Дизельные автомобили в России не слишком популярны. Одна из причин прохладного к ним отношения – холодные зимы, доставляющие автовладельцам немало хлопот. Убить дизельный мотор зимой довольно просто. Важно знать, как избежать этой напасти.

Автомобили на тяжёлом топливе имеют массу преимуществ перед своими бензиновыми собратьями. У них высокий крутящий момент с самых низов, скромный расход горючего и высокий ресурс. Но все эти плюсы меркнут на фоне зимних проблем. Главная причина головной боли владельцев дизельных машин – отечественная солярка. Дизельные моторы устроены несколько иначе, чем бензиновые. В их камеры сгорания впрыскивается готовая топливно-воздушная смесь, в бензиновый же моторах воздух в цилиндры поступает отдельно. Воспламенение смеси происходит не от искры зажигания, а от высокого давления внутри камеры сгорания. Особенности конструкции наиболее ярко проявляются именно в холодное время года, когда дизельное топливо начинает капризничать и густеть.

Чтобы не убить дизельный движок на холоде, его жизненно важно «кормить» правильной, зимней соляркой. Сделать это непросто, поскольку в этом виде топлива всегда присутствует парафин. Если при плюсовой температуре он никак не влияет на эксплуатацию, то во время холодов твердеет и забивает фильтры. В результате двигатель попросту перестаёт заводиться и работать. Вот почему нужно взять за правило заливать в бак только заведомо «правильное» топливо. Летняя солярка утрачивает эксплуатационные свойства уже при минус пяти, зимняя – при минус 25. Есть и арктическое топливо, работающее при минус 35 градусах по Цельсию.

Материалы по теме
Что никогда не повредит иметь в машине зимой

Способов борьбы с парафинами много, но для водителей доступен лишь один – добавление специальных присадок в бак машины. Справиться с парафинами могут как специальные средства, так и самый обычный керосин (10-15% на объём бака). Но, заливая эти жидкости в бак машины, стоит помнить: использование присадок-антигелей не рекомендовано ни одним мировым автопроизводителем, более того, они прямым текстом запрещают применение присадок. Пользоваться ими или нет – решать вам.

Некачественное топливо довольно быстро выводит из строя топливные форсунки и топливный насос высокого давления (ТНВД). Замена и ремонт этих деталей влетят в копеечку. Во избежание поломки данных элементов следует своевременно менять топливный фильтр и сливать воду из фильтра-отстойника. Агрессивная езда с переключением передач на высоких оборотах дизельным моторам противопоказана. Ещё один момент, который может испортить настроение владельцам дизельных авто зимой, — это пусковые свечи. С их помощью перед запуском мотора нагреваются камеры сгорания. Чем холоднее за бортом, тем дольше свечи накаливания работают. Запуск движка возможен после того, как погаснет соответствующая пиктограммка на приборной панели. Поломка системы приводит к нестабильному запуску и неустойчивой работе двигателя на холодную.

Материалы по теме
Как и зачем зимой нужно греть амортизаторы

Иногда не спасает даже подогрев. Тогда на помощь приходят всевозможные эфирные спреи, предназначенные для впрыска прямо в воздушный фильтр. Весьма эффективный способ запуска мотора. Использовать нужно не чистый эфир, а его смесь с пропаном – для более мягкого запуска агрегата. Главное – не переборщить, иначе смесь воспламенится вовсе не тогда, когда следует. А это чревато ремонтом цилиндропоршневой группы.

Особое внимание нужно уделять качеству моторного масла: не только заливать рекомендованные производителем жидкости, но и делать это достаточно часто. К маслу особенно чувствительны турбины, которые есть почти на всех современных дизельных моторах. После остановки нужно не забывать дать им немного поработать, прежде чем глушить двигатель. Не помешает автоматический таймер, который будет выполнять это действие за вас. Если вы эксплуатируете дизельный автомобиль в экстремально холодном климате и опасаетесь, что он может остыть и не завестись, можно просто не глушить мотор – это ему большого вреда не нанесёт. В противном случае вас подведут аккумулятор, масло и топливо. Все они, как известно, холодов не любят. Дополнительно может помочь предпусковой подогреватель, который решает почти все озвученные в данном материале проблемы.

Примеры повреждения седла инжектора системы впрыска топлива. Такие повреждения могут привести к утечке топлива и затруднят работу всей системы впрыска топлива CommonRail на дизельном двигателе.

Повреждения узлов и агрегатов на грузовых автомобилях

Загрязнения топлива и системы охлаждения

Таблица самых распространённых неисправностей дизельного двигателя

Конструкция каждого дизельного двигателя имеет свои особенности, но информация, приведенная ниже, представляет собой общий список причин и последствий, которые необходимо проверить при диагностике неисправности дизельного двигателя. Более современные двигатели оснащаются сейчас ТНВД и форсунками High Pressure Common Rail, и часть информации ниже предназначена именно для этой топливной системы.

Посторон-ние стуки и шумы в двигателе

Низкое сжатие

Низкое сжатие в двигателе приведет к выделению недостаточного тепла для воспламенения топлива и вызовет затруднённый запуск. Такая проблема чаще всего проявляется в старых автомобилях или в автомобилях с большими пробегами. Чтобы определить степень сжатия, нужно его измерить на холодном двигателе. Сжатие должно составлять от 20 до 35 бар или от 300 до 500 фунтов на квадратный дюйм. Все, что ниже этих значений, приведёт к проблемам с запуском.

Низкое давление топлива

Именно в этой области возникает большинство проблем топливоподачи. При использовании топливных систем High Pressure Common Rail проблема может заключаться либо в плохой подаче топлива на рампу/форсунки, либо в том, что рампа/форсунки не удерживают топливо в системе. Лучший способ опредеить где проблема — это проверить топливоподачу в трех местах.

  1. Подающий трубопровод низкого давления из бака в насос высокого давления (ТНВД) – некоторые транспортные средства полагаются на ТНВД для всасывания топлива из бака, в то время как другие имеют электронасос в баке или в топливопроводе для подачи топлива непосредственно в ТНВД. Давление подачи топлива из бака в ТНВД должно составлять от 2 до 5 бар.
  2. Топливо подается из ТНВД на рампу/форсунки с давлением около 200 бар во время проворачивания коленвала, 300 бар на холостом ходу и от 1200 до 1800 бар на ходу.
  3. После подачи топлива в рампу/форсунки под нужным давлением, оно (давлени) должно поддерживаться внутри форсунок или в рампе. Любая потеря давления в рампе приведёт к возникновению проблем.

Низкая скорость проворачиваяни коленвада — разряженный АКБ

Если обороты двигателя слишком низкие, ТНВД не может обеспечить достаточное давление топлива для запуска впрыска, что приведёт к затруднённому пуску. Обычно такие проблемы возникают в холодное время года, особенно если АКБ разряжена. Проверьте напряжение аккумулятора и исправность стартера, чтобы убедиться, что с ними всё в порядке.

Неисправны свечи накаливания или реле

Работа двигателя зависит от свечей накаливания, вырабатывающих тепло, которое помогает в цикле сгорания. Одни дизельные двигатели используют свечи накаливания только в холодную погоду, другие подключают свечи накаливания, когда ЭБУ (Электронный Блок Управления) понимает, что нужна их помощь в оптимальном сгорании топлива. Проблемы в этой области приведут к затруднённому пуску двигателя, плавающим оборотам и белому дыму на непрогретом двигателе.

Низкий уровень топлива

Заголовок говорит сам за себя — недостаточно топлива в баке или проблема с потрескавшимися, изогнутыми, разрушенными, забитыми шдангами или какими-либо ограничениями в топливопроводе. Один раз нам попался топливный бак с ветошью в нем, которая закупорила топливопровод из бака. Если вы не уверены в вашем топливопроводе, наденьте прозрачный шланг на другой бак с дизельным топливом и подведите его к подающему насосу или к ТНВД. Это позволит обойти все шланги и фильтры и вы сможете понять здесь ли проблема с вашим двигателем. Сапун топливного бака иногда может быть заблокирован, вызывая вакуум в баке, который, в свою очередь, приводит к обратному всасыванию топлива в бак.

Качество топлива, загрязнение

Тема качества топлива и решений борьбы с его загрязнениями является спорной. Работая с дизельными форсунками, мы видим результат низкого качества топлива — повреждение внутренних компонентов. Я знаю, что если регулярно использовать высококачественное дизельное топливо и присадки, это продлит срок службы оборудования для впрыска дизельного топлива. Низкое качество топлива и общий износ не являются единственной причиной отказа форсунки. Новые типы форсунок Common Rail иногда выходят из строя из-за проблем с собственной конструкцией. По нашим оценкам, около 85 % форсунок выходят из строя из-за проблем, связанных с топливом, а остальные — из-за проблем с конструкцией.

Разряженный воздух в системе подачи топлива

Эта проблема схожа с низким уровнем топлива, но грязные топливные фильтры или неисправная верхняя часть фильтра также могут вызвать проблемы с подачей топлива и затрудненный запуск. Попадание воздуха в основание фильтра через его трещины, незакрепленные или неплотные соединения шлангов или неправильно установленные топливные фильтры также могут стать причиной проблем с подачей топлива.

Неисправный инжектор(ы)

Самая вероятная причина отказа форсунок Common Rail связана с тем, что форсунки имеют чрезмерный противоток или обратный пропуск. Это происходит из-за изношенных деталей, которые позволяют избыточному топливу проходить через дизельную форсунку и возвращаться обратно в бак или топливную систему. Это в свою очередь приводит к падению давления в рампе (см. “Низкое давление топлива“), и к затруднённому запуску или вообще к невозможности запустить двигатель. Другая проблема, возникающая из-за изношенных деталей — это задержка начала впрыска, что, в свою очередь, приводит к неровной работе на низких оборотах или также к незапуску дизельного двигателя.

Неисправный насос высокого давления

Если ТНВД неисправен, на рампе форсунок возникнет проблема с низким давлением топлива. Такая ситуация проявляется в случае поломки внутренних узлов самого насоса, в результате чего мелкие частички металлических опилок попадают в топливную систему. Обычно это приводит к повреждению дизельных форсунок. Если эту проблему не решить, она проявится снова. Это дорогостоящая неисправность, и полумерами здесь не обойтись. Для систем Common Rail с металлическими дефектами рекомендуется заменить всю топливную магистраль, топливопроводы и форсунки.

Неисправный регулятор давления – датчик

Большинство транспортных средств с дизельным двигателем имеют регулятор давления топлива в рампе, установленный на насосе высокого давления, и датчик, установленный непосредственно на самой рампе. Если какой-либо из них неисправен, возникнут проблемы с пуском двигателя, плавающие обороты и неравномерная работа или двигтель будет вообще глохнуть при увеличении оборотов.

Неисправный насос низкого давления

Не все транспортные средства имеют подающий насос низкого давления, но если он есть, его можно найти либо в баке, либо на топливопроводе рядом с баком. Если ваш насос низкого давления неисправен, у вас могут возникнуть симптомы, аналогичные симптомам неисправного насоса высокого давления. При низком давлении топлива в топливном насосе вы получите такую проблему как «топилвное голодание двигателя».

Проблемы со впуском воздуха

Проблема может быть в загрязненном воздушном фильтре, забитыми патрубками системы подачи воздуха или застрявшей дроссельной заслонкой, которая нам встретилась пару раз при ремонте дизельного двигателя. Кроме того, неисправный датчик расхода воздуха на воздухозаборнике так же может стать причиной проблемы. В результате подобных неисправностей выхлоп у двигателя будет очень «насыщенный» и «дымный».

Проблемы с турбонаддувом

В последнее время очень частой проблемой на новых автомобилях становится выход из строй турбонаддува. А объяснить это можно сочетанием нескольких негативных факторов — двигатели с высокими оборотами, требующие большей мощности, неправильные действия водителя (не позволяющие двигателю некоторое время работать на холостом ходу при запуске и перед выключением), плохое техническое обслуживание и отсутствие замены старого масла на масло хорошего качества. И для наглядности — турбонаддув вращается со скоростью около 42 000 об/мин, средняя стиральная машинка при отжиме развивает — 1000 об/мин.

По мере того как автомобиль становится старше, перепускной клапан турбокомпрессора заедает, в результате чего автомобиль либо глохней, переходит в аварийный режим работы, либо чрезмерно дымит. Если автомобиль оснащен турбонаддувом с поворотными лопатками, могут возникнуть проблемы, если на лопатках будут скапливаться углеродистые отложения. Симптомами застрявших лопаток являются недостаток мощности, черный дым и вялость при разгоне. Также убедитесь, что все вакуумные трубки и датчики, управляющие турбонаддувом, работают правильно. Другая проблема заключается в наличии утечки воздуха в воздуховодах на входе и выходе, промежуточном охладителе (интеркулер) и в турбонаддуве, которая может случиться из-за повреждения или ослабления зажимов. и хомутов Утечка воздуха после турбонаддува приведёт к снижению мощности двигателя, чрезмерному задымлению, а в некоторых случаях и к шуму, похожему на свист, если есть точечтное отверстие в воздуховоде.

Проблемы с рециркуляцией отработанных газов

Клапаны рециркуляции отработавших газов (EGR) создают больше проблем, чем хотелось бы от этой системы. Суть рециркуляции заключается в том, что во время работы двигателя открывается клапан, который позволяет некоторому количесту выхлопных газов вернуться во впускной коллектор и слиться с чистым входящим воздухом. Через некоторое время работы эти газы, содержащие грязные, сажыевые продукты сгорания, начинают покрывать и покрывать область впуска и клапаны, в результате чего соотношение воздуха и топлива становится несбалансированным, что приводит к большему количеству черного дыма, выходящего из выхлопа. Этот черный дым затем втягивается обратно в воздухозаборник через клапан EGR. Тут и начинается замкнутый порочный круг, когда двигатель производит больше дыма, а во впускной коллектор поступает больше углекислого газа, что является серьезной проблемой. Кроме того охладители EGR, особенно на двигателях Ford 6.0, могут еще и пропускать воду, и это добавит еще проблем до тех пор, пока этот самый охладитель EGR не будет заменен.

Продувка инжектора, протечка седла

“Продувка” инжектора может быть причиной некоторых из следующих симптомов. Затруднённый пуск двигателя, плавающие обороты на холостом ходу, жесткая работа двигателя, излишний дым во время движения или ускорения, черная смола вокруг форсунок и пыхтящий звук двигателя при работе. «Пропуск» форсунки происходит, когда форсунка не прилегает к её седлу в головке цилиндра. В этом случае слышен пыхтящий звук, а вокруг форсунок скапливается черная “смола”. В определённых условиях работы двигателя, если этот процесс будет продолжаться, может произойти серьезное повреждение двигателя из-за того, что ЭБУ будет чрезмерно компенсировать подачу топлива в цилиндр(ы) (Избыточная топливоподача). Даже если снять инжектор, очистить его, поставить новую медную шайбу, и вернуть всё на место, это не всегда устранит проблему. Причина проблем заключается в том, что седло в головке цилиндра было разрушено выходящими газами сгорания, что привело к повреждению самого седла. Единственный, что здесь можно сделать — это аккуратно перешлифовать седло в головке блока с помощью специального фрезерного инструмента сёдел инжекторов.

Жгут проводов инжектора

Проблемы возникают с автомобилями, у которых форсунки находятся под крышкой клапана и позволяют маслу попадать на электрические соединения. Несмотря на то, что некоторые диагностии будут винить в этом инжектор(ы), в большистве случаев неисправность кроется в жгуте проводов. Убедитесь, что все электрические соединения на форсунках исправны и все контакты замкнуты.

Проблемы с блоком двигателя

Как правило, это уже чисто механические проблемы, такие как проблемы с подшипниками, поршнями, кольцами, давлением масла, перегревом, клапанами и многим другим. Список здесь можно долго продолжать, и лучше всего обратиться к специалисту по двигателям для диагностики неисправности.

Ответ ищите в цвете выхлопа

В целом мы можем понять, что не так с дизельным двигателем, по цвету дыма, выходящего из выхлопной трубы. Существует три основных цвета – черный, белый и голубой.

Черный дым

Это происходит из-за дисбаланса соотношения воздуха и топлива, либо топливная система подает слишком много топлива в двигатель, либо в цилиндрах недостаточно чистого воздуха. Вот несколько моментов, на которые стоит обратить внимание:

  • Неисправные форсунки (форсунки требуют внимания примерно через 100 000 — 120 000 км.);
  • Неисправный ТНВД;
  • Грязный воздушный фильтр;
  • Неисправен турбонаддув или промежуточный охладител (интеркулер);
  • Проблемы в головке блока цилиндров, закупоренные клапана из-за неисправности системы рециркуляции отработавших газов (блок рециркуляции отработавших газов).

Белый дым

Обычно это означает, что топливо, впрыскиваемое в цилиндр, сгорает неправильно.

  • Неправильная синхронизация топливного насоса высокого давления;
  • Нехватка топлива в насосе, приводящая к неправильной работе синхронизации насосов;
  • Низкое сжатие в двигателе;
  • Вода и или бензин в топливе.

Голубой дым

В двигателе горит моторное масло.

  • Изношенные цилиндры или поршневые кольца;
  • Неисправные клапаны или уплотнение штока клапана;
  • Уровень моторного масла выше нормы;
  • Неисправный инжекторный насос и/или нагнетательный насос, позволяющий смешивать моторное масло с дизельным топливом.