Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Трифаненкова С. В.

Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в рамках нейропсихологического подхода
Проблемы адаптации к детскому саду у детей раннего возраста: анализ и рекомендации
Влияние кризиса трех лет на психологическую адаптацию у детей к детскому саду
Причины детской конфликтности в периоды возрастных кризисов
Физиологическая и психологическая перестройка в организме беременной женщины
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кризис психологического развития ребенка «Одного года»»

КРИЗИС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА «ОДНОГО ГОДА» Трифаненкова С.В.

Смоленский областной центр диагностики и консультирования

Период ходячего детства начинается с нормального возрастного кризиса -кризиса одного года. Это уже второй кризис психологического развития ребенка (первый связан с его рождением). Вообще все развитие малыша — это чередование кризисных и спокойных периодов, которые поочередно сменяют друг друга. Каждый новый этап развития неизменно начинается с нормативного возрастного кризиса, который проходят практически все дети соответствующего возраста.

Кризис одного года связан с тем, что в это время у ребенка уже активно развиваются его познавательные процессы. Малыш начинает осознавать свои новые возможности, и у него появляется потребность реализовывать их. При этом ему пока еще тяжело сделать это, он не знает, когда и как можно их проявить. Условно говоря, ребенок хочет, но не может сделать то, что ему хочется, поэтому кризис одного года еще принято называть «кризисом психических процессов», или «кризисом возможностей».

Развитие кризиса одного года связано с появлением ряда новообразований. Первым из них является ходьба, она дает ребенку возможность поближе познакомиться с теми предметами, которые его окружают дома и на улице. Во время ходьбы у ребенка возникает множество проблемных ситуаций, маленьких задач, которые необходимо решить. Взрослые, часто не понимают того, что простейшие, казалось бы, вещи вызывают у ребенка затруднение, и не воспринимают многие ситуации как задачи. Например, ребенок с игрушкой в руке стоит у закрытой двери и не знает, как открыть ее. Как обычно ведет себя мама? Она бросается на помощь малышу и решает его проблему. А ведь ребенку под силу справиться с ней и самому. Вот в таких простейших, обыденных ситуациях и происходит развитие его мышления, его интеллекта.

Второе новообразование кризиса — речь. Лепет младенческого возраста становится все более «человеческим», появляются простые слова и иногда даже словосочетания. Однако годовалый ребенок еще не является до конца говорящим. Его язык пока еще не средство общения, малышу трудно выразить свое желание в словах. Он общается с помощью знаков: мимики, жестов, движений.

Появляются и новые эмоции. Они связаны с собственной активностью ребенка, то есть он может испытывать радость или огорчение от того, что сам делает. Однако эти эмоции часто неадекватны, их сила не соответствует причине, вызвавшей реакцию. Малыш может сильно заплакать потому, что он бросил игрушку и не может, а точнее даже и не пытается ее достать. Преодоление таких «кризисных» эмоций во многом обусловливает прохождение малышом всего кризисного периода. В период кризиса ребенок становится капризным, раздражительным, требует к себе постоянного внимания родителей. Начало и конец этого периода обычно незаметны, но, как правило, выделяется пик кризиса, время, когда негативное поведение малыша особенно заметно. Кризис одного года обычно скоро проходи, поскольку малыш очень быстро находит возможности применения своих новых способностей в окружающем мире. Этот кризис достаточно легко переживается и ребенком и родителями и обычно не требует како-то специальной коррекции. Необходимо просто быть последовательным в отношениях с ребенком и следовать нескольким простым правилам общения с ним:

не акцентуировать внимание на негативном поведении малыша, на его капризах и требованиях. Необходимо попробовать определить причину, которая вызвала такое поведение, и показать малышу, как можно справиться с ней;

не спешить сразу же помогать ребенку, если у него возникло какое-то затруднение. Дать ему возможность разрешить его самому.

не оставлять ребенка одного наедине с «задачей». Если малыш не может справиться с ней, только тогда помочь ему, объясняя свои действия, а затем предложить сделать еще раз то же самое, но уже самостоятельно;

создать ребенку «проблемные» ситуации и учить его самостоятельно справляться с ними. Объяснить, что слезы и обида не помогут справиться с делом, любую проблему можно решить, а если не получается, то мама и папа всегда придут на помощь.

1. Добряков И.В., И.П. Лазарева Здоровые роды — счастливый малыш- СПб: ИК «Комплект»,1998

2. Филиппова Г.Г.. Психология материнства. — М.,2002

3. Филиппова Ю.В. Общение. Дети от рождения до 5 лет. — Ярославль: Академия развития, 2001

Рождение — это решающий и финальный процесс в этапе внутриутробного развития, это тот момент, когда один период завершается и переходит в другой, более долгий и занимательный. Малыш растет и крепнет, ему становится интересно, что происходит вокруг, он узнает о запретах, проявляются первые черты характера и попытки отстоять свое — и речь идет о кризисе 1 года. Один из очень важных кризисов в развитии ребенка.

В этот период родителей ждет непростое время: конечно, многое зависит от темперамента ребенка, для кого-то криз пройдет намного спокойнее, но то, что для всех в этот период будут актуальны вопросы установки правил дома, границ и вопрос безопасности — это неоспоримый факт. Именно о кризисе 1 года пойдет речь в этой статье: что именно происходит с ребенком в год, почему это «кризис» и что в этот период происходит с родителями.

Кризис – это естественный процесс, но все проходят его по-разному. Он может начаться раньше года, а у кто-то — в год и позже, но проходят через него практически все.

За первый год ребенок проделывает колоссальный путь в развитии: из крошечного человека, которому даже повернуться на бок не удавалось без помощи мамы, малыш превращается в очень смышленого и зачастую уже бегающего карапуза. Ребенок уже многое может делать сам, ему под силу доползти, дойти или дотянуться до интересующих его мест; все тумбочки, шкафчики, провода и полки как-никогда стали близки и доступны, и желание познать и разведать, что происходит вокруг, невероятно растет. Именно в это время ребенок впервые узнает слова «нельзя», «нет», «опасно», их значения. Конечно, это ему не понятно, не нравится и вызывает протест! В это время начинаются первые капризы, цель которых добиться своего. Очень важный совет для прохождения через кризис 1 года: придерживайтесь своего первоначального решения и действуйте сообща с партнером. Если вы запрещаете что-то, то идите до конца, иначе у ребенка может сформироваться «понимание», что плачем, криком или другим ему удобным способом можно получить свое. Кризис пройдет, а капризы и способ так взаимодействовать останется.

Как можно помочь ребенку пройти этот этап?

Объясняйте. Первое, на что важно обратить свое внимание: дети не делают что-то специально вам на зло, хоть иногда про это бывает очень сложно помнить. Детям свойственно проверять несколько раз, правда ли нельзя грызть провод или кушать из миски собаки, действительно ли это так. Постарайтесь слова «нельзя» и «нет» оставить на самые крайние случаи, когда стоит вопрос безопасности ребенка. Пробуйте объяснять, почему не стоит что-то делать, например: «Это миска собачки, а не твоя, давай ей положим еду и посмотрим, как она будет кушать, не будем ей мешать».

Подготовьтесь. Уберите заранее все опасные предметы, чтобы сразу отсеять лишние «нельзя», дайте доступ в заранее подготовленные тумбочки, пусть малыш исследует и будет рад трофеям.

Соблюдайте режим. Следите за режимом дня в это время более тщательно, лишнее переутомление даст благоприятную почву для капризов.

Будьте рядом. В это время у ребенка может возрасти потребность в маме, отведите время, когда вы его проводите качественного с малышом: не во время уборки, готовки или с телефоном в руках, а один на один; играйте, наблюдайте, поддерживайте игру.

Отслеживайте моменты агрессии. В первый кризис могут появиться первые проявления агрессии, малыш может начать бить как маму, папу, так и других членов семьи. Очень важно показать ребенку, что такой способ выражения своих требований не приемлем, что так с вами поступать нельзя. Если ребенок вас ударил на руках, то спускайте его с рук, если просто рядом в комнате — выходите из нее. Точно нельзя бить в ответ, кричать и говорить грубые слова.

Наличие правил и границ очень важно, главное не перегнуть. Так ребенку гораздо спокойнее, детям это необходимо, а для вас создаст хорошую базу на будущее.

Помните, что зачастую ребенку сложнее чем вам пережить скачок роста. Эмоции, интерес, новизна переполняют кроху, он столько всего хочет и уже так много может сам, но также много и ограничений появилось в его жизни. Это очень непростой, но такой интересный период и для ребенка, и для родителей.

Как помочь родителям?

Запаситесь терпением и пониманием, постарайтесь настроиться на ребенка и его исследовательский дух. Только представьте, сколько всего ребенок узнает впервые, сколько восторга и интереса он испытывает от самых простых вещей. Это поистине невероятно!