Как определить, что АКБ телефона, самоката, электровелосипеда вот-вот загорится или взорвется
В среднем в России происходит около 3 650 пожаров, вызванных зарядкой гаджетов: телефонов, планшетов, портативных аккумуляторов, роботов-пылесосов, электросамокатов и электровелосипедов. В США с 2012 по 2017 год было зарегистрировано 25 000 пожаров, связанных с этими батареями.
Литий-ионные аккумуляторы стали основной причиной пожаров в Нью-Йорке в 2023 году. Было зафиксировано 200 возгораний. Конечно, не все пожары происходят из-за брака или неисправности батарей. Например, ваш питомец может погрызть провода или зарядку телефона, вызвав короткое замыкание. Но факт остается фактом: с каждым годом все больше пожаров связано с воспламенением литий-ионных АКБ. В некоторых случаях они могут даже взрываться.
К счастью, есть предупреждающие признаки, которые могут помочь пользователям вовремя предотвратить пожар.
Признаки того, что батарея вот-вот загорится
Батареи работают с использованием химических реакций для перемещения электронов, и они могут пойти не так, как предусмотрено разработчиком, что чревато возгоранием или даже взрывом. Ниже мы собрали список основных косвенных признаков, указывающих на возможные проблемы с аккумулятором.
Тепло. АКБ вырабатывают естественное тепло в процессе своей нормальной работы — например, смартфон может нагреваться до 35° С (становится теплым на ощупь). Но если устройство слишком горячее, чтобы к нему не очень приятно или невозможно было прикоснуться, это явный признак того, что что-то идет не так. Поэтому, если вы почувствовали, что ваш гаджет нехарактерно горячий (больше, чем всегда при его обычном функционировании), будьте внимательны: есть риск возгорания.
Вздутие. Литий-ионные аккумуляторы могут вздуваться из-за избыточного тепла и скопления газов. Само по себе вздутие батарейки не обязательно означает, что она вот-вот взорвется, но если ваше устройство проявляет какие-либо другие признаки в дополнение к вздутию, будьте готовы и срочно примите противопожарные меры.
Дым. Белый или серый дым — признак того, что аккумулятор вот-вот загорится/взорвется. Если вы видите какой-либо пар/дымок, исходящий от устройства, лучше всего предположить плохое и срочно принять необходимые меры, чем потом увидеть фейерверк.
Звук. Батареи, которые неожиданно могут стать пиротехникой, перед воспламенением часто издают шипящие или булькающие звуки.
Если вы заметили один или несколько из этих предупреждающих знаков, лучше всего сразу предположить, что аккумулятор может вспыхнуть, и принять меры для своей защиты и защиты своего имущества.
Батарея вот-вот взорвется: вот что надо сделать
Если вы подозреваете, что литий-ионная батарея в одном из ваших гаджетов может взорваться, немедленно предпримите следующее:
- Если вы увидели дым или искры, покиньте опасное место.
- Защитите руки. Не берите устройство голыми руками. Найдите что-нибудь, что можно использовать, — например, щипцы (для небольших устройств) или кухонные высокотемпературные прихватки, плотные полотенца — буквально все, что может послужить буфером-защитой между вами и горящим гаджетом.
- Уменьшите воздействие кислорода. Не открывайте окна, а место возгорания постарайтесь накрыть чем-нибудь, и уже после тушите пожар.
- Выключите и отсоедините устройство от электропитания. Нужно вынуть шнур из розетки и выключить устройство, если это возможно. Если нет возможности, отключите электричество в помещении на квартирном щитке.
- Осторожно перемещайте гаджет. Не шатайте и не бросайте его. Осторожно переместите его в изолированное место, где можно сдержать и изолировать огонь, предотвратив его распространение. Например, в место с бетонным полом, такое как гараж, или на улицу на тротуар. Если у вас есть огнестойкий сейф, вы можете поместить устройство в него, но вам все равно следует переместить его как можно дальше от вашей жилой зоны.
- Если устройство загорится, вы можете использовать обычный огнетушитель (углекислотный или порошковый) для подавления пламени или струю воды (противопожарный шланг, подключенный к водопроводной системе). Обратите внимание, что просто полить, скорее всего, будет недостаточно , потому что от высокой температуры горения батарея может взорваться.
Мы же рекомендуем приобрести специальный огнетушитель для тушения аккумуляторных батарей, который более эффективно справляется с таким видом пожаров (пожары класса D). Если загорелось большое устройство, например электровелосипед, электробайк или электрический автомобиль, срочно вызывайте пожарных, набрав номер 112.
- После пожара необходимо проветрить помещение. Делать это нужно как можно дольше.
Любой аккумулятор рано или поздно выходит из строя. И в этом плане литиевые модели тоже не являются исключением. На данный момент они являются самыми популярными среди всех выпускаемых аккумуляторов в мире. Все аккумуляторы после окончания срока службы обычно утилизируются и не восстанавливаются, но восстановить аккумуляторы такого типа возможно.
Преимущества литиевых аккумуляторов:
длительный срок службы;
небольшой вес и габариты;
высокий уровень безопасности;
большая энергетическая мощность;
увеличенное время работы на одном заряде;
высокие текущие значения;
надежность и энергоэффективность;
не требуется техническое обслуживание.
Недостатки литиевых аккумуляторов:
недопустимость глубокой разрядки;
частый выход из строя контроллера питания;
при поломке регулятора мощности автомобиль блокируется от запуска;
не любит низких температур;
аккумуляторы взрывоопасны.
Основные моменты, влияющие на работу литий-ионного аккумулятора
Литиевые автомобильные аккумуляторы, используемые ведущими автопроизводителями Porsche, Mercedes, BMW и другими, хоть и являются самыми современными, но имеют и свои отрицательные стороны. Можно выделить следующие недостатки литий-ионных автомобильных аккумуляторов:
Не оставляйте автомобиль на морозе дольше, чем это необходимо. низкие температуры сильно влияют на все элементы аккумулятора. их эффективность и энергопотребление снижаются. это медленно снижает заряд батареи. в результате просадки напряжения срабатывает защита контроллера питания и на приборной панели автомобиля появляется ошибка о низком заряде аккумулятора и предложении посетить автосервис. данная проблема встречается в автомобилях Porsche (Cayenne E3, Taycan, 911 Carrera), Audi (Q8 Q7 A8 A7 A6 S8 S7 E-tron), Mercedes amg w222 s63 s65, w223, BMW (m4(f82-g82), m5(f90), m8(f91-f92)), Ferrari, Rangerover, Jaguar, Volvo.
Самая большая проблема литиевых аккумуляторов – глубокий разряд. это связано с тем, что аккумулятор разряжается до самого минимума и после этого заряжать его становится невозможно. при этом на приборной панели загорается красный предупредительный сигнал. в этом случае машина не заведется. в этой ситуации необходимо немедленно обратиться к специалисту по ремонту литиевых аккумуляторов.
Как работает контроллер BMS?
Контроллер мощности BMS — это отдельный элемент внутри аккумулятора, который используется сравнительно недавно. Его функция – защита аккумулятора от различных сбоев. Микроконтроллер следит за тем, чтобы аккумулятор не перезаряжался, и блокирует зарядку при достижении 100%. В результате увеличивается срок службы аккумулятора автомобиля, повышается безопасность. При коротком замыкании, перезаряде или просадке или другом физическом воздействии контроллер BMS может заблокироваться или выйти из строя.
Также важно помнить, что Контроллер питания BMS блокирует работу аккумулятора при критическом глубоком разряде. В этом случае восстановить работоспособность литиевой батареи будет очень сложно. Самостоятельно это сделать не получится, нужно будет обратиться за помощью в сервисный центр.
Причины износа литиевого аккумулятора автомобиля
Определить, что литиевая батарея не держит заряд и ее необходимо отремонтировать или заменить, довольно просто:
Аккумулятор начинает выпадать в ошибку даже не будучи полностью разряженным;
Запуск автомобиля блокируется при разрядке литий-ионного аккумулятора;
Аккумулятор не заряжен до 100%.
Способы восстановления литиевых автомобильных аккумуляторов
Если литиевый аккумулятор автомобиля не заряжается и появляется ошибка о неисправности аккумулятора, то можно попробовать зарядить специальным зарядным устройством.
Ни в коем случае нельзя использовать зарядку от обычных свинцово-кислотных аккумуляторов!
Это «специальное» зарядное устройство восстанавливает просевшую батарею. Первым делом необходимо проверить мультиметром, насколько разряжен аккумулятор автомобиля. Если разряд слишком большой или мультиметр показывает нулевые значения, то самостоятельно восстановить литиевую батарею автомобиля не получится. В этом случае, чтобы избежать более существенных поломок, необходимо обратиться в специализированный сервис по восстановлению литиевых аккумуляторов.
Вы столкнулись с подобной проблемой?
Звоните/пишите:
whatsapp:+7 (965) 1177937