Топливный бак
На чтение 7 мин. Просмотров 2.9k.
Датчик уровня топлива (ДУТ) – технический прибор, контролирующий степень наполненности бака автомобиля. Реагирует на изменение количества топлива, и передает информацию на индикатор панели приборов, что обеспечивает своевременное информирование водителя о необходимости дозаправки транспортного средства.
Виды датчиков уровня топлива
В современных автомобилях устанавливают несколько видов датчиков уровня топлива, в их числе:
- Рычажный. Конструкция датчика этого типа используется давно. Основными элементами представлены поплавок, потенциометр (резистивные пластины с бегунком) и соединительный подвижный рычаг.
- Трубчатый. Обеспечивает минимальную погрешность показаний во время движения при колебаниях автомобиля. Состоит из полой трубки, поплавка, контактной группы.
- Электронный. Устанавливают в современных автомобилях. Корпус датчика исключает контакт топлива с рабочими частями прибора – рычаг и считывающее устройство соединены магнитным полем. Погрешность показаний такого ДУТ не превышает 1%.
Важно! Независимо от вида измерительного прибора, установленного в автомобиле, на объективность показаний влияет целостность питающих проводов и плотность прилегания контактов в разъемах. Дополнительное сопротивление увеличивает погрешность информации.
Принцип работы ДУТ
Принцип работы датчиков уровня топлива классический и простой – изменения положения поплавка «считывает» контрольное устройство, и передает информацию цифровым или аналоговым сигналом к приборам визуального контроля. Точность данных определяет вид и особенности устройства контрольного оборудования.
Рычажного типа
Взаимодействие элементов датчика этого типа представлено следующим:
- поплавок постоянно занимает верхний уровень топлива;
- потенциометр, подключенный к электросети автомобиля через индикатор на приборной панели, при полностью заполненном бензобаке, создает сопротивление около 7 Ом, что соответствует отметке на приборе контроля «П»;
- при работе двигателя бензин расходуется, уменьшая количество топлива в баке – поплавок опускается вместе с падением уровня, перемещая бегунок потенциометра;
- движение последнего по резистивным пластинам плавно увеличивает сопротивление до 230 – 340 Ом (зависит от характеристик автомобиля), где максимальное значение информирует о полностью пустом баке.
Надежность такой конструкции проверена годами использования. Вместе с тем, точность показаний со временем ухудшается из-за износа резистивных пластин и бегунка.
Трубчатого типа
В работе датчика трубчатого типа использован принцип управления, аналогичный снятию информации рычажными системами, но имеются принципиальные конструктивные отличия. Его основные элементы представлены:
- Корпус с направляющей стойкой и резистивным проводом.
- Поплавок, оборудованный контактными кольцами.
- Фланец крепления устройства с контактной группой для подключения управляющих проводов.
Контроль уровня топлива осуществляется в следующем порядке:
- через отверстие в нижней части корпуса поступает топливо;
- по мере заполнения бака поплавковый механизм перемещается, и будет стоять верхней точке;
- его движение изменяет сопротивление и, следовательно, показатель наполненности бака на индикаторе;
- в верхней точке задействован небольшой отрезок контактного провода, и сопротивление имеет минимальное значение, нижней – длина увеличивается, с соответствующим возрастанием конечных показателей.
Размещение поплавка в ограниченном, сглаживающем колебания автомобиля, пространстве обеспечивает информирование об уровне топлива точнее, чем узлы рычажного типа. Но возможность установки на автомобили ограничена конструктивными особенностями топливных баков.
Электронный (бесконтактный)
Электронные датчики уровня топлива устанавливают в бак при использовании современных образцов бензина на этаноловой, метаноловой основе или био дизеля, так как монтаж контактных узлов определения уровня не эффективен – показания неточны, а износ деталей велик. В свою очередь, неактивный магнитный датчик положения жидкости с задачей справляется успешно и, имеет следующие особенности:
- Исполнительная часть находится в герметическом корпусе, с топливом соприкасается только магнитный поплавок и рычаг.
- Измерения высоты топлива осуществляется сигналом, сгенерированным магнитным полем.
- Изменения фиксируются заранее определенными отрезками, прохождение которых изменяет амплитуду сигнала обратной информации. Так, при заправке бака «до полного» датчик сменит показания только после прохождения следующей отметки, и водитель не будет иметь возможности наблюдать за плавным падением уровня.
Важно! При возможности выбора датчика для установки взамен испорченного, предпочтительнее остановиться на модели с цифровой передачей информации – ее данные имеют меньшую погрешность, чем аналоговые устройства.
Возможные неполадки датчика уровня топлива
Эксплуатация автомобиля сопровождается поломками многих узлов и агрегатов и датчик, контролирующий расход топлива, не является исключением. Нарушения в его работе могут проявляться как полным отказом, так и погрешностями предоставляемой информации.
Неисправность в показателях
Своевременно выявить нарушения работы контрольного топливного узла позволят следующие признаки:
- стрелка-указатель уровня горючего не статична, находится в постоянном движении, дергается, может прыгать;
- при уверенной заправке «до полного бака» указатель уровня топлива будет показывать частично наполненный или пустой бак;
- при работающем моторе стрелка не отклоняется до фактического уровня бензина (солярки), находится в исходном положении;
- проблема может выглядеть как отсутствие предупреждения контрольной лампочки о предельно низком уровне топлива.
Всегда необходима диагностика. В некоторых случаях, например, если указатель не реагирует на запуск двигателя, возможно, перегорание предохранителя или потеря контакта на одном из питающих проводов (проверяется тестером), других – неисправность следует искать в механической части датчика.
Неисправность механизма
Некорректная работа механизма датчика может быть связана со следующими причинами:
- Поплавок потерял герметичность, и во внутреннюю полость поступило топливо. В этом случае независимо от наполненности бака, датчик проинформирует о его частичном наполнении или отсутствии топлива. Неисправность устраняют заменой поплавка или контрольного узла целиком.
- Нарушение геометрической формы проволочного держателя. Оно будет влиять на подвижность поплавка, и приборы начнут барахлить. Деформация происходит при длительной эксплуатации авто на неровной дороге или в условиях пересеченной местности в результате которой на механизм воздействует ударная нагрузка. Устранение неисправности представлено приданием держателю первоначальной формы.
- Повреждение корпуса прибора, сопровождающееся падением сопротивления. Это происходит при длительной эксплуатации с использованием топлива низкого качества, независимо от того инжекторный, карбюраторный двигатель, или ударных нагрузках в авариях. При этом показания контрольного индикатора будут занимать позицию максимально заполненного бака или находится в положении «ноль».
- Выход из строя резистивных элементов. Приборы контроля будут врать так же как в вышеприведенном случае. Прибор будет обманывать до полной замены узла.
- Нарушения крепления датчика к баку автомобиля. Последствия представлены тем, почему в салоне и багажнике машины ощущается характерный бензиновый или дизельный запах топлива.
Важно! Периодические контрольные осмотры состояния контактов электрических проводов, надежности крепления датчика, решают вопрос своевременного выявления неверно работающей системы контроля наполненности бака.
Ремонт и замена датчика уровня топлива своими руками
При выявлении отклонений в работе системы контроля уровня топлива диагностируют неисправности, и если они связаны с механической частью прибора – проводят замену элементов, используя подходящий ремкомплект или датчик меняют полностью.
Проверка датчика
Работоспособность датчика без демонтажа проверяют универсальным способом, подключив к контакту провода обратного сигнала и кузову автомобиля переменный резистор с рабочим диапазоном от 100 до 200 Ом. Изменение сопротивления вращением его ручки, аналогично действию поплавка при перемещении. Если резистор изменяет положение стрелки на индикаторе, при отсутствии реагирования включенного ДУТ, делают вывод, что он неисправен.
Снятие датчика
Для ремонта датчик демонтируют. Различные модели автотранспорта имеют конструктивные особенности крепления узла, но общий порядок работы представлен следующим:
- отключается электрическое питание автомобиля путем снятия силового провода с минусовой клеммы аккумулятора, в дополнение можно снять и плюсовую;
- для обеспечения допуска к прибору демонтируют часть пластиковой обшивки, в отдельных автомобилях – заднее сидение;
- наружные части прибора, и окружающее пространство отчищается от загрязнений, а также удаляется влага;
- отключаются провода питания;
- откручиваются крепежные элементы и датчик снимают.
Важно! Последовательное расположение демонтируемых элементов и крепления на ровной площадке исключит вероятность неправильной установки деталей при сборке, предупредит ошибки.
Установка датчика
Монтаж нового или отремонтированного датчика проводят в обратной последовательности. Обратить особое внимание необходимо на следующее:
- В комплекте с датчиком прилагается инструкция по монтажу. Ее необходимо изучить.
- Чистоту посадочного места узла. Отчищают от старого герметика, исключив попадание мусора в бак.
- Установку прокладки. Если в комплекте нет в наличии нового уплотнения, используют старую прокладку, предварительно смазав ее герметикам. Его применение оправдано и в других местах, где необходимо дополнительное уплотнение.
- Крепление. Обеспечивают равномерную затяжку крепежных болтов.
- Подключение электрической части. Обеспечивают плотный контакт на соединениях, при соблюдении правильной схемы подключения. «Минусовой» провод подключают к аккумулятору.
- Проверяют работу системы информирования.
- Устанавливают обшивку и прочее на штатные места.
Важно! После пробега около 50 км проводят повторную диагностику исправности системы, проверяют потребление бензина и, протягивают элементы крепления.
Как заменить датчик уровня топлива в баке на автомобиле отечественного производства, представлено следующим видео:
Заключение
Ознакомившись с принципом работы, видами и способами ремонта датчиков уровня топлива, большинство водителей сможет самостоятельно выявить и устранить неисправность, обеспечив себя актуальной информацией о возможности эксплуатации автомобиля до следующей дозаправки.
Автомобильный датчик уровня топлива или ДУТ – это особое функциональное устройство, принадлежащее к современной топливной системе транспортного средства. Предназначением данного устройства автомобиля является определение объема топлива в баке.
Установлен подобный датчик уровня топлива в баке, куда подаётся горючее, а на приборную панель в салоне автомобиля выводятся основные показатели. Несмотря на то, что датчики не имеют изнашиваемых элементов, время от времени они выходят из строя. В рамках данной статьи можно найти ответы на вопросы, что представляет собой ДУТ, каких видов бывают приборы, а также какие могут случиться поломки с ним и как их устранять.
Принцип работы датчика уровня топлива в автомобиле
Принцип работы устройства достаточно прост. Прибор постоянно замеряет количество топлива и при критическом объёме автоматически выдает соответствующий сигнал. Замер горючего производится при помощи специального поплавка. Как только водитель садится за руль, на приборе он видит степень заполнения бака. Через некоторое время, по мере траты топлива, осуществляется плавное снижение указателя. Все это и фиксирует датчик уровня топлива в баке и выдает водителю на панели приборов.
Современные устройства могут допускать некоторые погрешности в замерах. В любом случае она не будет значительной, не превысит 1 %.
В основной массе топливных систем современных авто установлены специальные цифровые устройства, выдающие не стандартные аналоговые сигналы, а цифровые. Особенностью таких устройств является возможность преобразования полученного сигнала в определённые цифровые данные. После фиксации необходимого показателя проводится корректировка и выравнивание значения, с принятием во внимание всех возможных колебаний в количестве топлива. Подобный цифровой указатель уровня топлива характеризуется высокими показателями точности. Уровень погрешности здесь не превышает 0,5%.
Типы датчиков уровня топлива
Прежде чем рассмотреть вопрос, как проверить датчик уровня топлива, стоит изучить, какие бывают виды таких приборов. Современные датчики характеризуются определённым количеством преимуществ, среди которых можно отметить:
- надёжность, доступность и простота конструкции;
- высокие показатели точности замеров;
- низкая стоимость.
Среди недостатков можно выделить присутствие встроенных элементов, которые восприимчивы к частым поломкам по причине окисления.
В топливной системе современных авто используются устройства двух основных категорий – рычажные и трубчатые. Главным схожим элементом подобных устройств является поплавок. Для их изготовления задействуется тонколистовой металл, пенопласт и полая пластмасса. Остальные детали данных устройств несколько отличаются, потому каждый вид нужно рассмотреть отдельно.
Рычажного типа
Состоят подобные устройства из потенциометра, поплавка и рычага. Поплавок соединен с контактом датчика посредством небольшого рычага, выполненного из качественного металла. По своей конструкции датчики такого плана представляют собой сектор, разделённый на полосы из металла особого резистивного типа.
Такие датчики могут монтироваться отдельно или в самом блоке, отвечающем за подачу топлива. Благодаря именно этой универсальности датчики могут быть использованы практически на всех видах и категориях топливных баков.
Трубчатого типа
В этом датчике поплавок передвигается внутри полой части трубки. Здесь есть также специальные провода, которые создают определённое сопротивление. На концах присутствуют контактные кольца для входящего в комплектацию поплавка. Среди основных особенностей такого прибора можно отметить:
- Высокий уровень устойчивости к колебаниям автомобиля.
- Основной элемент полностью закрыт, что защищает контакт с используемым топливом.
- Поплавок здесь соединяется с рычагом посредством магнита.
Это интересно: Как поменять пыльник ШРУСа на «Ланосе»
Передвижение магнита проводится по сектору, где установлены металлические пластины разной длины. Формируемое магнитное поле создаёт особый электронный сигнал, определяющий актуальный на время замера уровень топливной смеси в топливном баке.
Основные неисправности в работе датчика
Если датчик неправильно показывает уровень топлива, можно судить о том, что произошла определённая поломка и её нужно устранить. Современные датчики, фиксирующие уровень топлива, как и все детали транспортного средства, время от времени выходят из строя. В этом случае нужно обязательно провести ремонт датчика уровня топлива.
Неисправность в показателях
Основным признаком поломки датчика является показ ложных данных, отображающихся на указателе. По его «поведению» можно сделать определённые выводы относительно образовавшейся поломки. Вот самые основные виды поломок и их причины:
- Указатель находится на нуле, вне зависимости от уровня топлива. Проблема заключается в поломке ограничителя хода поплавка.
- Указатель перемещается, но всё равно опускается на нулевую отметку. В этом случае нужно обратить внимание на общее состояние обмотки устройства, а также на надёжность контакта между датчиком и токосъёмником.
- Колебания в указателях количества топлива. Данная неисправность указывает на достаточно сильный износ контактов.
- В процессе запуска двигателя указатель топлива не поднимается выше нулевой отметки. Подобная неисправность связана напрямую с электроникой транспортного средства. Здесь важно провести проверку проводов на предмет возможного обрыва и на степень надёжности подключения. Важно убедиться в общей целостности предохранителя.
- Не загорается лампочка низкого уровня топлива. Подобная проблема часто связана с выходом прибора из строя.
- Врёт датчик уровня топлива. В подобной ситуации потребуется провести проверку поплавка на уровень герметичности.
Согласно современным ПДД, эксплуатация машины с неисправным указателем строго запрещена. Проблемы, возникшие с датчиками нужно максимально своевременно устранять.
Неисправность механики и функционирования
Наряду с проблемами, которые выражаются в неправильных показателях, поломки датчика могу проявляться в следующих неисправностях:
- потеря герметичности встроенного поплавка;
- сильный изгиб проволочного держателя;
- нарушение общей герметичности корпуса и вытекающее отсюда снижение уровня сопротивления;
- механический обрыв переменного резистора;
- потеря герметичности в месте крепления прибора к топливному баку.
После потери поплавком должной герметичности, устройство по контролю, при полном баке, будет показывать неполный уровень топлива. При достаточно сильной потере герметичности индикатор тут же покажет минимальный уровень топлива. При этом реальное количество не будет иметь значения. Чтобы устранить подобную неисправность, потребуется снять датчик и заменить поплавок. Если поплавок нет возможности приобрести, потребуется полностью заменить весь прибор.
Довольно часто датчик выходит из строя по причине долговременного перемещения по пересечённой или неровной местности. Постоянные удары по баку приводят к серьёзному повреждению проволочного держателя встроенного поплавка.
При таких изгибах поведение индикатора будет прямо зависеть от того, куда был изогнут держатель. Если изгиб будет направлен вверх, показатели всегда будут увеличенными, если вниз, параметры будут заниженными. Если поломка заключается в подобном изгибе, потребуется просто выпрямить проволочный держатель, придать ему первоначальную форму.
Нередко у датчика нарушается герметичность корпуса. Это происходит после случившейся аварии, а также после долговременного применения топлива низкого качества. Попадание бензина в прибор приводит к нарушению его работы и, как следствие, к неправильным показаниям датчика. Данные неисправности можно устранить только полной заменой прибора.
Если оборвётся переменный резистор, это приведёт к тому, что датчик всегда будет показывать наполненный или совершенно пустой бак. Аналогичные признаки могут наблюдаться в процессе обрыва сигнального провода, идущего от датчика к индикационному блоку. Перед тем как снять датчик, потребуется подсоединить к кузову авто и к сигнальному контакту переменный резистор, у которого уровень сопротивления составляет 100 — 200 Ом. В процессе вращения ручки нужно убедиться в том, что показания датчика изменяются. В этом случае устранить неисправность можно будет только посредством полной замены прибора.
Это интересно: Обзор Lexus GX460: фото, экстерьер, интерьер, технические характеристики внедорожника
Основным признаком полной потери герметичности на месте монтажа прибора является появление в салоне запаха бензина.
Как самостоятельно устранить неисправность датчика уровня топлива?
Если не работает датчик уровня топлива, перестал справляться с возложенной на него основной функцией, не контролирует расход бензина, потребуется провести специальные ремонтные работы.
Снятие датчика
В прямой зависимости от модели транспортного средства, процесс снятия устройства может немного отличаться. В любом случае определённые моменты являются схожими. Вот основные действия, направленные на снятие вышедшего из строя датчика:
- Изначально сбрасывается минусовая клемма с аккумулятора транспортного средства.
- Обеспечивается доступ к датчику. Для этого требуется снять в багажнике обивку. В некоторых случаях потребуется демонтировать одно из задних сидений.
- Все датчики оснащены специальной фиксирующей предохранительной пластиной. Чтобы удалить её, нужно открутить крепёжные болты.
- Обязательно нужно почистить датчик от пыли и грязи, если планируется после ремонта использовать его снова.
- С прибора снимаются все крепёжные болты и провода.
После выполнения всех описанных манипуляций, устройство можно доставать. Данный процесс необходимо выполнять аккуратно, чтобы не была повреждена его конструкция.
Установка датчика
Монтаж прибора по контролю расхода топлива осуществляется в обратном демонтажу порядке. На данном этапе желательно проследить за тем, чтобы за пример была взята схема подключения датчика уровня топлива. Последовательность действий здесь соблюдается следующая:
- От остатков герметика очищается посадочное место устройства.
- Если был куплен новый прибор, можно рассчитывать на то, что в комплекте с ним идёт резиновая качественная прокладка. Её нужно положить на бак для совмещения отверстий под болты.
- После этого вставляется датчик в топливный бак. При этом важно не перепутать направление встроенного поплавка.
- Тщательно закручиваются все болты и затягиваются.
- Если в комплекте не идет новый уплотнитель, можно использовать старый. Для этой цели требуется намазать место будущей установки датчика небольшим слоем автомобильного герметика.
- Сверху кладется уплотнитель, и совмещаются отверстия для крепежных болтов.
- Сверху требуется также намазать герметиком.
- Вставляется датчик, совмещаются все крепёжные отверстия и тщательно закручиваются.
- Осуществляется подключение всех проводов, аккумулятора.
- Включается зажигание и изучаются показания индикатора.
Если транспортному средству больше 15 лет, стоит даже при новом уплотнителе использовать герметик.
Проверка датчика
Проверка датчика должна быть проведена обязательно, но сделать это сразу после установки невозможно. После установки прибора не нужно сразу закрывать к нему доступ. Проехав 50 км, нужно внимательно осмотреть датчик, удостоверится в полном отсутствии утечек. Если всё в порядке, доступ можно закрывать и пользоваться устройством, время от времени проводя стандартные проверки.
Заключение
Чтобы посреди пути не остаться без топлива, требуется знать количество горючего в баке. Благодаря устройству можно понять, нужно или нет посещать заправку, какой запас бензина присутствует в баке и получится ли ехать далее. Это не просто полезное устройство, а прибор, отвечающий за уровень безопасности на дороге. Современным законодательством предусмотрено обязательное наличие подобного датчика и его исправное состояние.