколько своих особенностей.

Материал долго засыхает, это и хорошо и плохо, во время рисования у вас много времени для каких либо изменений или дорисовок, но любое неосторожное движение может смазать работу.

Цвета можно накладывать несколькими слоями и они легко перекрывают друг друга, а при необходимости смешиваются прямо на холсте. Так же при работе с маслом многие пользуются приемом снятия слоя, это легко можно сделать при помощи шпателя, ткани или мастихина.

Маслом лучше всего рисовать на тканевых холстах, текстиль способствует отличному сцеплению этой довольно вредной краски. Сохнет такая краска не меньше 16 дней, но максимум составляет всего около месяца.

Набор стандартных красок обычно имеет всего шесть цветов + белила, существует более ста оттенков масла, но создать их можно самостоятельно, поэтому в покупке огромных наборов часто нет смысла.

Акрил

Золотая середина художественных материалов, о которой мало кто знает. Акрил часто путают с акварелью из-за названия, и с гуашью из-за внешнего вида, но они совсем не похожи.

Совершенно не такие, как масло, они засыхают в самые короткие сроки, иногда даже быстрее акварели. Но при этом имеют немного маслянистую консистенцию.

После высыхания слоя, сверху на него можно наложить следующий, а при ошибке сразу же стереть тканью. Только что наложенные краски сотрутся, а предыдущий слой останется не тронутым. Это очень помогает при обучении акрилу и знакомству с краской.

Акрил ложится совершенно на любой материал, он не привередлив в применении, ему подходит бумага, картон, холст, дерево, пластик, стекло и даже метал. Также акрилом можно создавать объем и придавать картине жизнь, делая ее более реалистичной.

Если разбавить цвет водой на палитре и рисовать по «мокрому», то создается эффект акварели, а без разбавления и работе по «сухому» краска похожа на гуашь или масло. На высохший слой можно наклеивать бумажный скотч, после удаления он не оставит следов, а краска не повредится.

Темпера

Краска из древности, ее использовали на протяжении веков еще до создания масляных красок. Впервые темпера появилась в древнем Египте и использовалась для росписи саркофагов. Многие иконописцы использовали этот материал, а так же всемирно знаменитые художники.

Сегодня принцип создания этих красок немного изменился, но качества даже улучшились, несмотря на это краска не так популярна по сравнению с другими. Разновидности этой краски перекликаются с другими, ведь она была их прародительницей. Всего существует пять разновидностей: яичная, акриловая, казеиново-масляная, воско-масляная и поливинилацетатная.

У темперы множество преимуществ. С ней можно использовать стили и приемы от других красок. Сама краска более устойчива не только перед влагой, но и перед течением времени, солнцем или к резким перепадам температуры. По скорости высыхании она лишь немногим уступает акрилу.

Пастель

Увидев пастель, вы совершенно не признаете их красками, потому что выглядят они как детские восковые мелки. Для рисования пастелью не нужна вода или кисти (только в редких исключениях), а только сами мелки и бумага или холст. Несмотря на это пастель все еще является «краской». Всю пастель делят на четыре вида: сухая, масляная, восковая и акварельная.

Восковые мелки, которыми часто рисуют дети, и есть разновидность пастели, просто об этом мало кто знает, а сами художники не любят пользоваться восковой разновидностью, только если это не книжные иллюстраторы.

Сухую в свою очередь делят также по мягкости. Ультрамягкая почти не содержит в себе связующего компонента, благодаря которому добиваются затвердевания.

Поэтому продают ее в баночках и рисуют при помощи спонжев. Сухая — самая распространенная среди пастели. Мягко и без затруднений ложится на бумагу, хорошо тушуется и отлично смешивает оттенки. Так же сухую пастель часто комбинируют с другими красками, например с акварелью или акрилом и чаще всего используют сразу все виды мягкости.

Читайте также:
Преимущества и недостатки поливинилацетатных красок

Единственный минус заключается в хрупкости готовой работы, ее легко испортить неосторожным движением, поэтому ее либо опрыскивают специальным раствором, либо помещают в рамку под антибликовое стекло. Такое стекло часто используют в картинных галереях не только для картин из этой краски.

Масляная пастель довольно вредный материал. Она не допускает тушевки, а ее цвета почти не смешиваются или делают это крайне неохотно, но сама по себе она не требует дополнительной фиксации. Сам материал кажется немного жирным на ощупь.

Акварельная пастель допускает размытие водой, что добавляет работе эффект акварельной живописи и воздушной легкости.

Необычные краски

Краски с блестками. Профессионалы их не признают, но для детей любых возрастов — это любимая игрушка, а художники любители любят придать своей работе необычный особенный штрих.

Перламутровые. Они похожи на краску с блестками, но переливаются сами по себе, благодаря измельченным в пыльцу блесткам, такими красками пользуются реже, но если попробовать, то остановится уже невозможно.

Акварельные карандаши. Это акварель, превращенная в стержень карандаша. Сперва кажется, что она не отличается от обычных карандашей, но достаточно взять чистую кисть и водой размыть рисунок, как мы сразу получаем картину акварелью. Так же это похоже на акварельную пастель.

Акрил для ткани. Краска специально изготовленная для умельцев, которые хотят создать свои собственные и индивидуальные вещи. От обычной ее отличает то, что после высыхания ее невозможно отстирать или соскоблить.

Неоновые. Краски светящиеся в темноте. Существуют такие же материалы для ткани. Одежда с таким рисунком очень популярна среди художников. А в обычных рисунках это можно использовать для эффекта неожиданности, или чтобы показать две стороны одной картины, днем и ночью.

Вот и все

На этом наш небольшой обзор подошел к концу. Творите где угодно и когда угодно, вы можете следовать канонам искусства или придумывать что-то новое. Ищите себя и не бойтесь ошибаться. Подписывайтесь на обновления нашего блога и не пропускайте новые интересные и познавательные статьи.

Как рисовать гуашью — выбор краски и необходимых материалов для начинающих

Гуашь — популярный материал как для профессиональных художников, так и для начинающих. С ним легко работать, спектр носителей широк, как и цветовая палитра. Картины гуашью красивы, «богаты» и могут быть выполнены в различных техниках. Чтобы красить этой краской, нужно знать ее особенности и секреты.

  1. Советы начинающим художникам
  2. Гуашь – основные сведения
  3. Виды гуаши
  4. Художественная
  5. Плакатная
  6. Флуоресцентная
  7. Акриловая
  8. Выбор кисти для рисования
  9. Поверхности для основы рисунка
  10. Бумага
  11. Фанера
  12. Стекло
  13. Ткань
  14. Техники рисования гуашью
  15. Лессировка
  16. Пастозная техника
  17. Сграффито
  18. Смешанная техника
  19. Секреты работы с гуашью
  20. Мастер-класс: написание картины гуашью

Советы начинающим художникам

Хотите рисовать настоящие картины гуашью? Начните с приобретения правильных материалов. Для начинающих понадобится бумага, коробка с красками, кисти, палитра для смешивания оттенков, посуда с водой, простой карандаш. Минимальный набор содержит 12 основных цветов, которые можно комбинировать для получения широкого спектра цветов и оттенков. Более опытные художники имеют другие инструменты и оборудование, такие как нож для палитры, приспособление для смешивания и удаления остатков гуаши и нанесения густой краски на холст.

В начале рекомендуется рисовать гуашью самые яркие изображения — горы, деревья, пейзажи. Переходите к натюрморту или портрету только в том случае, если вы уже умеете это делать и посещали занятия по живописи или искусству. Наброски должны быть тщательно очерчены карандашом, это поможет избежать ошибок на бумаге.

Гуашь – основные сведения

Гуашь является разновидностью акварели и состоит из пигментов, разбавителя и водных связующих. К последним относятся крахмал, камедь акации и декстрин. Некоторые виды красок также содержат фруктовую камедь, глицерин, мед, масло и акрил.

Основное отличие от акварели — непрозрачность. Гуашь была разработана на основе акварели путем введения в краску титанового белого для увеличения плотности, частичного осветления тонов и их приглушения. Для детских работ он используется с ПВА.

Работать с гуашью довольно просто, рисунки можно наносить на все виды материалов (бумага, стекло, текстиль, камни и т.д.). Нетрадиционные идеи также могут быть реализованы с помощью гуаши на коже, на теле, на руках и на ногтях. Гуашь можно купить в баночках по 10-30 мл, но можно приобрести и профессиональные емкости по 500-1000 мл.

Преимущества гуаши очевидны:

  • отличная кроющая способность, способность покрывать темные участки светлыми цветами;
  • низкая стоимость, низкое потребление;
  • быстрое высыхание;
  • хорошая растворимость в воде;
  • легкое устранение дефектов;
  • возможность разбавления высохшей краски водой.

    Все эти свойства позволяют проводить творческие занятия с детьми с использованием гуаши. Это помогает научиться рисовать красиво и правильно, в технике, которая может быть абсолютно разной. Готовые картины не пачкаются, лакировка не требуется, за исключением случаев использования на стекле, ткани или керамике.

    Виды гуаши

    Не все гуаши являются универсальными. В зависимости от типа, качество может быть разным. Существуют даже сухие порошки, которые нужно разводить водой до нужной консистенции, хотя они редко бывают в продаже.

    Художественная

    Этот тип краски также известен как профессиональная краска. Она максимально ориентирована на создание больших, красивых картин и отличается матовой, бархатистой поверхностью и высокой кроющей способностью. Один слой материала будет ярким и насыщенным, легко перекрываясь акварелью. Обычно художественная гуашь продается по 36 флаконов в наборе (ее можно найти под кодом ОКПД 2 среди бумажной продукции). В производстве некоторых марок красок для художников используется дорогой гуммибик.

    Читайте также:
    Чем смыть краску с металла — обзор средств

    Плакатная

    Эта краска используется для росписи плакатов, театральных декораций и поэтому содержит яркие пигменты и клей для стойкости и быстрого высыхания. Кроме того, вместо отбеливания используется каолин, что делает работу устойчивой к обжигу. Гуашь можно использовать на фанере, картоне или холсте. Гуашь для постеров обычно продается в наборах по 24 емкости.

    Флуоресцентная

    В дополнение к классическим гуашевым краскам вы также можете найти оригинальные флуоресцентные краски. Это суспензии флуоресцентных пигментов — раствор красителей и люминофоров на органических смолах. В гуашь добавляют ПВА, антисептики и пластификаторы.

    Введенные пигменты придают краскам яркость и устойчивость к ультрафиолетовому излучению. Кроющая способность таких гуашей меньше, поэтому их используют только на белых подложках, тонкими мазками. Есть даже неоновые цвета, которые светятся в темноте.

    Акриловая

    Акриловая гуашь не очень популярна, но по своим свойствам она отличается от обычной краски. Благодаря акрилатам продукт отлично прилипает к любым поверхностям, цвета становятся ярче, а изображения устойчивы к механическим повреждениям.

    Выбор кисти для рисования

    Кисти для гуаши не должны быть слишком мягкими. Лучше всего подходят кисти для гуаши из беличьей шерсти, они мягкие и остроконечные, дают чистые мазки и четкие контуры. Однако для больших картин они могут оказаться недостаточно гибкими, и работа замедляется. Одним из недостатков многороторных щеток является то, что они слишком быстро изнашиваются.

    Колонные щетки более износостойкие и гибкие, но их цена намного выше, чем у беличьих щеток. Кисти из козьего волоса или синтетические (нейлоновые) кисти можно использовать для контуринга, фона и заливки. С помощью кистей из свиной щетины можно создать фактурную поверхность на холсте или бумаге.

    Если гуашь разбавлена водой до более жидкой консистенции, хорошо подойдет кисть из барсучьей шерсти. Для создания специальных эффектов профессионалы иногда используют резиновые или силиконовые кисти, но они не подходят для детей и новичков. Для рисования натюрморта можно также использовать поролоновые губки, валики и обычные бумажные полотенца. Некоторые техники предполагают работу с нитью вместо кисти.

    Какую форму кисти выбрать для гуаши? Вот основные рекомендации:

  • Плоская — используется для заполнения фона, нанесения широких мазков, создания крупных деталей;
  • Они универсальны, их толщина варьируется в зависимости от того, насколько сильно они были спрессованы;
  • контурные — используются для прорисовки отдельных деталей;
  • веерообразные — используются для заполнения фона или для техники лессировки.

    Поверхности для основы рисунка

    С помощью гуаши можно создавать настоящие шедевры практически на любом холсте или материале, лишь бы он был плотным.

    Бумага

    Для начинающих лучше всего делать самые легкие рисунки на бумажной подложке. Выбирайте ватман формата А3 или А4, но с большей плотностью. Она гладкая, и чернила отлично прилипают к ней, а основа не промокает. Если бумага тонкая, она начнет деформироваться при контакте с гуашью.

    Хорошим вариантом для создания рисунков является картон. Она должна быть белой, однородной консистенции. В некоторых случаях (в зависимости от специфики рисунка) допустимо использовать цветной или окрашенный картон. Напротив, гофрированный картон и гуашь несовместимы — основа со временем деформируется.

    Фанера

    Работа с гуашью на фанере — это чистое удовольствие. Фанера никогда не размокнет, если ее поверхность гладкая и качественная. Фанера не должна иметь пятен, которые могут просвечивать даже из-под слоя краски.

    Стекло

    Гуашь также можно наносить на стекло. Стеклянные изделия, тарелки, витражи и поделки обычно расписывают гуашью. Хорошая идея — начать с карандашного наброска на чистом листе бумаги, а затем перенести его на стекло с помощью острого карандаша. Затем можно наносить краску.

    К сожалению, водная основа гуаши не позволяет рисункам долго оставаться на стекле. Но это может быть большим плюсом, так как вы можете каждый раз рисовать новую картину — например, делать рисунки к новому году на стекле. Вашему ребенку понравится воплощать свои идеи в жизнь, легко поправляя детали влажной тканью. Гуашь хорошо ложится на стеклянные бутылки — она не капает и быстро сохнет. Готовое изделие можно также покрыть лаком.

    Ткань

    Модные принты на футболках, юбках и брюках пользуются наибольшей популярностью. Мастерицы также используют ткани для создания штор и детских вещей. Конечно, простой рисунок гуашью на ткани не продержится долго, если не относиться к нему бережно. Контакт с водой, мытье окончательно смоет краску. Поэтому для закрепления принта в краску вводят лак или клей или покрывают готовый рисунок специальным лаком для ткани. Если вы собираетесь стирать такую вещь, лучше использовать не гуашь, а специальные акриловые красители.

    Техники рисования гуашью

    Существует огромное количество техник, по которым можно научиться рисовать — пошаговые рекомендации, видео, мастер-классы есть в Интернете. Даже разработал уникальный метод «правополушарного рисования». — чтобы создать картину, не нужно привлекать логику. Вся работа занимает несколько минут, а результатом является оригинальная картина. Вот самые популярные техники рисования гуашью.

    Лессировка

    Лассировка предполагает постепенное нанесение полупрозрачных и прозрачных слоев гуаши после полного высыхания предыдущего. Он используется для создания сложных оттенков путем оптического смешивания цветов. Нанесение красок до высыхания первого слоя дает эффект «грязного» цвета. Эффект прозрачности достигается путем разбавления краски водой. Количество слоев не более 5.

    Пастозная техника

    В этом случае поверхность работы покрывается толстыми мазками без разбавления гуаши. Текстура и тон будут зависеть от направления мазков. В гуашь добавляется ПВА, чтобы избежать растрескивания, но более толстые мазки не нужны.

    Сграффито

    В этой технике вы начинаете со светлых мазков на поверхности и работаете с темными цветами, такими как черный, синий и т.д. После окончательного высыхания изображения специальной иглой, острой палочкой или ножом соскабливают верхний слой, обнажая нижний. Эта техника похожа на травление, но выполняется в первые несколько минут (гуашь быстро сохнет). В результате получается оригинальная текстура, особенно на переднем плане картины.

    Читайте также:
    Новая жизнь старых стульев – оригинальные способы реставрации

    Смешанная техника

    В этой разновидности используются различные техники, например, фон выполнен с помощью черновой обработки, а рисунок на нем — акриловыми красками. Также гуашь используется вместе с акварелью, маслом, пастелью и темперой в одной картине.

    Секреты работы с гуашью

    Существует несколько советов, которым всегда следуют художники при работе с краской. Вот самые важные из них:

  • Начинайте от темного к более светлому, работая сначала с темными цветами, а затем создавайте блики и высветления;
  • Сочетайте оттенки, не забывая о круге света (цвета, расположенные рядом друг с другом, дадут оттенки без мутных, сероватых примесей);
  • Чтобы обрисовать это, возьмите тон из противоположного сектора;
  • Рисуйте тени синим, зеленым, фиолетовым, но не черным цветом;
  • Корректируйте пятна после полного высыхания гуаши
  • Гуашь светлеет в процессе высыхания, поэтому используйте более светлые цвета;
  • Для смешивания цветов вместо палитры можно использовать картон или доску;
  • Облака на небе окрашены в стандартный белый цвет, трава — в зеленый, а деревья — в более светлый оттенок зеленого, чем трава.

    Развивайте свои навыки шаг за шагом, от простого к сложному, тогда ваши рисунки будут становиться все более успешными.

    Мастер-класс: написание картины гуашью

    Вот простой пошаговый пример того, как сделать настоящую картину (Зимнее дерево):

    1. Начните с фона — снег, небо. В том месте, где будет располагаться дерево, осветлите небо.
    2. Когда фон высохнет, обведите карандашом дерево и его ветви. Затем очертите его краской, делая ствол, коричневые ветви, делая их белыми от снега на концах. На основных ветках нарисуйте больше мелких веточек.
    3. Деталь. Осветлите мелкие ветки и «укрепите» ствол темно-коричневой и черной гуашью. Добавьте серые тени на ветки.
    4. Для создания более яркого изображения в фон можно ввести розовый, голубой цвета в качестве оттенков неба.

    Животные, птицы, гирлянды — все, что подскажет ваше воображение, — также могут быть использованы для украшения картины. Гуашь быстро становится любимым средством, потому что она веселая и простая в использовании!

    Рисование гуашью для начинающих

    С реди техник и видов материалов легко заблудиться начинающему художнику. Многоликие портреты маслом, нежные пейзажи акварелью, легкие рисунки акрилом. Но есть один вид краски, соединяющий в себе особенности водяной и масляной сестер – гуашь (фр. gouache – водная краска, плеск). Простая и богатая возможностями использования, она помогла в обретении первых живописных навыков не одному таланту.

    Гуашь: приятно познакомиться

    Гуашевые краски, как и акварель, водяные. Но, в отличие от акварельных, они непрозрачны. Это обеспечивает добавление белил и клея в состав. Чаще всего они продаются в наборах из 9, 12 цветов, разлитых в небольшие баночки. Бывают и наборы из тюбиков, как с маслом или акрилом. Оба вида упаковок удобны для длительного хранения и использования материала. Но даже когда краски подсохли, это не страшно, они же имеют водную основу. В отличие от акрила, который после высыхания становится водонепроницаемым. Картины, написанные густой гуашью (в «пастозной» технике), больше похожи на масляные, за исключением отсутствия особенного масляного глянца. Они имеют матовость.

    Краска достаточно плотная, ее можно накладывать в один или несколько слоев, которые перекрывают друг друга. Плотность позволяет легко скрыть карандашный рисунок, который делается на подготовительном этапе. Можно не остерегаться, что он будет просвечивать и портить общий вид картины, как бывает при работе акварелью.

    Если захочется провести эксперимент – плотность гуаши можно регулировать. С добавлением большего количества воды она станет менее густой, возможно даже сделать состав совсем легким, почти прозрачным. Техника, в которой поверх базового цвета наносится сильно разбавленный материал, называется «лессировка».

    Начинаем рисовать

    Гуашь удобна для новичка. Она дешевле акварели или масла и расходуется достаточно экономно. Во время обучения живописи практики будет много, так что это неплохое преимущество материала. Кроме того, краске не требуются разбавители и другие регуляторы.

    Обучение рисованию гуашью начинается с поэтапной подготовки. На первом этапе стоит заготовить все инструменты. Писать гуашью можно кисточкой с плоской жесткой щетиной, она лучше всего распределяет краску и берет немного воды. Для проработки мелких деталей или при желании сделать менее густую консистенцию краски можно использовать более мягкую кисть. Чаще всего краской пишут на бумаге средней плотности 200 – 260 г/м2, но в качестве холста может использоваться и дерево, ткань, картон.

    После этапа нанесения карандашного наброска переходим к смешению красок. Емкость с водой и палитра должны быть под рукой. Подбирать цвета необходимо на палитре, чтобы картина не получилась неопрятной.

    Работа краской идет от темного к светлому: сначала наносятся более темные цвета, которые потом, где надо, перекрываются более светлыми оттенками. В случае ошибки с цветом ее легко исправить, наложив новый слой. Но делать это можно только когда краска высохла, иначе может получиться только хуже – цвета смешаются и станут грязными. Если границы предметов получились слишком резкими, их можно размыть с помощью маленькой кисточки с небольшим количеством воды, иначе все расплывется и смешается.

    Во время подбора цвета и при определении светотеневых отношений нельзя забывать, что гуашь имеет особенность становиться несколько светлее после высыхания из-за содержания белил в составе. Не бойтесь делать яркие мазки.

    Ещё:

    *В статье использованы учебные работы студентов Школы рисования и живописи на Татарской.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: