При столкновении автомобиля с препятствием возникает огромная замедляющая сила, которая останавливает автомобиль в течение нескольких десятых или даже сотых долей миллисекунды. Механические повреждения подразделяются на основные и второстепенные (рис. 4.1).

Основные повреждения возникают при столкновении автомобиля с препятствием. Они подразделяются, в свою очередь, на непосредственные, вынужденные и повреждения в результате волнового эффекта. Непосредственное повреждение — это повреждение, нанесенное препятствием (внешней силой). Вынужденное повреждение — повреждение, наносимое другим деталям, на которые действует тяговое или толкающее усилие в результате непосредственного либо вынужденного повреждения. Повреждение в результате волнового эффекта происходит вследствие передачи энергии удара.

Волновой эффект подобен потоку воды, на пути которого встречаются впадины и возвышения; при их прохождении скорость течения изменяется. Аналогично на пути удара, действующего на лонжерон, также встречаются «впадины» (зоны,

Рис. 4.2. Принцип действия волнового эффекта: а — начало действия силы удара (2 — зона, поглощающая энергию удара; 2 — усилитель); б, в — поглощение силы удара соответственно первой и второй зонами

поглощающие энергию удара) и «небольшие возвышения» (усилители) (рис. 4.2). Сила удара легко передается через прочные участки кузова и затухает в менее прочных местах, повреждая их.

Реальное действие волнового эффекта показано на примере передней части автомобиля (рис. 4.3).

Если сила удара F прикладывается к переднему торцу А переднего лонжерона, то она поглощается зонами А и Б и повреждает зону С. Затем энергия проходит через зону D и, изменив направление, достигает зоны Е. Повреждение зоны D выражено изгибом лонжерона. Кроме того, в результате волнового эффекта энергия удара повреждает перегородку моторного отсека и днище, а затем распространяется на более широкую площадь.

Столкновение, вызванное инерцией или происходящее в салоне автомобиля, считается второстепенным. Повреждение, полученное в результате такого столкновения, называется второстепенным (инерционным).

Рис. 4.3. Волновой эффект в переднем лонжероне

Механические повреждения происходят при дорожно-транспортных происшествиях и при езде на повышенных скоростях по неровным дорогам. Наиболее разрушительны повреждения кузова при фронтальных столкновениях и соударениях передними частями кузовов под углом 40. 45 ° или сбоку. Такие столкновения происходят, как правило, между двумя движущимися автомобилями, скорости которых складываются. В таком случае кузов автомобиля (особенно его передняя часть) разрушается, а действующие при этом большие нагрузки в продольном, поперечном и вертикальном направлениях передаются всем близко расположенным деталям каркаса кузова, главным образом его силовым элементам.

Для количественной оценки характера повреждений вследствие аварии автомобиля кузов условно разделяют на зоны (рис. 4.4).

По результатам анализа работы ОАО «СТО кузовов» (Минск) на основании нарядов-заказов авторами было проанализировано 669 видов ремонта кузова. При этом получено соотношение ударов легковых автомобилей с различных направлений, которое представлено на рис. 4.5.

Из проанализированных автомобилей, подлежащих кузовному ремонту, 37 % имели повреждения передней стороны. Это наибольшая доля повреждений. Основные повреждаемые эле-

Рис. 4.4. Деление кузова по зонам повреждений: I — передняя часть автомобиля; II — задняя часть; III, IV — соответственно левая и правая части

Рис. 4.5. Соотношение ударов с различных направлений (I-IV — то же, что на рис. 4.4)

менты передней стороны — бампер, усилитель бампера, радиатор, рамка крепления радиатора, капот, фары, лобовое стекло, прочие мелкие элементы, находящиеся в передней части автомобиля, а также детали, служащие для крепления и соединения основных частей. При повреждении переднего бампера в 64 % случаев страдал его усилитель.

Примечательным является то, что остальные три стороны автомобиля — задняя, левая, правая — получили приблизительно равные приходящиеся на них количественные доли повреждений: 22, 20 и 21 % соответственно.

Анализируемая информация позволила провести более детальный и углубленный анализ подверженности элементов кузовов легковых автомобилей повреждениям. Диаграмма, представленная на рис. 4.6, наглядно показывает процентное соотношение основных ремонтируемых элементов кузова. Анализировались следующие детали: крыло, двери, бампер, капот, оптика,остекление, багажник, радиатор, колесные диски, порог.

Рис. 4.6. Соотношение основных ремонтируемых элементов кузова: А — бампер; Б — капот; В — оптика; Г — остекление; Д — багажник; Е — радиатор; Ж — колесные диски; 3 — пороги; И — крылья; К — двери

Из диаграммы следует, что наибольшую долю восстанавливаемых или заменяемых деталей составляют бамперы автомобилей — более четверти всех элементов; на втором месте — крыло и дверь (соответственно 22 и 21 %). Среди прочих повреждаемых элементов больше всего страдают радиаторы — 8 %. И это вполне закономерно, поскольку повреждаемость непосредственно связана с повреждаемостью передней части автомобилей, и бамперов в частности. Приблизительно такую же долю и по той же причине имеют оптика и остекление (по 7 %). Диски, капот, порог и багажник встречаются среди повреждаемых деталей наиболее редко.

Наибольшее количество соударений автомобилей приходится на переднюю часть, несколько меньше – на заднюю и наименьшее – на боковые.

Повреждения кузовов, полученные в результате соударения, делят на три категории. К первой относят очень сильные повреждения, в результате которых необходима замена кузова. Ко второй категории относятся повреждения средней тяжести, при которых большая часть деталей требует замены или сложного ремонта. К третьей относятся менее значительные повреждения – пробоины, разрывы на лицевых панелях, вмятины и царапины, полученные при ударе во время движения с малой скоростью. Эти повреждения не представляют опасности для пассажиров и водителя при эксплуатации автомобиля, хотя его внешний вид не отвечает эстетическим требованиям.

Наиболее разрушительные повреждения кузова наблюдаются при фронтальных столкновениях – соударениях, нанесенных автомобилю непосредственно в переднюю часть кузова или под углом не более 40–45° в районе передних стоек. Такие столкновения происходят, как правило, между двумя движущимися навстречу транспортными средствами, скорости которых складываются, что и создает высокие ударные нагрузки. Количество энергии, которое должно поглотиться при таких соударениях, огромно: около 80 100 кДж для автомобиля массой около одной тонны. Эта энергия поглощается при деформации автомобиля за время менее 0,1 с. Кузов автомобиля разрушается, особенно его передняя часть, а действующие при этом большие нагрузки в продольном, поперечном и вертикальном направлениях передаются всем смежным деталям каркаса кузова и особенно его силовым элементам. Рассмотрим сказанное на примерах.

Итак, фронтальное соударение автомобиля произошло передней частью кузова в районе левого переднего крыла, лонжерона и левой фары. Разрушительные повреждения получают панель передка, крылья, капот, брызговики, передние лонжероны, рама ветрового окна и крыша. Эта деформация устанавливается визуально. Невидимая деформация происходит в передних, центральных и задних стойках с обеих сторон, в левых передней и задней дверях, в левом заднем крыле и даже в задней панели багажника.

Или: соударение произошло передней частью кузова автомобиля под углом 40–45°. Разрушительные повреждения получили передние крылья, капот, панель передка, брызговики, передние лонжероны. Восстановить базовые точки передней части кузова без замены деформированных деталей новыми практически невозможно. При этом необходимо восстановление размеров по проемам передних дверей и положению передних и центральных стоек, так как силовые нагрузки передавались через передние двери на передние и центральные стойки кузова, создавая сжимающие усилия на порог и верхнюю часть боковины кузова.

Еще пример: удар нанесен сбоку в переднюю часть кузова автомобиля в районе сопряжения передней панели с передними частями лонжерона и левого крыла. Разрушительные повреждения получают оба передних крыла, панель передка, брызговики, лонжероны, капот. Растягивающие усилия нарушают проем левой передней двери, сжимающие усилия вызывают деформацию в проеме правой двери и в боковине левой передней двери. Передние и центральные стойки также получают значительные силовые перегрузки и отклоняются от своего первоначального положения.

Удар получен сбоку в переднюю стойку кузова автомобиля с левой стороны. При этом значительно деформированы левая передняя стойка, рама ветрового окна, крыша, пол и лонжероны переднего пола, панель передка, капот, крылья, брызговики и передние лонжероны. Передок кузова автомобиля сдвинулся влево, порог и верхняя часть правой боковины восприняли растягивающие нагрузки, а центральные и задние стойки – сжимающие нагрузки; правый брызговик в сопряжении с передней стойкой испытывал разрывающие усилия.

При внешнем осмотре аварийного кузова можно установить наличие перекосов по выдвижению или западанию дверей, крышки багажника и капота относительно неподвижных поверхностей кузовных деталей. Нарушение равномерности зазоров по линиям сопряжения навесных и неподвижных деталей также свидетельствует о наличии деформаций в деталях каркаса кузова, вызванных аварией. При этом следует помнить, что внешним осмотром нельзя определить отклонения линейных размеров проемов кузова и геометрических параметров по базовым точкам основания кузова. Для этих целей необходимо применять измерительные средства, специальные контрольные приспособления и стенды, описания которых даны в соответствующих главах книги.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Литрес

Читайте также

Парковка автомобиля

Парковка автомобиля При остановках на короткий или длительный срок следует придерживаться следующих правил:летом старайтесь не ставить свою машину под ветвями клена, сливы или деревьев хвойных пород, так как эти деревья выделяют смолистые вещества, которые при

Обслуживание автомобиля

Обслуживание автомобиля Регулярный уход и обслуживание автомобиля позволяют предотвратить возникновение серьезных неисправностей благодаря своевременному обнаружению и устранению мелких неполадок и их не всегда заметных проявлений. Любые неисправности, не

Повреждения и дефекты древесины

Повреждения и дефекты древесины Перед тем как приступать к работе, необходимо внимательно осмотреть брусок. На древесине не должно быть примесей других цветов, следов поражения древесными червями-точильщиками или же следов, свидетельствующих о начавшемся процессе

Повреждения кузова, возникшие при эксплуатации

Повреждения кузова, возникшие при эксплуатации В этой главе речь идет о менее значительных повреждениях кузова, возникших в процессе эксплуатации автомобиля и ухудшающих внешний вид.Вмятины появляются в результате остаточной деформации при ударе, неправильном

Двигатель автомобиля

Двигатель автомобиля На всех машинах в качестве источника движущей силы используется двигатель внутреннего сгорания (рис. 1.1). Сущность работы этого сложнейшего агрегата состоит в преобразовании тепловой энергии, возникающей при сгорании рабочей смеси (смесь паров

Энергозагруженность автомобиля

Энергозагруженность автомобиля Энергозагруженность транспортного средства серьезно влияет на его топливопотребление. Например, использование обогрева заднего стекла влечет за собой увеличение расхода топлива примерно на 5 %. Если у вас одновременно включены ближний

Вес автомобиля

Вес автомобиля Вес вашего «железного друга» является еще одним фактором, который самым непосредственным образом сказывается на его экономичности. Чем больше вес автомобиля (вместе с грузом и пассажирами), тем больше топлива он потребляет.Поэтому меньше всего машина

Страхование автомобиля

Страхование автомобиля В Российской Федерации существует два основных вида страхования автомобилей: ОСАГО (обязательное страхование гражданской ответственности) и КАСКО (добровольное страхование). Без полиса ОСАГО автомобиль не поставят на учет, здесь всё понятно.

Страхование автомобиля

Страхование автомобиля В Российской Федерации существует два основных вида страхования автомобилей: ОСАГО (обязательное страхование гражданской ответственности) и КАСКО (добровольное страхование). Без полиса ОСАГО автомобиль не поставят на учет, здесь всё понятно.