Виды, состав и техника нанесения масляных лаков

Виды, состав и техника нанесения масляных лаков

Сегодня производители создают так много разнообразных средств для защиты деревянных поверхностей от внешнего воздействия, что определить для себя самый оптимальный вариант не подготовленному в этом плане человеку крайне сложно. Что же собой представляет масляный лак, в каких сферах жизнедеятельности человека он применяется, и какое значение имеет.

Лак представляет собой жидкий или полужидкий раствор различных смол и растворителя. Тонкий слой такого вещества, нанесенный на какую-либо поверхность, в короткий промежуток времени просыхает, образуя прочную пленку. Такое покрытие предметов прекрасно противостоит множеству внешних факторов и различному воздействию (как химическому, так и физическому).

Цветовые оттенки лаков

По цвету, подобные составы бывают от соломенно-желтых и до темно-коричневых. И только в редких случаях можно приобрести совершенно бесцветный лак.

Однако стоит заметить, что поверхность предметов покрывается настолько тонким слоем лака, что его цветовой оттенок практически не выделяется на общем фоне поверхности.

В случае масляного лака, желтоватая пленка через некоторое время и под воздействием солнечных лучей обесцвечивается, ввиду высыхания масляной составляющей и чувствительности красителей к ультрафиолетовому излучению. Поэтому наличие цвета у таких материалов совершенно не является каким-либо недостатком.

Особенности лака на основе масла

Сегодня на полках строительных магазинов встречается довольно большое разнообразие лаков для деревянных полов или мебели. Одним из наиболее распространенных средств является мас­ляный лак.

Отличительной особенностью таких товаров является то, что в них входят смолы, которые при нагреве растворяются в маслах растительного происхождения. Подобное вещество демонстрируют высокую водо- и светостойкость и образует пленку с отменной способностью блестеть.

Покрыть древесину лаком на основе масла — это хорошая защита изделия от прямых солнечных лучей (выцветания)

Сегодня такой состав активно используется для защиты дерева от внешних факторов окружающей среды. Ведь деревянные постройки, полы, мебель и другие предметы интерьера со временем разрушаются под воздействием солнечных лучей, повышенной влажности, насекомых и иных негативных факторов. Чтобы свести на нет такое влияние, дерево покрывают лаком на основе масла.

Состав масляного лака

Давайте изучим компоненты масляного лака более подробно.

Природные и искусственные смолы

Если лак создан на основе мягких смол, то он будет менее стойким к воздействию, чем средства, в основе которых использованы твердые смолы. Наиболее низкокачественный состав – это средство с канифолью, которая растворена в льняной олифе. Такое вещество быстро темнеет и слишком рано поддается выветриванию.

Более надежным считается вариант из этерифицированной канифоли и полимеризованного масла. Сочетание древесного лака и канифоли позволяет получить быстросохнущие составы с высокой стойкостью к повышенной влажности. Но этот лак теряет свою привлекательность гораздо быстрее, чем средства с полимеризованным льняным маслом.

Если в составе лака есть льняное масло — это гарантия, что изделие не потеряет свой презентабельный вид долгие годы к содержанию ↑

Натуральные или сгущенные высыхающие масла

Они повышают эластичность лака. Наиболее распространенным из них сегодня считается полимеризованное масло. Этот компонент придает материалу высокую оптическую стойкость и прекрасную эластичность.

Разбавители

Наиболее распространенными из них сегодня являются скипидар, лаковый бензин (или уайт-спирит) и сольвентнафт. Самый плохой вариант – это лаковый бензин, ведь его использование может повлечь за собой выделение смолы из раствора в виде мути или грязного осадка. В конечном итоге, это сказывается на качестве покрытия.

Уайт-спирит — это очень плохой вариант разбавителя для масляных лаков к содержанию ↑

Сиккативы

Отличаются медленными темпами испарения. Упомянем растворимые олеинаты и резинаты, а также окислы. Лаки, применяемые в технических целях, включают комбинацию кобальта и свинца или кобальта и марганца. С подобными компонентами поверхность способна высохнуть за 12 часов.

Виды лаковых покрытий на основе масла

Качество масляного лака во многом определяется количественным соотношением масла и смолы в его составе. В зависимости от выбранной пропорции этих компонентов, выделяют такие варианты как:

  1. Жирные или «наружные». Содержат 2 части масла и 1 часть смолы. Отлично подходят для наружных работ, так как характеризуются высокой устойчивостью к воздействиям атмосферы.
  2. Тощие или «внутренние». Отличаются преобладанием части смолы над частью масла и не пригодны для наружных работ. А внутри помещений демонстрируют высокую устойчивость к воздействию.
  3. Полужирные. Характеризуются одинаковым количеством масла и смолы.

Как видим, чем больше масла в веществе, тем более стойким к негативному воздействию он становится и тем лучше защищает пол от влажности.

Преимущества лаков на основе оливы

Такие отделочные материалы довольно популярны на отечественном рынке и применяются для обработки дерева: полов, мебели и т.п.

Их основными достоинствами считаются:

  • экологическая чистота и безвредность;
  • способность к регуляции влажности деревянной поверхности;
  • относительно низкая стоимость;
  • широкая распространенность;
  • простота использования;
  • высокие защитные качества.

к содержанию ↑

Методика использования лака на масле

Для начала нужно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации выбранного материала. Далее его потребуется разбавить скипидаром. Ведь в процессе хранения вещество может загустевать. Если же его снова разбавить, то он будет ложиться на дерево равномерно.

Масляное средство нужно наносить на дерево при помощи кисти со щетиной высокой жесткости или распылителя, совершая движения рукой вдоль и поперек волокон. При нанесении кистью первого, более жирного слоя, можно сделать легкую растушевку. Она делается сначала поперек, а затем вдоль волокон. Тогда слой равномерно распределиться по всему дереву.

Масляный лак сохнет после нанесения дольше, нежели его аналоги на летучих растворителях. Ведь масло в его основе испаряется довольно долгое время. Это происходит следующим образом. Разбавитель, входящий в состав лака, испаряется, что влечет за собой его сгущение в очень липкую пленку. Далее в действие вступает процесс окисления под воздействия кислорода. Покрытие полимеризируется и окончательно застывает.

Прежде чем нанести второй слой, нужно очистить от пыли и зашлифовать высохшую поверхность.

После каждого слоя, нужно обязательно очистить и зашлифовать изделие, чтобы лак ложился ровно и результат был без изьянов

В принципе, при тщательной и качественно выполненной шлифовке трех слоев хватит, чтобы дерево приобрело чарующий блеск. Высохший слой образует глянцевую поверхность, блестящую на солнце и стойкую к воздействию. Она не боится влажности, ультрафиолетового излучения, повышенной температуры т.п.

Более быстро лак высыхает в светлом, хорошо проветриваемом помещении с низким уровнем влажности. Чтобы в комнате не оставалось неприятного запаха через некоторое время после высыхания, помещение нужно регулярно проветривать.

Чтобы добиться максимального блеска лакового слоя, можно воспользоваться техникой располировки. Для этого тампон пропитывают спиртом, а его дно покрывают небольшим количеством вазелина или подсолнечного масла. Далее им совершают круговые движения по поверхности так, чтобы сухих мест не осталось.

Читайте также:
Что нужно знать при выборе акрилового лака для паркета

Виды масляных лаков, состав и правила использования

В наше время изготавливается множество различных лакокрасочных материалов, используемых для предохранения деревянных конструкций и изделий от негативного влияния окружающей среды. Чтобы определиться, какой вариант лака является оптимальным, обычному пользователю необходимо ознакомиться с разновидностями лаковых смесей и их свойствами. Одним из популярных и недорогих составов является масляный лак. В этой статье будут рассмотрены сферы его использования, преимущества, состав и правила лакирования.

Лак – это полужидкая или жидкая смесь, изготавливаемая из разных смол, масел и растворителей. Небольшой слой масляного лака, нанесенный например, на древесину, высыхает достаточно быстро, в результате поверхность приобретает надежную защиту от многих факторов. Тонкая, прочная и эластичная защитная пленка способна эффективно противостоять химическому и физическому влиянию, а также воздействию ультрафиолета и влажности.

Различные лаковые оттенки

Изготавливают масляный лак для дерева различных оттенков, это может быть светло-желтый или даже темно-коричневый цвет. Достаточно редко можно купить абсолютно бесцветный, прозрачный масляный лак. Однако даже если наносится на дерево темно-коричневый состав, то его слой очень тонкий, поэтому оттенок почти незаметен на деревянной поверхности. Но если нанести 3-5 слоев на конструкцию, то темный цвет будет заметен гораздо сильнее.

Обычно масляные лаки, имеющие желтоватый или коричневый оттенок, спустя определенный период времени обесцвечиваются, так как на них воздействуют лучи солнца. Во время высыхания масляной пленки, под воздействием ультрафиолетовых лучей нанесенный слой становится практически прозрачным, так как он очень чувствителен к солнечному излучению. Следовательно, наличие определенного оттенка у масляного лака – это совсем не недостаток.

Особенности лаков

В наше время в магазинах продается огромное количество лакокрасочной продукции для обработки пола и мебели. Очень распространен и популярен масляный лак для пола, имеющий множество преимуществ.

Особенностью масляных лаковых смесей является содержание специальных смол, которые в ходе производства растворяются в растительных маслах. Комбинация смол и масел обладает высокой светоустойчивостью и водостойкостью, наносимая на поверхность пленка не только защищает дерево, но также является декоративным слоем, который отлично блестит, делая конструкцию или изделие очень привлекательным.

Сегодня лак на масляной основе активно применяется для обработки древесины, так как он имеет хорошие технические характеристики и свойства. Масляные лаковые составы используются для обработки различных объектов из дерева, включая полы, беседки, различные постройки, мебельные предметы, лестницы, перила, двери, окна и прочее. Данные лаки используются для защиты от солнечного излучения, высокого показателя влажности воздуха, различных насекомых, грибков, плесени, и других пагубных воздействий.

Состав лака на основе масла

Состоит лак на масляной основе из нескольких компонентов. Далее будет подробно рассмотрен каждый из составляющих ингредиентов.

    1. Искусственная или натуральная смола
      Одним из главных компонентов является природная или искусственная смола, которая может быть мягкой или твердой. Если лак изготавливается из мягких смол, то он будет хуже защищать поверхность, чем лаковая смесь, изготовленная из твердых смол. Самый дешевый и низкокачественный лак – это смесь из канифоли, растворенной в льняном масле. Данный состав довольно быстро темнеет и чересчур поддается процессу выветривания.
      Более качественный и надежный – это раствор из полимеризованного масла и этерифицированного канифольного вещества. Такой вариант лака для дерева является быстросохнущим раствором, который имеет высокий показатель устойчивости к механическому воздействию, высокой влажности воздуха и воде. Однако такой состав быстрее утрачивает свою изначальную привлекательность по сравнению с лаками, изготовленными из полимеризованного льняного масла. Лучше всего приобретать смесь с льняным маслом, такой раствор надолго будет сохранять внешнюю презентабельность и защитные свойства.
    2. Сгущенное или натуральное высыхающее масло
      Такое масло увеличивает показатель эластичности лака. Самым распространенным является полимеризованный вид масла. Именно полимеризованное масляное вещество делает смесь очень эластичной, придает ей высокий показатель оптической устойчивости.
    3. Разбавитель
      Наиболее распространенные разбавители – это сольвент, Уайт-спирит, лаковый бензин или скипидар. Самым дешевым и неэффективным вариантом является лаковый бензин, который зачастую приводит к выделению смолы из состава, появляется мутный, грязный осадок. В итоге масляный лак с таким разбавителем имеет наименьшее качество покрытия.
    4. Сиккативы
      Эти вещества не быстро испаряются, к ним относятся растворимые виды резинатов, олеинов и окислов. Сиккативы ускоряют процесс высыхания. Состав, предназначенный для технических целей, включает в себя кобальт и марганец или свинец и кобальт, с данными химическими веществами лакированная поверхность может высохнуть за 10-12 часов.

Разновидности лаковых масляных покрытий

То насколько качественным будет лаковый раствор для пола или другого основания, во многом зависит от того, в каком количестве смешана смола и масло. От пропорции этих ингредиентов будет зависеть разновидность состава, бывают следующие виды:

  • жирные лаковые составы. Они изготавливаются из двух частей масел и одной части смолы. Эти составы наилучшим образом подходят для внешних уличных работ, они имеют высокий показатель стойкости к атмосферным явлениям, и прочим негативным факторам;
  • тощие смеси. Эти растворы характеризуются преобладающим объемом смолы над количеством масла, эти лаки нельзя использовать для выполнения внешних работ. Они отлично подходят для внутренней обработки, внутри помещений, они имеют отличную устойчивость, прочность и длительный срок службы;
  • полужирные растворы. Они производятся из смолы и масла, смешиваемых в одинаковой пропорции. Обычно их можно использовать внутри и снаружи помещений.

Итак, чем больше пропорция масла в составе, тем более устойчивым к пагубному воздействию будет лаковая смесь, и тем более качественно она будет защищать поверхность пола или другой конструкции от механического воздействия и влажности.

Достоинства лаковых смесей, основанных на олифе

Эти лакокрасочные материалы очень популярны сегодня, они используются для нанесения на полы, мебель, и другие изделия. Лаковые смеси на основе олифы имеют следующие преимущества:

  • отличаются экологической чистотой и безопасностью для человека;
  • являются влаго-, и паропроницаемыми, позволяют дереву “дышать”;
  • стоят сравнительно недорого;
  • имеют повсеместную распространенность;
  • очень просто и легко наносятся;
  • предоставляют высокий показатель защиты древесине.
Читайте также:
Лессировочный состав — декор и защита для дерева

МА 592

Этот лаковый раствор состоит из нескольких полимеризованных масел – тунгового, подсолнечного и хлопкового. В составе также глицериновый канифолевый эфир, сиккативы и Уайт-спирит. В основном данный лак применяется для защиты металлических поверхностей, которые он надежно защищает от ржавчины и коррозии. МА 592 в течение длительного времени защищает материал, после высыхания этого состава на поверхности создается прочная, твердая, и полностью прозрачная защитная пленка.

Данный раствор используется в качестве электроизоляционного слоя медной проводки, МА 592 можно эксплуатировать даже в тропическом климате. Технические характеристики масляного лака МА 592 позволяют использовать его при высокой температуре и высоком показателе влажности воздуха, после высыхания защитный слой имеет отличную износостойкость.

Перед тем как использовать масляный лак МА-592, его нужно разбавить с помощью растворителя. Наносить данный раствор можно кисточкой или пневматическим распылителем. Если нужно лакировать небольшие изделия, можно использовать метод окунания, а для обработки больших поверхностей применяется способ налива. Перед применением МА 592, основание нужно очистить от жира, грязи и пыли. Наносить состав можно только на чистую и сухую поверхность.

Чтобы лакированная деталь высохла быстро, можно применять способ горячей сушки, для этого лакированная поверхность нагревается до температуры 120 градусов, на протяжении 2 часов. Во время лакирования и сушки нужно действовать внимательно и осторожно, так как раствор является пожароопасным и токсичным. Работать нужно в защитной одежде, перчатках, респираторе и очках. Нельзя вдыхать токсичные испарения этой смеси, также нельзя, чтобы лаковая жидкость попадала на слизистые оболочки и на кожный покров. Работать нужно в хорошо проветриваемом помещении, вдали от открытого пламени.

Правила нанесения масляных лаков

Первым делом нужно внимательно прочитать инструкцию, приведенную на емкости с лаковым раствором. Перед его использованием, скорее всего, нужно разбавить при помощи скипидара, так как во время хранения раствор может сильно загустеть. После разбавления лаковая смесь хорошо ложится на поверхность.

Наносить состав можно из пульверизатора, или при помощи кисточки с жесткой щетиной. Если лакирование выполняется кистью, то покрывать дерево нужно вдоль и поперек волокон, благодаря этому жидкость равномерно распределяется по поверхности. Первый слой делается более жирным, чем каждый последующий.

Лаковые смеси на основе масла высыхают дольше, чем аналогичные продукты, основанные на органических растворителях, так как масло испаряется дольше. Когда первый слой полимеризуется и застынет, древесина шлифуется наждачной бумагой или электроинструментом, после чего очищается от пыли и наносится следующий слой. Шлифование необходимо, чтобы не появлялись изъяны. Обычно достаточно нанесения 3 слоев, чтобы конструкция была блестящей и привлекательной.

После завершения лакирования, желательно чтобы комната хорошо проветривалась, и в ней была минимальная влажность воздуха. Температура во время высыхания должна быть примерно 20-25 градусов. Чтобы избавиться от неприятного запаха в помещении, его нужно время от времени проветривать.

Для достижения максимального блеска лакированной поверхности, можно использовать полировку. Данная методика заключается в следующем: тампон пропитывается спиртом и покрывается растительным маслом или вазелином. Этим тампоном круговыми движениями полируется поверхность до тех пор, пока не останется сухих мест, в итоге получится идеально гладкая, блестящая поверхность.

Лаки для масляной живописи: подробный разбор

Чтобы картина написанная маслом долго радовала глаз,
её обязательно надо покрывать лаком. Это защитит картину
от пыли, деформации, выцветания.

Виды лака для живописи:

Все лаки для масляной живописи можно условно поделить на три вида.

1. Живописные (связующие) лаки

Такие лаки применяются для разведения масляных красок. Т.е. используются непосредственно в процессе живописи, добавляются в «тройник» (лак+масло+разбавитель) или «двойник» (лак+масло).

2. Покрывные (финишные) лаки

Эти лаки применяются для покрытия законченных произведений с целью защиты. А так же для придания равномерного блеска красочному слою, который после высыхания может местами прожухнуть (стать матовым). Для яркости и глубины красок.

Важно помнить, что картину написанную маслом следует покрывать после полного высыхания, а это примерно 1-2 года.

Сейчас, правда, на рынке появился американский лак фирмы «Gamblin», сделанный по новой технологии, которая позволяет покрывать картину сразу после того, как краска схватится на холсте. Очень удобно, но веками пока этот лак не проверен.

Так же все лаки имеют свой предел изнашиваемости, со временем они могут темнеть и желтеть. Тогда картина требует перепокрытия лакового слоя (это может наступить и через 15 лет, и через 30, и через 100 лет. Зависит это от многих факторов, но если картина написана технически правильно, качественными материалами и условия хранения соблюдены, то лак может сохранить свой блеск и прозрачность даже через 100 лет.

3. Ретушные лаки

Используется в качестве промежуточного слоя для предотвращения пожухлости и усиления адгезии красочных слоёв. Например, вам надо продолжить картину, которую вы начали писать 1-12 месяцев назад. В этом случае не рекомендуется наносить сразу краски на высохший слой, лучше предварительно освежить (размягчить, для лучшего сцепления со следующим слоем) высохшие краски ретушным лаком.

Самые популярные лаки для масляной живописи:

Даммарный лак

Применяется для разведения масляных красок и для покрытия законченных произведений. Со временем желтеет, лучше не использовать его для полотен, написанных в холодных оттенках.

Пихтовый лак

Применяется для разведения масляных красок.

Мастичный лак

Применяется для разведения масляных красок, а так же в качестве покрывного и ретушного лака. Со временем желтеет и мутнеет.

Копаловый лак

Используют в качестве добавки к готовым масляным краскам с целью придания им большей прочности и увеличения их стойкости к различным внешним воздействиям.
Реставраторы его не любят в качестве покрывного. Так как это темный лак, обладает высокой прочностью и не растворяется в органических растворителях.

Кедровый лак

Применяется для разведения масляных красок и в качестве ретушного лака.

Ретушный лак

Применяется для усиления сцепления красочных слоев при многослойной живописи, когда между сеансами проходит много времени и краска успевает сильно высохнуть. А так же для исправления пожухлости, раскрытия цвета и яркости красок. Т.е. наносится на высохший слой для растворения красочного слоя, чтобы продолжить работу.
Не путать с покрывными лаками!

Читайте также:
Свойства и особенности труб ПНД

Фисташковый лак

Применяется для покрытия законченных произведений. Имеет почти бесцветную эластичную лаковую пленку, долго сохнет. Не мутнеет и не меняет цвет со временем. Дорого стоит и редко бывает в продаже.

Акрил-фисташковый лак

Применяется для покрытия законченных произведений. Имеет почти бесцветную эластичную лаковую пленку, долго сохнет. Не мутнеет и не меняет цвет со временем. Дорого стоит и редко бывает в продаже.,

Акрил-стирольный лак

Считает наиболее эффективным и стабильным покрывным лаком. Имеет прозрачную эластичную пленку. Обладает высокими водоотталкивающими свойствами. Не мутнеет, не темнеет и не меняет цвет со временем, сохраняя красоту тона.

Акриловые художественные лаки не желтеют и намного стабильней к любым видам потемнений и тусклости.

Gamblin Gamvar

Покрывной лак, изобретенный по новой технологии. Появился сравнительно недавно на нашем рынке художественных товаров.

Его уникальность в том, что работу можно покрывать после первичного высыхания красочного слоя, т.е. когда самые толстые слои краски стали достаточно сухими и устойчивыми на ощупь. Это даёт огромную экономию времени. Не надо ждать 1-2 года, чтобы покрыть картину.

Сам лак прозрачный, образует поверхность с полуглянцевым блеском, придает насыщенность и глубину краскам.

Производитель пишет, что лак можно легко и безопасно удалить с помощью минеральной жидкости Gamblin Gamsol.

Интересно, как будет вести себя со временем на картине, так как пока в силу новизны изобретения этого чуда такой информации нет.

Основные моменты работы с лаками для масла

  • Покрывать картину надо предварительно очистив её от пыли (просто сухой тряпочкой из микрофибры или для оптики, или специальным очистителем, после которого картина должна сутки просохнуть перед лакированием).
  • Слой лака наносить лучше тонким слоем веерной или обычной широкой кистью.
    Толстый слой лака может с большой вероятностью растрескаться. Можете покрыть картину просто на второй раз тонким слоем, после высыхание первого.
  • Картина выполненная в масляной технике покрывается после полного высыхания.
    Ждать примерно от 1 до 2 лет. Исключение — лак Gamblin Gamvar.
  • Акриловые лаки считаются наиболее стабильными и эффективными в использовании: акрил-стирольный и акрил-фисташковый.
  • Покрывной лак должен быть свежим!
    С даты производства должно пройти не более 3-х месяцев.

Производителей лаков сейчас очень много, поэтому обязательно перед покупкой изучите внимательно все свойства лака.

Ghenadie Sontu Fine Art

BLOG

Лаки для масляной живописи. Разновидности и методы нанесения художественного лака.

Лаками называются растворы смол в различных растворителях, которые придают первым те или иные свойства и определяют их название. Так получаются спиртовые, скипидарные, масляные и другие лаки, которые имеют в живописи различное назначение: могут использоваться для устранения пожухлостей, разжижения или растирания красок, покрытия оконченной живописи и иных целей.

Применяемые в живописи лаки подразделяются на масляные, спиртовые и скипидарные. Свойства лака определяются свойствами и качеством составляющих его веществ – масел, смол, растворителей и т. д. В живописи имеют применение все три вида лаков.

Наибольшее распространение как в современной живописи, так и в живописной технике мастеров XI–XVIII вв. получили масляные лаки. Скипидарные лаки начинают применяться живописцами лишь в XVI в., особого успеха вплоть до XVIII в. не имея. В XIX–XX вв. скипидарные лаки пользуются большой популярностью в качестве покрывного материала и как связующее вещество. Спиртовые лаки, представляющие собой раствор смолы в спирте, широкого распространения в технике живописи не получили из-за своей малой прочности и стойкости. Пленка спиртовых лаков, состоящая из спиртовых растворов смол, очень быстро покрывается трещинами, кроме того, она не прочна и обладает очень незначительной стойкостью.

Масляный лак является наиболее распространенным и ценным материалом. Он применяется и в качестве покрывного средства для предохранения живописи от разрушения, и как связующее вещество для красок.

В технике живописи старых мастеров масляные лаки занимали одно из первых мест начиная с XI в. В наиболее ранние периоды развития масляной живописи эти лаки использовались исключительно для покрывания. Масляные лаки, однако же, не только защищали поверхность живописных произведений от разрушения, но и придавали картинам вполне законченный вид. В XVII в., в момент расцвета техники живописи масляными красками, масляные лаки находят свое применение в качестве связующего вещества красок.

Масляные лаки, как уже отмечалось, являются растворами той или иной смолы в масле. Знаменитый фламандский живописец конца XVI – начала XVII в. Питер Пауль Рубенс в связующее вещество своих красок – хорошо отбеленное солнцем и сгущенное масло – водил смолы: мастикс или терпентин.

Итальянские живописцы XV —XVII вв. также применяли масляные лаки из легких смол в качестве связующего вещества красок. С уверенностью можно говорить в этом плане о Леонардо да Винчи. В своем трактате по технике живописи он прямо указывал на необходимость приготовления красок на масляном лаке. В качестве связующего масляные лаки употребляли и такие выдающиеся живописцы средневековья, как Тициан, Рафаэль, Рембрандт и др.

Такое широкое применение масляных лаков в качестве связующего объясняется, по мнению проф. Петрушевского, тем, что лаки лучше защищают краски от действия воздуха, замедляют процесс окисления и разрушения красочного слоя, смола, входящая в состав лака, придает краскам чистоту и неизменность первоначальных тонов.

Роль масляных лаков в живописи значительна. Благодаря покрытию ими поверхности картин громадное большинство произведений живописи старых мастеров достаточно хорошо сохранилось до наших дней, а применение масляного лака как связующего вещества красок способствовало большой прочности и уникальной сохранности этих шедевров.

Смолы

Необходимой составной частью лаков являются смолы. Они оказывают существенное влияние на характер физико-химических процессов, совершающихся при образовании лаковой пленки, а также красочного слоя (в случае вхождения смолы или лака в связующее красок).

У растений, главным образом хвойных, при естественном или искусственном повреждении коры выделяется жидкость, которая со временем под воздействием света и воздуха превращается в смолообразующие вещества различного вида и твердости. Смолы по химическому составу представляют собой сложные вещества, состоящие из соединений углерода, водорода и кислорода, и содержат в основном свободные смоляные кислоты, смоляные спирты – сложные эфиры, неомыляющиеся соединения-резены, относящиеся к нейтральным соединениям и (в некоторых смолах) красящие вещества.

Читайте также:
Характеристики и особенности нанесения лака ПФ-170

Естественные смолы делятся на твердые и мягкие. К первым относятся янтарь, копал, ко вторым – даммара, мастикс, фисташковая. Из смол, вырабатываемых искусственным путем, можно назвать акриловую.

Янтарь является наиболее древней ископаемой смолой старейших хвойных деревьев. Его находят на берегах Балтийского моря, Днепра, Немана, Вислы, на Сахалине и в других местах.

Лучшие сорта янтаря относятся к самым твердым смолам. Различные виды янтаря начинают плавиться при разной температуре, от 250 до 300 °C и выше, цвет имеют от светло-желтого до темного, бывают они прозрачными и мутными. Янтарь в натуральном виде не растворим в маслах, а также в растворителях. В России стал использоваться с XVII в.

Копал – также ископаемая смола, применяемая в живописи с XVII в., в зависимости от местонахождения встречается разной твердости. Наиболее твердой смолой считается копал занзибарский (Восточная Африка); к наиболее мягким видам относятся копал каури и манильский (Новая Зеландия, Австралия), а также получаемые с ныне растущих деревьев. В СССР копалы имелись в Закавказье и на Дальнем Востоке. Следует отметить, что копалы, добываемые с растений, уступают по качеству ископаемым.

Копалы бывают светлого и темного желтого цвета, а также коричневого. В маслах копалы в натуральном виде не растворимы. Они также не растворимы и в растворителях. Исключение составляют мальтийский и каури, которые растворяются в винном спирте и при нагревании в масле. Твердые копалы плавятся при температуре 300 °C, мягкие копалы – при 130–180 °C.

Даммара стала применяться в живописи только со второй половины XIX в. Получается она из растений, растущих в Индонезии и некоторых других местах. Лучшие сорта даммары бесцветны и легко растворяются в скипидаре и в нагретом масле, в спирте – только определенная часть смолы. Плавится даммара при температуре 80–100 °C.

Мастикс (мастика) используется художниками с XVII в. Добывается этот вид смолы из растений, произрастающих в Греции, Афганистане, Африке, по цвету бывает более светлым и темным, поэтому перед использованием сортируется. Плавится мастикс при температуре около 100 °C, растворяется легко в растворителях и при нагревании в масле. Растворы даммары и мастикс дают очень эластичные пленки.

Фисташковая смола очень похожа по своим свойствам на мастикс. Дикорастущие фисташковые деревья встречаются в Средней Азии, Азербайджане, Грузии, Крыму, в Средиземноморье и других местах юга Европы. Плавится фисташковая смола при 60–70 °C, хорошо растворяется в растворителях и в масле при нагревании.

Искусственные смолы, получаемые синтетическим путем, бесцветны, обладают очень большой эластичностью. Из многих видов искусственных смол наиболее часто применяется в настоящее время для изготовления лака акриловая смола. Акриловая смола относится к сополимерам – высокомолекулярным сложным соединениям и является продуктом полимеризации акриловой и метакриловой кислот и их производных. Эта смола бесцветна, прочна и эластична. Ленинградский завод художественных красок выпускает акрил-фисташковый лак, представляющий собой раствор фисташковой и акриловой смол в скипидаре. Этот лак неплохо зарекомендовал себя в живописи.

Терпентины (бальзамы)

Терпентины (бальзамы) – натуральные растворы смол в эфирных маслах растений. Вытекающие из деревьев терпентины имеют вид прозрачной, густой и вязкой жидкости, при соприкосновении с воздухом изменяются: становятся более густыми из-за большого испарения эфирного масла (скипидара) и окисления смоляных кислот кислородом, находящимся в воздухе. Они применяются в качестве добавок к связующим веществам масляных красок.

Бальзамы являются продуктами растений, главным образом тропических, и состоят из растворов смол в эфирных маслах (с наличием ароматических кислот – бензойной, коричной и др.). Выделяемый обыкновенной сосной терпентин, из которого получают канифоль и скипидар, в живописи непригоден, так как способен выкристаллизовываться, чернить краски и сообщать им хрупкость.

Венецианский и страсбургский терпентины получаются: первый из европейской лиственницы, второй из европейской пихты. После высыхания они образуют прозрачные, почти бесцветные, некристаллизующиеся и нетемнеющие пленки. Широкое применение в живописи имели еще в XVI–XVII вв., в настоящее время терпентины почти не производятся.

Сибирский пихтовый терпентин (бальзам) выделяется пихтами, растущими в Сибири. По своим свойствам близок к канадскому бальзаму. Он быстро высыхает, хорошо растворяется в растворителях, устойчив к атмосферным влияниям.

Канадский бальзам представляет собой растительный сок некоторых видов пихт, растущих в Канаде и в США, по внешнему виду это бесцветная прозрачная густая жидкость с приятным запахом. При нанесении тонким слоем довольно быстро высыхает. Добавленный в масляные краски, он способствует более равномерному высыханию, несколько замедляет его.

Копайский бальзам добывают из некоторых растений Южной Америки, Венесуэлы, Бразилии. Он очень близок по своим свойствам к канадскому бальзаму, но имеет более темную окраску. В отношении копайского бальзама в зарубежной литературе имеются указания о недопустимости его употребления в живописи, так как пленки его размягчаются и темнеют.

В отличие от растительных масел, процесс высыхания которых начинается с поверхности и идет постепенно вглубь, высыхание растворов смол происходит равномерно. Таким образом, введенная в масляное связующее смола способствует более равномерному высыханию красок по всей их толщине.

В живописных лаках применяются как твердые, так и мягкие смолы.

Янтарь и копал образуют очень твердые пленки, но при растворении этих смол в масле они предварительно плавятся при высокой температуре, во время этого процесса они дезорганизуются, теряют в известной мере свои достоинства и дают лаки темного цвета.

Мягкие смолы – мастикс, даммара и др. – очень легко растворяются в растворителях при незначительном нагревании в масле. При растворении они не изменяют своей химической структуры. Мягкие смолы хотя и не обладают твердостью янтаря и копала, но дают очень эластичные пленки, что способствует хорошему качеству, необходимому смолам, вводимым в масляные краски и пригодным для приготовления лаков.

Растворители

Растворители в основном представляют собой эфирные масла растений и некоторые фракции нефти.

Скипидар (терпентиновое масло), применяемый в живописи, является продуктом перегонки живицы, добываемой из хвойных пород деревьев. При перегонке скипидар собирают в специальных холодильниках, а из остатков получается канифоль. Живичный терпентиновый скипидар бесцветен и имеет приятный запах.

Читайте также:
Разновидности лаков для мебели и особенности их нанесения

Пнёвый скипидар, получаемый из перегонки пней и кусков древесины сосен и елей, имеет резкий запах и желтый цвет. Этот вид скипидара совершенно не пригоден для живописи, так как после испарения остается большое количество смолистого вещества, которое чернит живопись.

Терпентиновый скипидар, находящийся в светлой посуде и не закупоренный быстро, окисляется на свету в тепле. Он желтеет, становится мутным, осмоляется и вызывает потемнение красок так же, как и пнёвый скипидар. Рекомендуется хранить этот вид скипидара во флаконах темно-желтого цвета, закупоренных, максимально заполненных, чтобы уменьшить поверхность соприкосновения с воздухом.

Скипидар является одним из самых распространенных растворителей смол при изготовлении лаков. Введенный в масляные краски, он немного ускоряет их высыхание.

Проверить качество скипидара можно следующим образом: скипидар капают на белую бумагу, после сравнительно быстрого высыхания он не должен оставить прозрачного пятна и ореола. Другой способ проверки: налитый в открытую чашечку скипидар после его испарения не должен оставить на дне осмолившегося остатка.

Пинен (разбавитель № 4) представляет собой пиненовую фракцию живичного скипидара (терпентинового масла). Он получается путем перегонки при температуре 160 °C, совсем не оставляет после высыхания смолистых веществ. Пинен употребляется для разведения художественных масляных красок и лаков. Он испаряется гораздо быстрее скипидара, поэтому в значительной степени ускоряет высыхание масляных красок.

Уайт-спирит является продуктом перегонки нефти при температуре 14 0–15 0 °C. Он тяжелее бензина и легче керосина. Уайт-спирит представляет собой бесцветную химически малоактивную жидкость. Положительное качество уайт-спирита заключается в том, что он испаряется полностью, без остатка: нанесенная на бумагу, капля его после испарения не оставляет никакого следа. Выпускается Ленинградским заводом красок как разбавитель № 2.

Уайт-спирит, или разбавитель № 2, примерно соответствует тому разбавителю, который был известен художникам под названием «петроль».

Масляный растворитель представляет собой раствор отбеленного льняного масла в скипидаре. Его нельзя рекомендовать ни в качестве растворителя смол, ни в качестве разбавителя художественных масляных красок, так как лишнее количество масла, как известно, может повлечь отрицательные последствия в отношении прочности и долговечности красочного слоя. Масляный растворитель употребляется для разжижения декоративных масляных красок.

Назначение лаков

По назначению различают лаки для живописи, для ретуши и для покрытия картин.

Лак для живописи добавляют в масляные краски в процессе работы с целью разжижения красок, он придает им большую прозрачность и яркость, предохраняет от пожухания, сседания и растрескивания. Кроме этого, добавление лака способствует более равномерному по всей толще высыханию красок, улучшению связи с грунтом и между красочными слоями. Наиболее употребляемые для этой цели из выпускаемых в наши дни лаки мастичный, даммарный и копаловый.

Мастичный лак может служить не только в качестве добавки к краскам, но и как протирка промежуточных слоев при послойной живописи, заменяя в этом отношении ретушный лак. Применяют мастичный лак и как покрывной для масляной и темперной живописи.

Лак даммарный применяется как добавка к краскам и как покрывной материал. При хранении он иногда теряет прозрачность. Для разбавления лака применяют пинен. При старении даммарный лак желтеет меньше, чем мастичный.

Лак копаловый имеет темный цвет, применяется как добавка к краскам. Высохшая пленка копалового лака не растворяется органическими растворителями.

Кроме указанных лаков в качестве добавки к масляным краскам могут употребляться ныне выпускаемые пихтовый, кедровый, бальзамо-пентамасляный и бальзамо-масляный лаки.

Покрывные лаки служат для покрытия масляной и темперной живописи. Они должны быстро высыхать, образовывать прозрачную и эластичную пленку. К таковым можно отнести выпускаемые в наши дни фисташковый и акрил-фисташковый лаки.

Лак фисташковый дает очень прозрачную, почти бесцветную, эластичную пленку. Он представляет собой раствор фисташковой смолы (23 %) в пинене с незначительной добавкой уайт-спирита (разбавитель № 2) и бутилового спирта.

Лак акрил-фисташковый представляет собой синтетическую полибутилметакриловую смолу с добавлением незначительного количества фисташковой смолы. Смолы нужно растворить в пинене, в который добавляется около 2 % бутилового спирта. Пленка акрил-фисташкового лака почти бесцветна, обладает большой эластичностью и по прочности превосходит пленки многих лаков.

Лак для ретуши предназначен для покрытия пожухших красок с целью восстановления их цвета и блеска.

Лаки для ретуши состоят из мягких смол, растворенных в эфирном масле (например, скипидаре), с введением в них масла или без него. Лак с маслом дает лучшие результаты, так как масло в этом случае не является излишним в красочном слое, а лишь компенсирует масло, ушедшее из красок в нижележащие красочные слои. Такой лак в большей степени восстанавливает не только блеск, но и цвет красок.

Покрытие картин лаком

Покрытие картины покрывным лаком чрезвычайно важно. Во-первых, живописные полотна, написанные масляными или темперными красками и покрытые лаком, становятся более интенсивными по «звучанию», что особенно характерно для темперной живописи. Красочный слой приобретает приятный блеск, более четко выделяются мелкие детали, которые часто не заметны в матовой живописи. Во-вторых, пленка, образованная покрывным лаком, выполняет защитную функцию, предохраняя красочный слой от воздействия агрессивных реагентов, находящихся в воздухе. К таковым относятся сероводород и сернистые газы, которые вызывают резкое потемнение некоторых красок.

Лак, употребляемый для этих целей, должен быть достаточно свежим, т. е. должно пройти не более трех лет со дня его выпуска. Наиболее применяемым покрывным лаком считается акрил-фисташковый лак. Он прозрачен, очень эластичен и, что самое важное, не теряет своих свойств со временем.

Перед покрытием картины лаком ее нужно выдержать не менее года, предохраняя от пыли, загрязнений и воздействия различных паров. Непосредственно перед нанесением лака ее протирают, удаляя попавшую на нее пыль и грязь.

Лак наносится на картину с помощью широкой щетинной кисти или флейда (широта их зависит от размера картины). Для того чтобы лак легче и лучше разносился по картине, его слегка подогревают на водяной бане, приблизительно до 40 °C, а чтобы уменьшить блики, разбавляют пиненом в соотношении 1: 1.

Чтобы лак в процессе работы медленнее высыхал, его следует разбавить уайт-спиритом (разбавитель № 2), но при этом необходимо иметь в виду, что уайт-спирит имеет бо́льшую проникающую способность, чем пинен. Это может вызвать «провалы» лака, который уходит через микротрещины в глубину красочного слоя, образуя жухлые места.

Читайте также:
Как выбрать лак для отделки бани?

Наносят лак на горизонтально расположенную картину, для чего, в зависимости от размера, ее кладут на стол или пол. Окунув кисть в посуду с лаком, ее отжимают о край посуды, чтобы с кисти не капал лак, и наносят его широкими перпендикулярными движениями вдоль реек подрамника. Лак наносится тонким слоем, без образования пузырьков, выпавшие из кисти волоски необходимо тут же удалить, чтобы они не присохли к лаковому слою.

Окончив нанесение лака, картину через 10–15 мин устанавливают наклонно, живописным слоем к стене, чтобы защитить сырую лаковую пленку от осаждающейся пыли из воздуха в процессе высыхания лака. При этом картину, покрытую лаком, следует оберегать от воздействия воздуха (влажность) и низких температур.

Виды лаков: выбираем правильно

Великий Страдивари всю свою жизнь посвятил одной цели – добиться максимальной чистоты звучания скрипки. Состав и способ покрытия играли в этом первостепенную роль. Однако во времена мастера использовался лишь масляный лак, секрет изготовления которого передавался из поколения в поколение.

Мир изменился. Стремительное развитие технологий дает нам широкий выбор материалов для покрытия изделий, в том числе и лаков. Наш обзор поможет выбрать наиболее подходящий для ваших задач материал, чтобы вещь, сделанная своими руками, продолжала радовать как можно дольше.

Содержание

  • Для чего лакировать изделия
  • Общие правила выбора лака
  • Виды лаков

Для чего лакировать изделия

Многие виды рукоделия на завершающем этапе изготовления предлагают покрыть изделие лаком. Важность этой процедуры сложно переоценить. Лакирование выполняет ряд важных функций:

  • Придает работе законченный вид. Более того, покрытие лаком способно скрыть дефекты и огрехи, допущенные в процессе работы.
  • Защищает поверхность от неблагоприятного воздействия факторов внешней среды (перепады температур, влажность, пыль, грязь и др.). Лакированная поверхность более устойчива к появлению царапин, выгоранию на солнце или набуханию из-за попадания влаги. Защитная пленка, которую образует лак, не дает материалу разрушаться.
  • Имеет декоративный эффект. Современные лаки способны не только подчеркнуть яркость красок и дать благородный блеск вашей картине, шкатулке, статуэтке или любому другому изделию, но и могут обладать различными декоративными свойствами – эффектом состаривания, иметь в своем составе блестки или делать поверхность бархатистой на ощупь. Если же мы говорим о живописи, то лак подчеркивает мелкие детали рисунка, делая картину более объемной.

Общие правила выбора лака

При выборе лака рекомендуем придерживаться ряда простых правил:

  • Лак должен быть совместим с материалом изделия. Например, не все акриловые лаки ложатся на металл. Любой лак на водной основе не подходит для работы с поталью.
  • Должна обеспечиваться высокая степень адгезии лака по отношению к материалу покрытия.
  • Необходимо учитывать, в каких условиях будет храниться или использоваться сделанная вами вещь – в помещении или на воздухе, подвергаться воздействию высоких температур или влажности, пыли и др. Иными словами, необходимо оценивать, насколько защитные свойства того или иного лака подходят под решения конкретно ваших задач.
  • Если лак выполняет декоративную функцию, то необходимо четко представлять, какой результат хотите получить – глянцевые лаки дают блики, а матовые сохраняют текстуру дерева или камня, делая материал более прочным и долговечным.


Виды лаков

Акриловые лаки (глянцевые и матовые)

Акриловый лак – наиболее популярный и востребованный у рукодельниц вид покрытия. Чаще всего в продаже можно встретить акриловые лаки на водной основе, но для масляной живописи может использоваться лак на основе скипидара.

В основе состава лежит бесцветная неокрашенная акриловая смола с добавлением различных стабилизаторов и загустителей.

Акриловый лак обладает множеством преимуществ. Данный вид лака можно отнести к числу универсальных по многим показателям. В первую очередь, его можно использовать для покрытия поверхностей из различных материалов: дерева, гипса, камня, стекла, керамики, картона и др. А также он используется не только как финишное покрытие, но и отлично смешивается с водоразбавляемыми красками (гуашь, темперные, акриловые), придавая им большую насыщенность цвета. При добавлении в гуашевые краски дополнительно придаёт ей устойчивость к истиранию.

После высыхания лак становится водонерастворимым, что позволяет очищать поверхность изделия при помощи водных растворов. Акриловый лак может наноситься как грунтовое покрытие на самых различных материалах подложки. Гипсовая поверхность после нанесения на неё грунта в виде акрилового лака существенно меньше осыпается, а текстильной подложке он придает дополнительную жесткость.

Распространено применение акрилового лака как связующего звена для самостоятельного приготовления красок, он придает им глубину цвета и шелковистый глянец.

Акриловый лак незаменим в декупаже. Он активно используется как финишное покрытие различных декоративных изделий: шкатулок, часов, панно, зеркал, статуэток и фоторамок. Акриловый лак отлично подходит для перелакировки цветных покрытий, а также позволяет смягчить границы переходов, защитить промежуточные слои изделия.

Лак уже готов к применению, дополнительно разбавлять его не нужно. Однако, если лак загустел, то его можно «оживить» просто добавив немного воды. Также опытные мастерицы советуют для нанесения первого слоя лака делать его как можно более жидким, а последующие слои уже погуще.

Главным недостатком данного вида лака является то, что для его нормальной кристаллизации, необходимо во время всего периода его высыхания поддерживать влажность воздуха не менее 50%, что весьма проблемно осуществить в зимний период.

Подведем итог, акриловый лак – водорастворимый, практически не имеет запаха, не горит, после высыхания становится абсолютно прозрачным, со временем не желтеет, может использоваться практически на всех материалах. Экологически чистый материал. Бывает трех видов – глянцевый, матовый и полуматовый (сатиновый). Для нанесения используют синтетические кисти или валики. Производители предлагают также лак в виде аэрозоля, использование которого позволяет добиться более равномерного покрытия, без следов от кисти.

Алкидный лак

В основе алкидного лака лежит смесь алкидных смол с органическим растворителем. Данный вид покрытия отличается высокий влагостойкостью, отлично переносит резкие перепады температур, имеет высокие декоративные качества. Не имеет себе равных по созданию защитного слоя, который препятствует механическим воздействиям. Алкидный лак, проникая в глубокие слои древесины, подчеркивает натуральную красоту материала.

Читайте также:
Характеристики и особенности нанесения автомобильного лака

Алкидным лаком покрывают изделия, которые будут интенсивно эксплуатироваться. При нанесении на древесину она становится не подверженной гниению и грибку, а металлические изделия алкидный лак защищает от коррозии. Изделия, покрытые алкидным лаком, обладают огнеупорностью.

Расход алкидного лака существенно меньше, если сравнивать его с акриловым.

Главные недостатки – токсичен, имеет достаточно длительный период высыхания, а также ярко выраженный неприятный запах. Работать с таким лаком необходимо в хорошо проветриваемом помещении с соблюдением всех необходимых мер предосторожности, чтобы избежать интоксикации.

Для нанесения используются кисти или специальные валики с пористой основой.

Нитролак

Нитролак – синтетический лак, имеет схожий состав с алкидным, но высыхает намного быстрее. Область применения нитролака – создание защитного и декоративного покрытия изделий из древесины. После лакирования изделие можно полировать.

Лак готов к использованию, не требует предварительной грунтовки поверхности, так как имеет высокую адгезию. Наносится кистью, валиком или краскопультом.

Яхтный лак

Яхтный лак относится к строительным разновидностям. Как покрытие для творческих работ яхтный лак отлично себя зарекомендовал в качестве финишного покрытия изделий, которые эксплуатируются в жестких погодных условиях: флюгеры, кормушки, дверные таблички, уличные элементы декора. Такие изделия часто выполнены в технике декупажа.

Цапон

Представляет собой смесь искусственных смол и нитроцеллюлозы. В лак можно добавлять органические красители.

Отличительная черта лака цапон – термостойкость. Покрытие наносится в два слоя поверх акрилового лака. Используется для декорирования термокружек, подставок под горячее, столешниц, подносов.

Лак имеет неприятный запах, так как разбавляется ацетоном.

Полиуретановый лак

Полиуретановые лаки, в отличие от алкидных, выпускаются на водной основе, поэтому практически не имеют запаха, не токсичны, быстро сохнут. Встречаются варианты на масляной основе, отличающиеся большей влагостойкостью.

Полиуретановый лак идеально подходит для декупажа разделочных досок, однако покрывать лаком следует только ту сторону, которая не используется для разделки. Вторую сторону рекомендуем пропитать льняным маслом, что защитит древесину и будет полностью безопасно для здоровья.

Также полиуретановый лак хорошо подходит для декупажа изделий, которые используются в ванной комнате, бане или сауне: полочки, вешалки, различные декоративные элементы.

Полиуретановый лак без включения в состав латексного компонента используется для покрытия изделий из полимерной глины.

Данное покрытие безопасно для здоровья, не токсично, существенно повышает срок службы изделий, эффективно защищает от воздействия влаги и механических нагрузок.

Клей-лак для декупажа

Как следует из названия, клей-лак выполняет сразу две функции: скрепляет слои между собой и защищает изделие от воздействия внешних факторов. Выпускается на водной основе, добавление в состав акрила позволяет защитить поверхность от механических повреждений.

В отличие от обыкновенного клея ПВА, специализированный состав не желтеет, а текстура обеспечивает равномерное нанесение. Однако для придания большей прочности рекомендуется дополнительно использовать финишный состав.

Шеллак

Шеллак считается первым лаком, который начали использовать мастера для декорирования своих работ. Его основу составляет натуральная смола, выделяемая определенным видом насекомых.

Шеллак можно использовать как финишное покрытие на любом виде краски, однако наиболее выигрышно он смотрится на металлике.

Шеллак – один из немногих видов лака, который можно использовать для декорирования потали. Интересный эффект получается при декорировании шеллаком гипса, так как шеллак бывает не только прозрачным, но и цветным. Если для гипса сделать пропитку, состоящую из шеллака и канифоли, то внешне гипсовая плитка становится похожей на мрамор.

Кракелюрный лак

Кракелюрный лак используется художниками для одноименного процесса – кракелюра, говоря проще, состаривания картины. Аналогичным образом используют кракелюрный лак и в декупаже.

Кракелюрный лак бывает двух видов – одношаговый и двухшаговый. В первом варианте лак наносится между двумя контрастными слоями краски. Второй вариант предполагает нанесение на слой шеллака.

Для работы с кракелюрным лаком используется исключительно синтетическая кисть, а в самом помещении не должно быть пыли.

В конце работы изделие покрывается защитным акриловым (или другим подходящим) лаком, так как покрытие выполняет исключительно декоративную функцию.

Ретушный лак

Применяется как промежуточный слой в масляной живописи. Улучшает адгезию слоев краски, сохраняет их яркость. Лаковая пленка имеет обратимый эффект – легко растворяется в специальных жидкостях. В этой связи данный лак нельзя использовать как покрывной – он имеет обратный эффект. Для нанесения используют тампон или кисть.

Даммарный лак

Используется как добавка к краскам либо же как покрывной лак, обладает густой консистенцией. Главным достоинством выступает способность защитить полотно от воздействия ультрафиолета. Даммарный лак улучшает оптические свойства красок. Однако с течением времени этот лак желтеет, поэтому не рекомендуется его применять для картин, нарисованных в холодных тонах.

Минусом даммарного лака является его гигроскопичность, то есть он проницаем для влаги. В условиях повышенной влажности мутнеет, не обеспечивает картине необходимого уровня защиты.

Стекловидный лак

Отличается высокими пластическими свойствами и износоустойчивостью. Стекловидный лак целесообразно использовать как финишное покрытие изделий из кожи, выполненных в технике декупажа (кошельки, корешки книг, обложки для документов, визитницы, кожаная обувь). Он образует эластичную, устойчивую к истиранию пленку.

Битумный лак

Идеально ложится на любую поверхность, после высыхания образует прозрачную темную пленку с приятным коричневым оттенком. Используется для искусственного состаривания изделий. Выполняет исключительно декоративную функцию. От степени растирания битумного лака зависит и то, насколько «старым» будет выглядеть верхний слой изделия. Идеально подходит для красок, имитирующих цвет металла, придавая им дополнительный металлический блеск.

Поверх битумного лака для защиты поделки необходимо наносить несколько слоев финишного покрытия, подобранного в соответствии с материалом изделия. Битумный лак наносится кисточкой, а образовавшиеся излишки удаляются ватным тампоном или натуральной тканью.

Фацетный лак

Относится к лакам для декорирования. По своим свойствам схож с кракелюрным лаком, однако имеет консистенцию густой пасты. При высыхании дает весьма эффектные трещинки. В основном используется для декорирования изделий из стекла в технике декупажа. Для финишного покрытия используют глянцевый акриловый лак. Весьма эффектно сочетание патины на фацетном лаке. Красиво смотрится лак на тарелочках, витражах, елочных украшениях.

Особенностью нанесения выступает использование мастихина.

Аэрозольный лак

Это не конкретная разновидность лака, а форма выпуска. В виде аэрозолей выпускаются различные лаки: акриловые, алкидные, полиуретановые и др. Несомненным достоинством таких лаков выступает их полная готовность к использованию – не нужно приобретать дополнительно кисти или валики, а также нет необходимости их разводить. Слой, нанесенный аэрозольным лаком, получается более ровным и без резких перепадов.

Читайте также:
Что такое электроизоляционный лак и для чего его использовать?

Многообразие видов лака поражает воображение и открывает широкий простор для творчества. Лакирование изделий придает им законченный вид, защищает от неблагоприятных воздействий, а использование лаков для декорирования придает им неповторимый шарм и колорит. Мы же рекомендуем не ограничивать свою фантазию, использовать различные материалы для создания неповторимых работ, которые будут радовать вас и ваших близких долгие годы.

Обзор лаков

В настоящее время широкое распространение получили лакокрасочные материалы. Это вещества, имеющие в своём составе множество компонентов. Применяются в качестве защитного слоя для предохранения различных поверхностей от воздействия внешней среды и повышения декоративных свойств изделий.

Основой строительного лака являются смолообразные полимерные композиционные материалы и жидкие многокомпонентные растворители. Такие вещества могут создавать на поверхности твёрдую оболочку, без цвета либо с определённым оттенком. Это свойство лака дают ему широкую сферу для использования при проведении строительных и ремонтных работ. Одно из важных направлений использования лаковых покрытий – использование при проведении реставрационных работ. Применяя подобные материалы можно значительно увеличить срок службы антикварного паркета и мебели.

Применение лаков в строительстве и ремонте

Обычно лакокрасочные материалы применяют на завершающих фазах проведения строительных, ремонтных работ или при завершении реставрации. Возьмём, например, деревянные покрытия. Их можно обработать различными способами. Один из вариантов – обработка такой техническим материалом, как антисептик. Можно использовать лаковое покрытие, которое придаст поверхности гладкость, сделает её более ровной. А возможно просто деревянную поверхность покрасить. А самым оптимальным вариантом будет использование всех вышеперечисленных материалов совместно.

Химические технологии в современном мире хорошо развиты. С их помощью можно создавать широчайший спектр лакокрасочных и клеевых материалов, жидкостей технического назначения, которые можно применять в различных сферах деятельности. Подробно останавливаться на этих веществах не будем, поговорим немного о строительных лаках.

Таблица. Параметры лаков.

Классификация лакокрасочных материалов

Систематизируют лаковые материалы по различным признакам. Например, при применении лаков в качестве защитной плёнки от коррозии наиболее важной характеристикой является адгезия — степень приклеивания к поверхности.

Можно классифицировать по показателю блеска — могут быть с различной степенью глянцевого блеска либо различного уровня матовости.

По функциональному использованию – для подготовки строительных жидкостей, обработки паркетных полов, отделки мебели.

По основе лакового покрытия – на основе воды или спирта.

Можно систематизировать по типу материала, образующего поверхностную плёнку. Можно выделить лаки с масляной, битумной, алкидной, эпоксидной, спиртовой, полиакрилатной, алкидно-карбамидной основой.

Основы для лаков

При использовании битумного лака, имеющего в своей структуре битумные и масляные компоненты, высохшая поверхность будет иметь чёрный цвет. При обработке поверхностей подобным составом, получаем поверхности, защищённые от воздействия влаги, определённых химикатов. Подобные битумные лаки лучше всего использовать при проведении внутренних работ, так как атмосферостойкость такого вещества низкая. Металлические поверхности, обработанные этим лаком, имеют низкую коррозийную устойчивость. Преимуществом битумного лака является низкая стоимость. Различить его можно по маркированию символом БТ.

Масляный лак

Отличить масляный лак можно по его структуре. Его компоненты – смолы природного происхождения, такие как шеллаковые, канифольные, янтарные. Могут быть искусственно произведённые, например, полученные на основе алкидов, фенолформальдегидов. В составе также присутствуют масла растительного происхождения, вещества, ускоряющие высыхание состава.

Преимуществами масляного лака является образование поверхностей с высокой степенью износостойкости, повышенной прочности и твёрдости. К недостаткам можно отнести длительный срок высыхания, пониженную атмосферную стойкость, повышенную цену. Рекомендуется для использования при проведении внутренних, реставрационных, а также живописных работ. Если позволяют средства при проведении ремонта или строительстве нового жилья использование масляного лака оптимально обработки паркетного покрытия.

Алкидный лак

Ещё одной разновидностью лака является алкидный лак. Из-за высокого уровня прилипания его можно использовать с целью склеивания поверхностей. В результате его применения образуется слой, который характеризуется высокой твёрдостью, прозрачностью, долговечностью, повышенной влагостойкостью. Использовать его можно как при проведении работ внутри помещения, так и для наружных работ. По составу алкидный лак напоминает масляный. У обоих для основы применяются органические растворители и природные или синтетические смолы. Преимуществом можно назвать более низкую стоимость по сравнению с масляным. Отличить алкидный лак можно по маркированию буквами ГФ.

Нитроцеллюлозный лак

При получении нитроцеллюлозного лака в растворителях органической природы происходит растворение нитрата целлюлозы. Меняя состав композиционной смолы можно получить различные свойства конечного продукта. После обработки и высушивания поверхности нитроцеллюлозным лаком получается плёнка без цвета, достаточно твёрдая. Время высыхания минимально, поэтому использовать его можно в качестве защитного слоя для поверхностей из дерева, в частности, мебели, а также предметов из древесно-стружечных плит. Обработка нитроцеллюлозным лаком делает изделие более декоративным, предохраняет его от влажности, механических воздействий. Маркируется лак буками НЦ.

Эпоксидный лак

Соединив эпоксидные смолы с природным растворителем можно получить эпоксидный лак. Им можно обрабатывать поверхности внутри помещений с целью склеивания поверхностей. Может использоваться для подготовки шпаклёвочного материала. Эпоксидный лак стоек к воздействию воды, щелочи, повреждениям механического характера. Если вы используете такой лак, помните, что нужно обязательно добавлять отвердитель, о чём фирма-производитель указывает в руководстве по применению.

Спиртовой лак

Спиртовой лак готовится на основе спиртов и смолы природного происхождения. Стоимость такого лака достаточно высокая. Можно полировать деревянную мебель паркетные покрытия и изделий с поверхностью из дерева. Получившаяся плёнка не подвержена механическим воздействиям, имеет хороший блеск. Недостатком является подверженность к воздействию влаги. Промышленное производство спиртовых и масляных лаков ограничено в силу высокой стоимости и избранности применения.

Нефтеполимерный лак

Достаточно интересным продуктом в среде строительных материалов, который появился в настоящее время, можно назвать нефтеполимерный лак. Он получается, как композиционный раствор нефтеполимерной смолы в растворителе органического состава с добавками, варьирующимися в зависимости от заданных свойств. Преимуществом такого лака по сравнению со спиртовым и масляным является более низкая цена при схожих потребительских свойствах. Отличить нефтеполимерные лаки можно по маркированию буквами НП.

Читайте также:
Свойства и особенности труб ПНД

Алкидно-карбамидный лак

Алкидно-карбамидный лак состоит из алкидной смолы и аминоформальдегида, соединённых в заданной концентрации. При использовании применяется отвердитель. После обработки изделия из дерева становятся стойким к воздействию влажности, повышается прочность и долговечность. Маркируется буквами МЧ.

Для производства полиакрилатного лака используют акриловые сополимеры, природные растворители и красители. Цветовая гамма достаточна разнообразна. Можно применять с целью повышения декоративности изделий из металла, стекла, дерева. Маркируется буквами АК.

Применение лаков

Лаком можно назвать комплекс компонентов, которые имеют водную или химическую основу, при соприкосновении с обрабатываемой поверхностью образуют плёночное покрытие – бесцветное или окрашенное.

Состав основы лака обуславливает и его и свойства. Водная основа обеспечивает быстроту высыхания, запах практически отсутствует. Лаки на алкидной основе более устойчивы к внешним воздействиям.

По назначению лаки можно классифицировать следующим образом:

  • паркетный – хорошо использовать в качестве обработки деревянных паркетных половых покрытий, оконных рам, лестничных ограждений. Основа такого лака обычно алкидная, возможна уретановая или акриловая. Как правило, он без запаха, высыхание недолгое, износоустойчив. Наиболее популярен лак на водной основе.
  • мебельный – имеет водную основу, иногда в качестве основы используются природные растворители. В качестве добавок используются пластификаторы, отвердители.
  • палубный – основное назначение – защита от влаги. Чаще всего применяется вне помещений, обработки уличных малых архитектурных форм.
  • грунтовочный – основное назначение – предварительная подготовка изделия к дальнейшему проведению работ. Такой лак укрепляет основу, выравнивает плоскость, удаляет шершавость.
  • лаки-пропитки – при обработке поверхности проникают внутрь, способны окрасить поверхность.

Независимо от того, каким лаком вы пользуетесь, необходимо помнить, что они имеют повышенную токсичность и небезопасны для человека. Поэтому нужно использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания и рук.

Акриловые лаки

Виды акриловых лаков:

  • матовый водорастворимый лак на акриловой основе. Наиболее оптимален при использовании внутри помещения. Можно обрабатывать полы, двери, стены, мебель, даже игрушки. Обладает повышенной износостойкостью.
  • глянцевый алкидный лак универсального назначения. Придаёт поверхностям глянцевый блеск. Можно применять для мебели, оконных рам, дверей, паркетного покрытия.
  • акриловый лак с добавлением воды, полуматовый. Используется для внутренних работ, придаёт защитные свойства от ультрафиолетовых лучей. Можно обрабатывать поверхности из дерева, кирпича, брёвен, бетона.
  • алкидный глянцевый лак используется внутри помещений. Можно лакировать деревянные полы, а также древесно-волокнистые и древесно-стружечные плиты.
  • акриловый лак на полиуретановой основе, разбавляемый водой, глянцевый наполовину. Обрабатываются внутренние деревянные конструкции, обычно половые покрытия.
  • бесцветный лак для сучков – используется для внутренних работ, замедляет смолистые выделения из сучковатых поверхностей.
  • глянцевый быстросохнущий лак на уретано-алкидной основе. Используется для обработки деревянных поверхностей, внутренних и наружных работ.
материалы по теме

Лак для паркета

Паркет – это натуральное напольное покрытие. Оно не имеет защиты от физического и механического воздействия. Чтобы материал прослужил дольше, его покрывают особым защитным составом. В основном это лак. Различают несколько видов лаков для паркетного пола. У каждого есть свои достоинства и недостатки. При выборе материала часто вопрос, какой лак лучше.

Матовый лак для автомобиля

Каждый год выпускаются сотни тысяч новых автомобилей. К тому же существует множество подержанных. Если в первом случае выбор цвета практически не ограничен, то во втором приходится покупать то, что есть.

Звук музыкальных инструментов

Наверное, этим вопросом задаются все музыканты. Как известно все музыкальные инструменты покрываются слоем лака, да еще и не одним. Помните знаменитую скрипку Страдивари? Она имела неподражаемое звучание.

Масляные лаки

Масляный лак можно характеризовать как бесцветную прозрачную печатную масляную краску. По своему составу он близок к офсетным печатным краскам. Этот лак также содержит алкидные смолы, растительные и минеральные масла, различные вспомогательные вещества (воски, сиккативы и др.). Различие лишь в том, что масляный лак, в отличие от печатных красок, не содержит пигмента, т. е. в основном представляет собой связующее печатных красок. Поэтому его часто называют офсетный или печатный лак [1,24].

Масляные лаки используют для:

  • • повышения степени глянца печатных красок (глянцевые лаки) до 40—50 %;
  • • достижения эффекта матирования (матовые и шелковистые лаки);
  • • повышения стойкости оттисков к истиранию (защитные лаки).

Масляные лаки нельзя применять при производстве пищевой упаковки. При сушке оттисков образуются продукты распада, которые могут изменить вкус и запах продукта, содержащегося в упаковке, и сделать его непригодным к употреблению.

Используемые в лаке смолы влияют на матовость или глянец оттисков, на их стойкость к истиранию. Минеральные и растительные масла оказывают влияние на впитываемость и скорость сушки оттисков. Сиккативы и растительные масла определяют механизм закрепления лака окислительной полимеризацией. Воск повышает прочность лаковой пленки к истиранию.

В масляном лаке процентное содержание твердого вещества составляет 60—85 %. Расход масляного лака, как и красок, зависит от покрываемой площади на оттиске. Оптимальное количество наносимого лака не превышает 2 г/м 2 .

В отличие от печатных масляных красок офсетные лаки должны образовывать абсолютно прозрачную пленку. Масляные лаки поставляются в банке уже готовыми к применению. Они имеют желтоватый оттенок. В случае необходимости их свойства корректируют такими же вспомогательными веществами, что и печатные масляные краски.

Масляные лаки применяют как для сплошного, так и для выборочного лакирования. Выборочное лакирование осуществляется при помощи офсетного печатного аппарата.

Механизм закрепления масляного лака, как и у масляных печатных красок, бывает двух видов: физический — впитывание и химический — окислительная полимеризация. В процессе закрепления печатных масляных лаков комбинируются высыхание и отверждение. Высыхание происходит прежде всего за счет впитывания связующего вещества в поверхностный слой, что не играет большой роли для мелованных бумаг и картонов.

При лакировании методом «сырое по сырому» печатный офсетный лак впитывается сначала в красочные слои так, что лак уже на стапеле приемки хорошо закрепляется на сырой краске.

Наибольшее влияние на образование пленки оказывает оксида- тивное высыхание. Точнее, речь идет о химическом отверждении (окислительная полимеризация) посредством так называемого мостового соединения с кислородом. Между молекулами связующего средства — минерального или растительного масла — наращиваются поддерживающие реакцию ионы оксида. Высыхание лака происходит вследствие расщепления молекул кислорода, содержащегося в воздухе.

Читайте также:
Как выбрать лак для отделки бани?

Термин «окислительная полимеризация» появился, когда было установлено, что растительное масло при нанесении его тонким слоем на поверхность оттиска в естественных условиях самопроизвольно переходит из жидкого состояния в твердое. В данном случае речь идет о химическом взаимодействии масляных пленкообра- зователей с кислородом воздуха, что в конечном счете приводит к образованию трехмерной пленки. Такой процесс особенно четко прослеживается у так называемых высыхающих масел, имеющих высокую степень ненасыщенное™.

Растительные масла по химическому составу представляют собой триглицериды жирных кислот. Их строение и природа обусловливают способность к пленкообразованию. Здесь определяющим является наличие двойных связей и их положение в цепи: двойные связи могут находиться в цис- и трансположении, могут быть изолированными или конъюгированными (сопряженными). Степень ненасыщенное™ разных масел различается, а это обусловливает их неодинаковую способность к пленкообразованию.

Реакция пленкообразования начинается с присоединения кислорода по месту двойной связи. При наличии в молекуле изолированных связей кислород присоединяется к СН2-группе, которая находится рядом с двойной связью, и образовывает гидропероксид. Если связи конъюгированные, образуются циклические пероксиды через 1,4-присоединение. Пероксиды распадаются на радикалы, особенно в случае катализа окислительно-восстановительными системами, содержащими катионы поливалентных металлов. Радикалы инициируют цепную реакцию полимеризации. Создаются дополнительные С—О—С и С—С связи между молекулами, что приводит к росту и разветвлению цепи.

Пероксиды, радикалы и группы С—О—С одновременно могут вызывать распад молекул и образование низкомолекулярных продуктов, содержащих альдегидные и карбоксильные группы, что оказывает влияние на свойства образующейся пленки.

Окислительная полимеризация, которая сопровождается протеканием большого числа различных реакций, продолжается и после завершения формирования лакового покрытия. Происходит дальнейший рост плотности молекулярной сетки и, соответственно, жесткости и твердости лакового покрытия.

Таким образом, все лаковые покрытия, которые формируются в результате окислительной полимеризации маслосодержащих и других пленкообразователей, имеют ограниченный срок службы, особенно в атмосферных условиях. Старение лакового покрытия происходит тем быстрее, чем выше удельная функциональность пленкообразователя.

Соединения с двумя двойными связями в изолированном положении поглощают больше кислорода, чем аналогичные системы с конъюгированными двойными связями. Последние в результате более легкого 1,4-присоединения быстрее образуют С—С мостики. Изолированные двойные связи могут также изомеризоваться и становиться конъюгированными.

Реакции катализируются некоторыми металлсодержащими мылами и ускоряются при увеличении температуры. При этом конъюгированные двойные связи реагируют раньше, чем изолированные.

Несмотря на то, что производство маслосодержащих лакокрасочных материалов (олифы, лаки, алкиды) основано главным образом на использовании растительных масел, представляющих собой возобновляемый сырьевой источник, а формирование из них покрытий за счет окислительной полимеризации рассматривается как экологически безопасный процесс, их применение в промышленности постепенно сокращается. Основная причина — это длительный процесс отверждения покрытий в естественных условиях. Однако эти материалы сохраняют свое значение в различных отраслях промышленности, где доля их использования среди других лакокрасочных материалов остается достаточно высокой.

Катализаторы улучшают усвоение кислорода через молекулы смол. Несмотря на это, естественное проникновение кислорода в стапель идет медленно, от края к центру листов, что делает процесс отверждения очень долгим. Поэтому едва ли стоит ожидать полного высыхания печатных красок и лаков на масляной основе при производстве цветной продукции с высокой степенью запечат- ки, пока отпечатанные листы находятся в одном стапеле. Умеренное добавление паст для высыхания в красочный аппарат способствует отверждению, как и хорошая вентиляция стапеля, например, с помощью незначительной подачи противоотмарывающего порошка и раздува воздуха при формировании стапеля. Для поддержания высыхания, как и реакции отверждения, может использоваться ИК- сушка.

Так как печатный масляный лак наносится через офсетную печатную секцию при включенном увлажнении с алюминиевой формы через офсетную резину на запечатываемый материал с абсолютной точностью, его чаще всего используют для выборочного лакирования.

Частично применяется матовый или гранулированный масляный лак при гибридной отделке в соединении с УФ-лаками, а также с дисперсионными лаками. В этих случаях достигается превосходный глянцевый контраст [1, 16, 17, 24].

Преимущества лакирования масляными лаками:

  • • при лакировании тонкой бумаги не изменяются ее линейные размеры в такой степени, как при использовании ВД-лаков. Линейные размеры могут изменяться в той же степени, как и при офсетной печати с использованием увлажнения;
  • • при смывке лака можно применять стандартные смывочные растворы, которые используются для смывки офсетных красок;
  • • для корректирования свойств масляных лаков применяют те же вспомогательные вещества, что и для офсетных красок;
  • • обладают хорошей адгезией к запечатываемому материалу, высокой механической прочностью и гибкостью лаковой пленки, что важно при дальнейшей послепечатной обработке оттисков (резке, фальцевании, биговке и т. п.);
  • • имеется возможность снижения требований к совместимости офсетных красок с масляным лаком, так как они близки по составу. Однако перед применением масляного лака с офсетными красками, нестойкими к действию щелочей, необходимо выполнить пробу для проверки качества лакирования и выявления изменений интенсивности и цветового тона офсетной краски;
  • • рынок предлагает широкий ассортимент масляных лаков;
  • • лаковое покрытие обеспечивает хорошую защиту печатного оттиска от влаги;
  • • масляные лаки просты в использовании. При нанесении они ведут себя так же, как офсетные печатные краски. Если в офсетной печатной машине нет лакировальной секции, процесс лакирования можно выполнять через офсетный печатный аппарат печатной секции вместе с печатанием основными красками.

Недостатки лакирования масляными лаками:

• значительное время закрепления лаковой пленки на оттиске, как и любой офсетной краски. Для окончательного закрепления лакового покрытия необходимо около 2 ч. Кроме того, для устранения отмарывания имеется необходимость в применении противоотма- рывающего порошка;

  • • с течением времени лаковая пленка желтеет;
  • • лаковое покрытие имеет невысокий уровень глянца (40— 50 %). По степени глянца покрытие масляным лаком уступает покрытиям дисперсионным и УФ-лаками;
  • • возможно появление неприятных запахов из-за образования побочных летучих продуктов полимеризации;
  • • возможно слипание лакированных оттисков в стапеле большой высоты.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: