В чем проблема? Как клинит стартер, не спутает ни один автолюбитель – машина попросту не заводится, не то, что не едет. Хотя бывают случаи, когда устройство начинает барахлить на горячую. В любом случае авто нуждается в осмотре и ремонте.
Что делать? Для начала рекомендуется прислушаться к звукам, раздающимся при повороте ключа зажигания. Быть может, проблема и вовсе не в стартере, а разрядившемся АКБ. Если сомнений нет никаких, то рекомендуется проверить первым делом контакты – это самое простое, что может произойти. В более тяжелых случаях без снятия стартера и его разбора не обойтись.
В этой статье:
- Устройство стартера
- А точно ли в стартере проблема?
- Почему клинит стартер на холодную?
- Почему клинит стартер на горячую?
- Часто задаваемые вопросы о заклинившем стартере
Устройство стартера
Стартер представляет собой электромеханическое устройство, предназначенное для инициирования запуска ДВС. Основной компонент данного механизма — стандартный электромотор.
Поворот коленвала с использованием электромотора — лишь часть успешного запуска. Тут есть кое-какая сложность: необходимо достичь скорости вращения вала не менее 100 об/мин, что требует около 1 000 оборотов от шестерни стартера. После запуска двигателя коленвал обычно вращается со скоростью около 1 000 об/мин, а в холодную погоду даже быстрее. В это время шестерня стартера, взаимодействуя с венцом маховика, достигает 10 тысяч оборотов. Однако при такой высокой скорости вращения якоря можно заметить, как клинит стартер, что несет риск его разрушения.
Поэтому в электромоторе присутствует еще один важный компонент — обгонная муфта, или бендикс. Бендикс работает просто: когда вы включаете стартер, две втулки соединяются с помощью роликов, установленных на пружинах. После запуска двигателя, когда шестерня начинает вращаться быстрее, ролики не могут удерживать втулку, и мотор перестает передавать вращение стартеру. Это может звучать сложно, но на самом деле механизм, который отключает стартер после запуска мотора, устроен достаточно просто.
Устройство стартера
Другой важной частью стартера является втягивающее реле. Простыми словами, это переключатель, который делает несколько важных вещей. Когда подается ток, реле направляет бендикс к маховику, а затем с помощью медных контактов («пятаков») включает электромотор. Втягивающее реле не только соединяет части стартера, но и защищает замок зажигания. При пуске мотора ток достаточно сильный (400 А), и без реле замок зажигания быстро выйдет из строя.
Товары из категории
- Производительность на входе, л/мин 1400
- Объем ресивера, л 500
В кредит от 9 263/мес
В корзину Купить в 1 клик
- Хладагент R134A
- Вакуумный насос 120 л/мин
В кредит от 12 360/мес
В корзину Купить в 1 клик
- Количество предметов, шт 387
- Вес, кг 110
В кредит от 9 313/мес
В корзину Купить в 1 клик
- Напряжение питающей сети, В 380
- Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
В кредит от 5 356/мес
В корзину Купить в 1 клик
После успешного запуска двигателя водитель отпускает ключ (или кнопку), что приводит к прекращению напряжения на втягивающем реле. В результате этого действия пружина возвращает сердечник реле в исходное положение. В этот момент контакты электромотора размыкаются, а бендикс отходит от венца маховика.
В теории весь процесс довольно прост. Однако существуют и другие типы стартеров. Например, на ранних моделях автомобилей втягивающего реле не существовало, и стартер включался нажатием педали: грубо говоря, нога водителя выполняла функцию реле, выталкивая бендикс и замыкая контакты стартера при нажатии на педаль. Также существуют династартеры (фактически, генератор постоянного тока, установленный прямо на коленвале) или пневмостартеры. Рассмотрим возможные неисправности механизма. Два классических случая: стартер не функционирует «на холодную» и клинит стартер «на горячую».
А точно ли в стартере проблема?
Проблема может иметь несколько причин: разрядилась батарея, сбои в работе реле, отсутствие надежного контакта, короткое замыкание в обмотках или повреждение механизма стартера. Кроме того, существует несколько характерных «болезней», присущих определенным устройствам.
Дефекты в пусковом оборудовании авто можно разделить на две основные категории: отсутствие контакта (или его нежелательное замыкание) и механические поломки, такие как износ или разрушение. Определить их можно по условиям, при которых у вас не получилось запустить двигатель.
К примеру, после зажигания загорелась приборная панель, прожужжал топливный насос, толкаете ключ во второе положение, а дальше после поворота ключа стартер как будто клинит. Далее может быть пять сценариев:
- Авто ни на что не реагирует— под капотом царит тишина, втягивающее реле не щелкает, стартер не вращается, и контрольные лампы на мгновение приглушают свой свет.
- Слышны только щелчки, стартер также не активируется, и при этом «приборка» меняет яркость.
- Лампы затухают, втягивающее реле издает щелчки, из-под капота доносится напряженное «вок-вок» — стартер вращает маховик, но медленно, с короткими рывками, мотор не заводится.
- Помимо щелчка реле, слышится скрежет или стук, ощущается запах горелой изоляции, маховик совершает недостаточное вращение, и двигатель не запускается, а затем вновь восстанавливается тишина.
- Реле издало щелчок, стартер вращается, раздается визг (жужжание) или треск, маховик не прокручивается.
А точно ли в стартере проблема?
Первый сценарий говорит о возможных электрических потерях в силовой цепи между аккумуляторной батареей и клеммой стартера. Причиной в данном случае может быть отсутствие контакта в управляющей цепи, износ щеток или сбой в работе втягивающего реле.
Второй вариант может указывать на непрочный контакт на «пятаках» или в другом месте цепи. Также возможны ситуации межвиткового короткого замыкания или износа и перекоса втулок, что может мешать электромотору поворачивать бендикс.
Третий случай, скорее всего, указывает на недостаточный уровень заряда аккумулятора, отсутствие надежной электрической «массы» или неисправности, связанные с работой двигателя внутреннего сгорания (например, плотное масло в холодные дни, заедание генератора и т. д.).
Четвертый сценарий явно свидетельствует о внутренней поломке: магниты могли оторваться, щетки раздробиться или повредился игольчатый подшипник. В результате такой поломки стартер клинит и вызывает затруднения при запуске двигателя.
Пятый вариант в большей степени указывает на механическое повреждение бендикса: зубцы могли стереться или разрушиться, муфта не выходит на контакт с маховиком, также могли быть повреждены зубцы планетарного редуктора.
Почему клинит стартер на холодную?
Проблемы с контактом
Ввиду того, что стартер представляет собой электромотор, проблемы с плохим контактом не являются для него исключением.
Водители некоторых машин могут столкнуться с проблемой, когда клинит стартер при запуске на холодную. Стартер потребляет большой электрический ток, особенно на дизельных авто, что затрудняет вращение мотора из-за увеличенного сопротивления при сжатии. Например, на ранних МАЗ-200 стоял стартер с напряжением 24 В, хотя оборудование было 12-вольтовым. Для обеспечения необходимой мощности стартер запускался с использованием двух последовательно соединенных 12-вольтовых аккумуляторов. Впоследствии данная схема была изменена, и МАЗ-200 полностью перешел на 24 В.
При плохом контакте сначала проверьте массу и толстый положительный провод, идущий к стартеру. При необходимости можно попытаться активировать стартер вручную, замкнув контакты на втягивающем реле подходящей проводящей заглушкой. Важно избегать замыкания положительного провода с массой стартера. Если после этого стартер начнет функционировать, вероятно, проблема кроется в самой проводке, ведущей к стартеру.
Износ электромотора
Как правило, проявляется в износе щеток или обмоток якоря. Кроме того, на обмотках может произойти короткое замыкание. Существует метод проверки этой неисправности без снятия стартера. Достаточно ударить по стартеру тяжелым предметом. Если после этого механизм начнет работать, то, скорее всего, нужно заменить щетки.
У старых авто стартер может перестать функционировать из-за продуктов износа щеток, а также пыли и грязи, которые накапливаются в процессе эксплуатации. Иногда достаточно тщательной очистки, чтобы восстановить работоспособность механизма. Однако это временное решение, и, если стартер был снят, рекомендуется провести тщательную проверку, чтобы избежать регулярного снятия каждые две недели.
Износ бендикса
Со временем ролики изнашиваются, становятся тоньше и теряют способность клинить втулку. Это приводит к тому, что стартер вращается, но не приводит в движение маховик, что сопровождается характерным звуком. Однако аналогичный звук может издавать и стартер, который клинит из-за механических неисправностей, мешающих подвести бендикс к маховику, например, из-за поломки или значительного износа вилки. Возможны также неполадки во втягивающем реле. В данном случае лучше снять стартер, разобрать его и провести проверку состояния всех элементов.
Износ бендикса
Дефекты магнитов стартера
Речь идет о том, что магниты попросту отваливаются. Особенно этим «грешат» белорусские стартеры, установленные на многих ВАЗ. Теоретически, оторванный магнит можно приклеить суперклеем обратно, но необходимо учесть правильную полярность.
Интересно отметить, что у любителей «оживлять» стартер молотком (см. выше абзац об изношенных щетках) эти магниты отлетают заметно быстрее. Если они уже были приклеены суперклеем, важно помнить, что после высыхания этот клей становится хрупким. «Ремонт» стартера молотком в данном случае гарантированно приведет к тому, что магнит отвалится. Поэтому увлекаться таким методом не рекомендуется. Если вы уже приступили к ремонту стартера, важно также провести проверку состояния щеток.
Почему клинит стартер на горячую?
Проанализируем вторую проблему, связанную с работой стартера, — отказ запуска на разогретом двигателе. «Расследование» следует вновь начать с проверки электропроводки.
Оригинальные немецкие автобаферы Power Guard Автобафферы — экономят деньги на ремонт подвески, увеличат дорожный просвет +3 см, быстрая и простая установка.
Нередко случаются ситуации, при которых водитель выходит из дома, садится в машину, поворачивает ключ до щелчка и… его машина не заводится. Предлагаем рассмотреть причины таких казусов и способы самостоятельного устранения неисправностей.
1 Разряженный АКБ – признаки «севшего» аккумулятора
Разряженный аккумулятор – это, пожалуй, одна из наиболее распространенных ситуаций, при которых не заводится машина. Сама суть проблемы может заключаться как в разряженной, так и в неисправной аккумуляторной батарее. Понять, что она разряжена, достаточно просто:
- Если щелчки издает втягивающий элемент из электрической цепи авто, а стартер при этом не крутит. В таких случаях лампы на приборном щитке машины будут мигать или постепенно гаснуть;
- Когда водитель слышит серию щелкающих звуков, а лампы на панели постепенно затухают;
- В случае, если вообще ничего не происходит, лампочки не мигают, и втягивающее устройство не издает никаких звуков. В такой ситуации батарею потребуется проверить с помощью нагрузок другого типа, например, путем включения фар авто.
На первый взгляд кажется, что разряженное АКБ – это не столь большая проблема, ведь достаточно зарядить или прикурить батарею, и можно ехать. Но не нужно забывать то, что вызвало неисправность однажды, еще раз напомнит о себе немного позже. Поэтому следует разобраться в том, что вызвало быструю разрядку АКБ. Куда лучше, если суть кроется в оставленных на ночь работающих фарах, но если вы все проверили и выключили абсолютно все приборы, то проблема может крыться и в других деталях.
2 Отсутствие коммутации и неисправное реле – как определить поломки самостоятельно?
Коммутация стартера элементарна: плюс АКБ прикручиваются к втягивающему элементу, а минус – к корпусу. При этом для запуска стартера подойдет любой провод с небольшим сечением со стандартного реле, работу которого регулирует замок зажигания. Визуальную схему включения стартера вы можете изучить на изображении
Если после этого стартер запустился, то проблема кроется в замке зажигания или проводке. Прежде, чем проверять эти детали, следует проконтролировать, чтобы рычаг коробки передач авто был расположен в нейтральном положении.
Также нужно отметить, что этот способ подходит и для быстрого запуска мотора. Для этого потребуется включить зажигание и вручную завести двигатель, подключив плюс к управляющей клемме.
3 Что делать с плохими контактами – разбираемся в деталях
Чаще всего плохие контакты служат поводом для сбоев в работе стартеров отечественных авто. Так, запуская мотор ВАЗ 2107 инжектор, его владельцы часто слышат странное щелканье из стартера. В таком случае первое, что нужно сделать, это проверить соединение силового кабеля.
Суть такой проблемы кроется в том, что во время запуска мотора АКБ потребляет достаточно большой ток – в районе 200 Ампер. Из-за плохого контакта в одном конкретном месте к батарее будет поступать только 10–20 Ампер. Этого может хватить только для отдельных элементов электросхемы, но не для запуска стартера. По этой же причине водители автомобилей слышат типичное щелканье.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
У каждого автомобилиста должно быть такое универсальное устройство для диагностики своего автомобиля. Сейчас без автосканера просто никуда!
Произвести чтение, сброс, анализ всех датчиков и настройку бортового компьютера автомобиля Вы сможете самостоятельно с помощью специального сканера.
Чтобы разобраться с проблемой, понадобится внимательно осмотреть все имеющиеся соединения. При необходимости провода потребуется очистить от окислов и обработать их концы специальной смазкой.
Если стартер вашего авто щелкает, но не крутит, то проблема может крыться и в самом узле. Как правило, устранить поломку без демонтажа детали не удастся, однако практически наверняка можно выяснить ее причину. Для этого следует детально изучить электрическую часть элемента, которая состоит из таких деталей:
- Обмоток;
- Щеточного узла;
- Втягивающего элемента.
Если стартер издал один щелчок и не крутит, то потребуется проверить втягивающий элемент. При этом попытайтесь пустить стартер, обойдя его коммутацию. Для этого рассмотрите реле, на нем должны быть три клеммы – две из них большие и одна маленькая. Далее возьмите отвертку и замкните на несколько секунд две большие клеммы. При этом проследите, чтобы деталь не касалась других металлических запчастей под капотом авто. Если в результате стартер запустился, то потребуется заменить реле.
Если перечисленные выше процедуры не помогли, значит, следует проверить щеточный элемент. Для этого необходимо разобрать стартер и проверить щетки на предмет износа. Если они стерты, то детали потребуется заменить.
Следующий тяговый элемент, который нужно проверить, – это обмотки стартера. В случае их износа они обретут коричневый цвет и будут издавать запах гари. В такой ситуации обмотки лучше сразу же поменять, чтобы избежать замыкания внутри узла.
Вам все еще кажется что диагностика авто это сложно?
Если вы читаете эти строки, значит у вас есть интерес сделать что-то самому в машине и реально сэкономить , потому что вам уже знакомо что:
- СТО ломят большие деньги за простую компьютерную диагностику
- Чтобы узнать ошибку надо ехать к специалистам
- В сервисах работают простые гайковерты, а хорошего спеца не найти
И вы конечно устали выбрасывать деньги на ветер, а о том чтобы кататься по СТО постоянно не может быть и речи, тогда вам нужен простой АВТОСКАНЕР ELM327, который подключается к любому авто и через обычный смартфон вы всегда найдете проблему, погасите CHECK и неплохо сэкономите.
Мы сами протестировали этот сканер на разных машинах и он показал отличные результаты, теперь мы его рекомендуем ВСЕМ! Чтобы вы не попались на китайскую подделку, мы публикуем тут ссылку на официальный сайт Автосканера.
Многолетний опыт сотен тысяч и миллионов автомобилистов показывает, что Россия – страна особенная. Если в мире случается падение цен на нефть, то снижается и цена на бензин. В мире, но не в России. У нас любое изменение цен на нефть ведет к удорожанию бен
Никто не хочет испытывать дискомфорт во время езды, тем более, если это связано с проблемами в области управления автомобилем. Владельцам отечественной «классики» приходится уделять состоянию своей машины больше времени и сил, потому что привыкли все дела
Еще совсем недавно на отечественные автомобили устанавливали штатные карбюраторы (Вебер, Солекс, Озон), которые и теперь пользуются огромной популярностью у автолюбителей.Основные принципы работы карбюратора, по сути, схожи, независимо от его производства
Самые читаемые материалы
18 советов, как снизить расход топлива на ВАЗ 2107
Когда нужна замена неисправного рабочего цилиндра сцепления на ВАЗ 2107: признаки и причины
Как отрегулировать карбюратор ВАЗ 2107?
Регулировка цепи на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107
Совет 2: Как сделать полку для колонок
Как усовершенствовать двигатель ВАЗ-2107
Советы, чем промыть систему охлаждения двигателя
Последние материалы
Добро пожаловать! Порой регулировка натяжения цепи «Газо-Распределительных Механизмов» на данный момент это неотъемлемая часть автомобилей «классического» семейства. Цепь а вернее её натяжение регулируется при помощи двух вещей: с помощью болта коленвала.
Вам понадобится Фанера 7 мм, карпет, рулетка, линейка, электролобзик, дрель, шурупы и саморезы, строительный степлер, клей для дерева (ткань-дерево), перфорированная стальная лента, уголки, шарниры, рояльные петли. Инструкция Первое, что нужно сделать,.
Каждый владелец отечественной «семёрки» хотя бы единожды сталкивался с ситуацией, когда становилась очевидной и явной нехватка мощности движка. Особенно это ощущается на загруженной трассе, когда впереди упрямо идут дальномеры, пятиться в «хвосте» не хо.
Кроме разных методик прочистки радиатора, нужно еще и понимать, зачем его промывать, и как понять, что данная процедура необходима. Так все же чем промыть систему охлаждения двигателя? Чем забивается охлаждающая система Как всем хорошо известно, в систему.